Валютный курс и валютная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является валютная система Украины.

Основной задачей данной курсовой работы является рассмотреть валютную систему страны, выявить её основные элементы, на основе чего провести анализ становления валютной системы Украины, показать развитие валютной системы в Украины на основе эволюции таких важнейших категорий, как валютный курс и валютный рынок, а также выявить основные проблемы, существующие на данном этапе развития валютной системы в Украины, и рассмотреть возможные пути их решения.

Работа содержит 1 файл

Валютная система и валютный рынок.docx

— 128.98 Кб (Скачать)

       Говоря  о специфике развития Украины, что может повлиять на отношения с МФО, то следует взять во внимание, что государство добровольно отказалась от владения ядерного оружия, согласившись на его демонтаж, вывоз и уничтожение. Это должно возмещаться соответствующими кредитами на развитие Украинского государства. Западные государства надеются всесторонне использовать отношения Украины с Россией. Наконец, огромный разнообразный экономический потенциал Украины является привлекательным для многих развитых государств.

       Итак, можно отметить такие основные цели и принципы, на которых Украина  сотрудничает с МФО:

  • направление развития рыночных преобразований в Украине;
  • создание условий для вхождения Украины в мировую экономику;
  • поддержание паритетности в отношениях Украины и МФО;
  • обеспечение национальных интересов и национальной безопасности.

       Конкретные  мотивации привлечения займов МВФ  в Украину вытекают из возможных  целевых их функций. Этими функциями  являются такие.

       Во-первых, займы МФО, а так же ВБ, открывают  широкий доступ к мировому рынку  заемных капиталов, на котором спрос  превышает предложения. Конкретно  для Украины открываются дополнительные возможности привлечения займов из названых источников.

       Во-вторых, функцией займов МФО является привлечение  иностранных средств для удержания Украины, как государства, у которого имеются потенциал и цели для вхождения в мировой рынок, где она может стать полноправным партнером мировой экономики.

       В-третьих, получение кредитов трансформации  структуры экономики Украины, изменения  в ней народнохозяйственных предложений, создание условий экономического равновесия.

       В-четвертых, получение кредитов для привлечения  критического импорта, прежде всего  энергоносителей, которых сейчас в  Украине не достаточно для развития национального производства.

       3 сентября 1992 г. Украина стала членом  МВФ. Активное сотрудничество  с этой организацией началось  в октябре 1994 г. 

       В условиях финансового кризиса Украина (Национальный банк Украины) получил  первый транш кредита Международного валютного фонда в размере 4,5 млрд. долларов для поддержания стабильности национальной валюты и рекапитализации  банков. Процентная ставка кредита  Международного валютного фонда (МВФ) для Украины является плавающей  и может изменяться в соответствии с ситуацией.

       Международный валютный фонд (МВФ) готов предоставить Украине второй транш по программе  stand-by в 2009 году после получения подтверждения реальности безинфляционных источников покрытия дефицита государственного бюджета. [12, с. 20]

       Взаимоотношения Украины с ЕБРР началось с августа 1992 г. после подписания Президентом  Украины Указа «О членстве Украины  в Европейском банке реконструкции  и развития» от 14 июля 1992 г.

       Портфель  проектов ЕБРР в Украине преимущественно  сконцентрирован в частном секторе  — 69 % (667,7 млн. евро) от всего объема финансирования и 31 % в государственном  секторе (300,8 млн. евро). Такое «портфельное»  распределение полностью отвечает уставному нормативу ЕБРР. Объемы проектного финансирования ЕБРР в Украине ежегодно составляют 200-300 млн. евро.

       Стратегии сотрудничества между Украиной и  ЕБРР на 2008-2010 годы, которая также  включает кредиты украинским компаниям. Ранее ЕБРР инвестировал в Украину 2,87 млрд. евро, из которых лишь 713 млн. евро составили кредиты под государственные  гарантии. Эксперты отмечают, что успешность реализации программы сотрудничества повлияет на размер последующих кредитов ЕБРР Украине.

       3 сентября 1992 г. Украина стала 167 членом Мирового банка, осуществив  подписку на 908 акций (1315,9 млн.  долл. США акционерного капитала).

       В 2008 году Украина и Всемирный банк подписали соглашение о третьей  ссуде на политику развития. В рамках подготовки к получению этой ссуды в течение 2008 года были проведены реформы в сфере корпоративного управления, состоялась реструктуризация банковского сектора, таможенное законодательство Украины приведено в соответствие с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а система государственных закупок - в соответствие с лучшей международной практикой. 500 млн. долларов США в рамках проекта «Третья ссуда на политику развития» для финансирования государственного бюджета является одним из путей обеспечения финансовой поддержки мероприятий правительства по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса. [16, с. 67]

       Стратегия взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями должна строиться с учетом текущего состояния  национальной экономики. Оптимизации  внешних заимствований в условиях современного развития Украины. Возможным  направлением дальнейшего построения отношений Украины с международными финансовыми организациями является переход от непосредственного получения  финансовых ресурсов к получению  консультационной и политической поддержки от этих учреждений. Необходима переориентация сотрудничества с международными финансовыми организациями на достижение национальных интересов Украины в стране и за ее пределами. Хотя, учитывая настоящее состояние страны-просителя, такие возможности для Украины не являются реальными. Организационные структуры, от деятельности которых зависит развитие сотрудничества с международными финансовыми организациями, должны иметь четкую программу деятельности, нужно принимать во внимание всю совокупность внутренних политических факторов, которые не всегда учитывают международные финансово-кредитные структуры. Важную роль сыграет механизм курсообразования национальной денежной единицы. Принципы защиты государственных интересов Украины в отношениях с международными финансовыми организациями должны опираться на приоритеты долгосрочных целей социального, политического и экономического развития.

       Для подготовки вступления Украины в  члены ЕС подготовлена и реализуется  Государственная целевая программа  по информированию общественности по вопросам европейской интеграции Украины  на 2008 - 2011 годы. Источниками финансирования данной программы служат средства из Государственного бюджета и местных  бюджетов. Сумма инвестиций в Украину  со стороны стран Евросоюза динамически  растет. Среди стран, которые являются наиболее активными инвесторами в украинскую экономику следует отметить в первую очередь Германию (средний размер ежегодный инвестиций в размере 5977,6 тыс. грн.), на втором месте по размерам инвестиций Кипр средний размер ежегодный инвестиций в размере 5547 тыс. грн.), на третьем месте Нидерланды (ежегодно в среднем 2394,2 тыс. грн.). Среди стран Евросоюза, которые наиболее активно получали инвестиции из Украины, особое внимание следует обратить на отношения Украины с Кипром, величина инвестиций в экономику Кипра в 2007-2008 годах практически равна сумме инвестиций во все страны Евросоюза в совокупности. [10, с. 50]

       Сегодня Еврокомиссия жестко и однозначно говорит  о том, что вопрос европейской  интеграции Украины не будет обсуждаться  в ближайшее время, и будет  оттягиваться до 2017 года, когда начнет действовать принцип двойного большинства  при принятии решений в ЕС. После  трансформаций была выработана политика соседства ЕС, окончательно принятая в 2004 году. 3 декабря 2008 года Европейская  комиссия представила проект «Восточного  партнерства» (ВП) – нового формата  сотрудничества Евросоюза с Украиной, Молдавией, Грузией, Азербайджаном, Арменией и Белоруссией. Идея создания сообщества этих стран была предложена Польшей и Швецией. Проект ВП предлагает создание зоны свободной торговли между странами-участницами. 

       Выводы

       В конечном итоге можно сделать  вывод, что валютная система – это совокупность экономических соглашений, связанных с функционированием валюты и форм их организации. Национальная валютная система – часть денежной системы страны, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот. В её состав входят: национальная валютная единица, режим валютного курса, условия обратимости валюты, система валютного рынка и рынка золота, порядок международных расчетов  в стране, состав и система управления золотовалютными резервами страны, статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны. Одним из важнейших элементов валютной системы является валютный курс, который формируется под действием большого числа макро- и микроэкономических факторов внутренней и внешней сфер экономики.

       Валютное регулирование в широком смысле – это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов её функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и отражала  потребности текущего момента.

       Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль – система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения. 

       Подводя итог, можно сказать, что международные  валютно-кредитные учреждения, такие  как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский  банк реконструкции и развития играют значительную роль в организации  международных кредитных отношений  и поддержании стабильности украинской экономики. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное  функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить  форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического  противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных  валютно-финансовых организаций в  сфере изучения, анализа и обобщения  информации о тенденциях развития и  выработки рекомендаций по важнейшим  проблемам всемирного хозяйства.

       Для совершенствования валютной системы  Украины необходимо решить следующие  проблемные задачи:

  • Ускорение рыночной трансформации, обеспечения финансовой стабильности;
  • Соответствие условий кредитования Украины международными финансовыми институтами приоритетами ее экономического и социального развития;
  • Мобилизация и эффективное использование внутренних финансовых ресурсов;
  • Соблюдение экономического обоснования и общепринятых границ и порогов уровня внешней задолженности в соответствии с международными критериями платежеспособности государства;
  • Привлечение альтернативных внешних источников финансирования международных финансовых отношений Украина.
 

Перечень  источников 

  1. Барановський О.І. Актуальні проблеми функціонування валютних ринків // Фінанси України. 2009. - №4.
  2. Белінська Я.В. Проблеми валютно-курсової стабільності в Україні // Актуальні проблеми економіки. 2009. - №8.
  3. Боринець С.Я. Міжнародні валютно-фінансові відносини: підручник 5-е вид., переробл. і доп. - К.: Знання, 2008.
  4. Валютний ринок: курсова мінливість липня // Урядовий кур'єр. - 5 серпня 2009 року. - № 140.
  5. Глобалистика: Энциклопедия. – М. 2003.
  6. ГРОШІ ТА КРЕДИТ / Лемківський А.В, - Київ, 2002 р.
  7. Гроші та кредит / Під ред. Н. Гораль – Львів: «Львівська політехніка», 2001 р.
  8. Деньги, кредит, банки. Кравцова Г.И., Румянцева О.И., Кузьменко Г.С. – Беларусь: «БГЭУ», 2007 г.
  9. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/ Долан Э. Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ.ред. В. Лукашевича.- М.: Туран, 1996
  10. Кузнецова И.П. ЕС: правила игры» и условия вступления // ЭКО. – Л.:2008, №8
  11. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавина. – Москва: «Финансы и статистика», 2005 г.
  12. Парфенова Л.Б., Сапир Е.В., Ющюс В.В. Глобализация мирового хозяйства и локальные экономические системы // Белорусский экономический журнал. – К.:2009, №1.
  13. Потапов А.М. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения // Финансы. – П.: 2009, №7(144)
  14. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
  15. Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003.»
  16. Соловьева М.В. Валютные операции отпустили на волю // Главная книга: – М.: 2008, №16(152)
  17. www.ligazakon.ua/
  18. www.cofe.ru/finance/russian/6/6.htm
  19. http://1money.info/page.php?t=10&p=86
  20. http://1money.info/page.php?t=10&p=87
  21. http://1money.info/page.php?t=10&p=88
  22. http://1money.info/page.php?t=10&p=89
  23. www.rusnauka.com/34_NIEK_2010/Economics/75048.doc.htm
  24. www.bank.gov.ua

Информация о работе Валютный курс и валютная система