Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:26, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является валютная система Украины.
Основной задачей данной курсовой работы является рассмотреть валютную систему страны, выявить её основные элементы, на основе чего провести анализ становления валютной системы Украины, показать развитие валютной системы в Украины на основе эволюции таких важнейших категорий, как валютный курс и валютный рынок, а также выявить основные проблемы, существующие на данном этапе развития валютной системы в Украины, и рассмотреть возможные пути их решения.
3. Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса.
4.
МВФ, сохранившийся на
Как
всегда, сохраняется преемственная
связь новой мировой валютной
системы с предыдущей. Эта закономерность
проявляется при сопоставлении Ямайской
и Бреттонвудской валютных систем. За
стандартом СДР скрывается долларовый
стандарт. Золото юридически демонетизировано,
но фактически сохраняет роль валютного
товара; в наследие от Бреттонвудской
системы остался МВФ. По замыслу Ямайская
валютная система должна быть более гибкой,
чем Бреттонвудская, и эластичнее приспосабливаться
к нестабильности платежных балансов
и валютных курсов. Однако Ямайская валютная
система периодически испытывает потрясения.
Ведутся поиски путей ее совершенствования
в целях решения основных валютных проблем.
[11, с. 80]
Европейская валютная система
Вступившее в силу в марте 1979 г. соглашение об экономическом и валютном сотрудничестве между государствами-членами Европейского экономического сообщества было первым шагом к образованию Европейской валютной системы (ЕВС). Его основной и важнейшей особенностью является режим валютных курсов, предназначенный для стабилизации курсов валют государств-участников в определенных пределах. Данное соглашение является последним из принятых в течение нескольких лет документов по вопросам валютной политики Европейского Сообщества (ЕС). ЕВС официально начала функционировать 13 марта 1979 г. В число ее государств-участников ЕВС входили: Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. (Соединенное Королевство является членом ЕВС, однако не принимает участия в его соглашениях о валютной интервенции.)
Цель
соглашения о ЕВС состояла в стимулировании
`более тесного валютного
Основным положением соглашения является требование проведения валютной интервенции каждым гос-вом - членом ЕВС с целью ограничения колебаний валютных курсов путем создания ЭКЮ (европейской валютной единицы) в качестве основы системы и путем расширения возможностей предоставления кредитов в ЕС.
Страны-члены обязаны осуществлять интервенцию на валютных рынках в целях ограничения колебаний курсов в пределах 2,25% паритета двух валют. Странам-участницам, курсы валют которых являлись плавающими по отношению к курсам валют других стран-участниц, было разрешено поддерживать колебания в пределах до 6% паритета. Этим правом решила воспользоваться Италия.
Существует также положение, обязывающее страну-участницу принимать меры в случае, если отклонение курса ее валюты от центрального курса превысит установленный (единый) процент; процент определяется для каждой страны отдельно, с учетом веса ее валюты в `корзине`.
Для
обеспечения интервенции
ЕВС способствует не только укреплению интеграции ЕС; ее основной целью является укрепление международной финансовой стабильности. Государства-участники Общего европейского рынка, особенно небольшие страны с открытой экономикой, заявили, что соглашение о стабильных валютных курсах содействовало развитию их нац. экон. политики и укрепило их внешние связи. Страны, которые прежде допускали плавающий курс своих валют, а в настоящее время присоединяются к соглашению, в прошлом проводили политику, отличную от политики `валютной змеи`. Государства-участники предполагают, что упрочившаяся стабильность валютных курсов, достигнутая с помощью более согласованной политики интервенции, облегчит гармонизацию финансовой политики.
По мнению МВФ, в свете данных инициатив встает вопрос: каковы будут требования к системе, в которой колебания валютных курсов уменьшены, а имевшие место изменения курсов в большей степени соответствовали долгосрочным тенденциям. Для такой системы потребуются упорядоченные эконономические и финансовые условия деятельности в государствах-участниках соглашения. Среди прочих условий это и более точное приближение к разумной стабильности цен, и твердое обязательство правительств данных стран в дальнейшем избегать нестабильности. В подобном экон. климате ожидания могут оказывать скорее стабилизирующее влияние, нежели дестабилизирующее. По мнению МВФ, `мир все еще далек от подобной системы, однако более глубокое понимание того, что инфляция не только ведет к нестабильности, но в более долгосрочной перспективе оказывает негативное воздействие на экономический рост и занятость, является первым важным шагом на пути к созданию более стабильной международной валютной системы`.
В июне 1985 г. Совет Европы, состоящий из глав государств и правительств стран ЕС, предложил ряд реформ, в т. ч. конкретный график постепенной либерализации движения капитала в пределах ЕС, в целях дальнейшей конвергенции экономической политики в рамках ЕВС. В соответствии с данным предложением к 1992 г. должны были быть отменены все ограничения по движению капиталов.[18]
Экономический и валютный союз
Экономический и валютный союз (ЭВС; ЕМU; Есоnоmic аnd Моnetaгу union) – высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским договором о Европейском Союзе, осуществляется в рамках Европейского сообщества. ЭВС состоит из двух компонентов – экономического и валютного. Основой экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и платежей, а также свобода учреждения. Другой составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических политик государств-членов Европейского Союза. Это предполагает не только простую координацию экономических политик, но и жесткий контроль со стороны институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также за платежным балансом этих государств. Кроме того, государствам-членам запрещается получать льготное кредитование со стороны центральных банков таких государств, а также осуществлять целый ряд кредитных операций с центральными банками, включая овердрафты. Кроме того, в рамках экономического компонента ЭВС государства-члены и институты Союза определяют общие цели, в соответствии с которыми и должны определяться и координироваться экономические политики государств-членов.
Валютным
компонентом ЭВС является единая
валюта евро, на который перешли 12 государств-членов
Европейского Союза. Существование
единой валюты повлекло к созданию
специального институционального механизма
для управления ею – Европейской
системы центральных банков, которую
возглавляет Европейский
Для того чтобы перейти на единую валюту, государства-члены должны соответствовать четырем критериям сближения, которые предусмотрены в ст. 121 Договора о Европейском сообществе и в специальном Протоколе к этому договору. Эти критерии таковы:
1.3. Элементы валютной системы, валютный курс, его регулирование и контроль
Национальную валютную систему характеризуют следующие элементы:
Важным
элементом валютной системы является
валютный курс, так как развитие
международных экономических
Валютный курс необходим для:
- взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов;
-
сравнения цен мировых и
-
периодической переоценки
Валютный курс отражает взаимодействие сфер национальной и мировой экономик. Основные характеристики каждой валюты складываются в рамках национальных хозяйств. Их количественное соизмерение происходит в ходе международных экономических операций, и тогда сравниваются внутренние и мировые цены. Первые образуются на основе национальной стоимости, а вторые — интернациональной. Товары отдельных стран, попадая во внешнеэкономический оборот, как бы освобождаются от национальных цен и продаются в большинстве случаев по ценам мирового рынка. В отличие от национальных рынков, где деньги служат непосредственным соизмерителем товарных стоимостей, в ходе международного обмена соотношение цен, складывающихся в различных странах, выступает как соотношение национальных денежных единиц. Таким образом, валютный курс служит в косвенной форме соизмерителем национальных стоимостей через сравнение национальных денежных единиц, их относительной покупательной способности. С расширением и углублением процессов интернационализации хозяйственной жизни сравнение национальных стоимостей происходит во все более широких масштабах.
К факторам, влияющим на валютный курс, относятся:
-
состояние экономики: