Валютный курс и валютная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является валютная система Украины.

Основной задачей данной курсовой работы является рассмотреть валютную систему страны, выявить её основные элементы, на основе чего провести анализ становления валютной системы Украины, показать развитие валютной системы в Украины на основе эволюции таких важнейших категорий, как валютный курс и валютный рынок, а также выявить основные проблемы, существующие на данном этапе развития валютной системы в Украины, и рассмотреть возможные пути их решения.

Работа содержит 1 файл

Валютная система и валютный рынок.docx

— 128.98 Кб (Скачать)

       - степень доверия к валюте на  национальном и мировом рынках.

       От  этих факторов зависят эффективность  экспортно-импортных операций, целесообразность производства тех или иных товаров, относительная выгодность развития тех или иных отраслей экономики, степень участия страны в международном  разделении труда.

       Валютный  режим характеризует валютную политику страны, в том числе и совокупность форм и методов установления валютного  курса. В мировой практике исторически  сложились различные способы  определения валютного курса  национальной денежной единицы:

    - на основе монетного паритета, соотношения между весовым содержанием  золота в двух сравниваемых  валютах; 

    - на базе валютной корзины; 

    - на основе относительного паритета  покупательной способности валют; 

    - на основе кросс-курсов. [8, с. 401-402]

       Валютное  регулирование

       В системе регулирования экономики  важное место занимает рыночное и  государственное регулирование  валютных отношений. Валютная политика — совокупность мер в сфере  международных и других экономических  отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. На разных исторических этапах выдвигаются  конкретные задачи валютной политики. Государство косвенно или непосредственно  вмешивается в валютные отношения. Юридически валютная политика оформляется  валютным законодательством — совокупностью  правовых норм, регулирующих порядок  совершения операций с валютными  ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями между государствами. Валютная политика на национальном уровне осуществляется центральным банком, министерством  финансов и другими уполномоченными  на то органами, а на международном  уровне координируется специализированными  межгосударственными валютно-кредитными организациями.

       Межгосударственное  регулирование — это координация  валютной, кредитной и финансовой политики государств. Оно обусловлено  рядом причин: усилением взаимозависимости  национальных экономик по разным направлениям; изменением соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка; масштабами мировых  валютных, кредитных, финансовых рынков, их нестабильностью. Регулированию  подлежат все элементы мировой и  национальных валютных систем. В рамках национальной валютной системы комплекс мероприятий по валютному регулированию  включает в себя два самостоятельных, но взаимосвязанных направления:

       - денежно-кредитные мероприятия общего  характера, направленные на финансовое  оздоровление национальной экономики,  снижение темпов инфляции, обеспечение  устойчивости национальной валюты, повышение доверия к ней; 

       - мероприятия в собственно валютной  сфере: политика установления  валютных курсов, режим использования  валюты, режим валютного рынка,  валютных операций, регулирование  платежного баланса и т.п. 

       Назовем основные формы валютной политики: дисконтная политика, девизная политика, валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, регулирование валютного  курса, девальвация, ревальвация.

       Дисконтная  политика — маневрирование учетной  ставкой (ставкой рефинансирования) центрального банка, направленное на регулирование  валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов. Повышение учетной ставки может  стимулировать приток капиталов  из стран, где более низкая процентная ставка. Понижение официальной ставки может привести к уходу иностранных  капиталов.

       Девизная  политика осуществляется преимущественно  в виде валютной интервенции, представляющей собой куплю-продажу государственными органами иностранной валюты (девизов).

       Валютная  интервенция — это прямое вмешательство  центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия  на курс национальной валюты. Ради повышения  курса национальной валюты центральный  банк продает, а для снижения —  скупает иностранную валюту в  обмен на национальную. Своей деятельностью на валютном рынке центральный банк способствует уравновешиванию спроса и предложения на иностранную валюту и тем самым ограничивает пределы колебаний валютного курса. [8, с. 415-416] 
 
 
 
 
 

       Раздел 2. Развитие валютной системы Украины и ее анализ

       2.1. Этапы формирования валютной системы Украины

       Формирование  валютной системы Украины началось одновременно с формированием национальной денежной системы, частью которой она  является. Уже Законом Украины  «О банках и банковской деятельности», принятом в 1991 г., были сформированы некоторые правовые нормы по организации валютного регулирования и контроля в Украине: установлено лицензирование НБУ коммерческих банков на осуществление операций в иностранной валюте (ст. 50); разрешено НБУ покупать и продавать иностранную валюту, представлять интересы Украины в отношениях с центральными банками других стран и в международных валютно-финансовых органах; обязано НБУ организовать накопление и хранение золотовалютных резервов (ст. 8). Это были первые шаги к превращению НБУ в центральный орган валютного регулирования страны, которые начали первый этап развития валютной системы.

       Однако  дальнейшее развитие валютной системы существенно осложняется продолжительным и глубоким кризисом, который охватил все сферы общественной жизни, масштабным хаосом в управлении экономикой.

       Почти до конца 1992 г., пока Украина находилась в рублевой зоне, она вынуждена  была руководствоваться преимущественно  валютным законодательством СССР и  традициями, которые перешли из советской  практики. В частности, продолжалась советская практика обязательной продаже  государству 50% валютной выручки экспортеров  за слишком завышенным курсом рубля. Действовали другие довольно жесткие  валютные ограничения. Все это не способствовало развитию валютных отношений, толкали предприятия на путь своих  валютных операций, на сокрытие валютных средств за рубежом. По экспертным оценкам  отток средств за границу только в 1992 г. составлял около 10-12 млрд долл. США.

       До  практического построения собственной  валютной системы на приступила с выходом из рублевой зоны, провозглашенным Указом Президента Украины «О реформе денежной системы Украины» от 16 ноября 1992 г. Этим указом был определен статус рубля как иностранной валюты и упорядоченно использование иностранной валюты на территории Украины. Единственным законным платежным средством признавался карбованец, а российский рубль, который находился на счетах в украинских банках, подлежал обмену на рубли по соотношению 1:1. Как валютные средства, которые могли по-другому, признавались лишь рублевые остатки на корреспондентских счетах украинских банков в иностранных банках. Началось официальное котировки украинского рубля к российскому рублю.

       Для поддержания украинского рубля  на валютном рынке было принято целый  ряд ограничительных и фискальных мер:

       - Введена 100-процентная продажа экспортерами валютной выручки государству по официальному курсу;

       - Существенно повышались акцизные  сборы из целого ряда импортных  товаров; 

       - Повышена до 80% ставка рефинансирования коммерческих банков, т.е. поднята до уровня, который существовал в России;

       - Официально начато создание государственного  золотовалютного резерва.[19]

       Однако  все эти меры не дали желаемого  результата. Прекратился приток инвалюты на рынок, усилились тенденции сокрытия валюты, валютных операций, денежного  оборота и т.д. Наметилось ускоренное падение курса рубля. Этому способствовало появление девальвационных ожиданий и правовая неопределенность и валютных отношений.

       Чтобы остановить эти тенденции, 19 февраля 1993 г. Кабинет Министров принял Декрет «О системе валютного регулирования  и валютного контроля», которым  был провозглашен курс на либерализацию  валютного рынка, введение действующим  механизма валютного регулирования  и контроля. В частности, окончательно определен статус украинского рубля  в качестве единственного законного  платежного средства, установлен порядок определения валютного курса рубля по результатам торгов на межбанковском валютном рынке, определены общие принципы валютного регулирования и контроля и положено его организацию на НБУ, предусмотрена ответственность резидентов за нарушение норм валютного законодательства и т.п.

       Для исполнения положений указанного Декрета были вдвое снижены нормы обязательной продажи государству валютной выручки экспортерами - со 100% по завышенному официальному курсу до 50% за более реальным рыночным курсом. Это способствовало заметной активизации валютного рынка - за несколько месяцев предложение доллара на Украинской межбанковской валютной бирже (УМВБ) возросло почти в 10 раз. В апреле 1993 г. начались торги по немецкой марке и российскому рублю.

       Однако  эти позитивные процессы в валютной сфере происходили на фоне гипервысокой инфляции и нередко противоречили задачам сдерживания инфляции. Складывалось впечатление, что либерализация валютного рынка, переход к рыночной курсообразованию являются причиной усиления инфляции. Особенно отчетливо были видны инфляционные последствия девальвации рубля по товарам так называемого критического импорта - нефти и нефтепродуктов, газа, медикаментов, минеральных удобрений и т.п.: цены на них росли пропорционально падению курса гривны.

       Чтобы сдержать рост темпов инфляции и расходов на оплату «критического импорта», Кабинет Министров Украины 9 августа 1993 г. издал распоряжение о директивные  фиксацию курса рубля к доллару  США, немецкой марки и российского  рубля. Одновременно вводилось ограничения  рыночного механизма использования  иностранной валюты. По новому порядку экспортеры обязаны были 40% валютной выручки продавать через Тендерный комитет по фиксированному курсу 12 610 руб. за 1 долл. США, который был явно заниженным; 10% - НБУ по курсу, который был почти вдвое выше фиксированной; 50% - хранить у себя или продавать НБУ за рыночным курсом, который был еще выше и устанавливался на УМВБ. НБУ ужесточил ограничения доступа коммерческих банков к торгам на УМВБ.[20]

       Результатом усиления административных ограничений  стало сокращение поступлений конвертируемой иностранной валюты на рынок, усиление ее оттока за границу, появление множественности  валютных курсов и валютных отношений, ускорения разрыва между фиксированным  и рыночным валютным курсам, снижение эффективности использования валютных резервов государства. Все это свидетельствовало о том, что административные ограничения валютного рынка не оправдали себя. Однако вместо того, чтобы вернуться к его либерализации и развития на основе конкуренции, правительство еще усилил административное регулирование валютных отношений. Указом Президента Украины от 2 ноября 1993 г. было приостановлено валютные торги на УМВБ и других биржах, а принятым в том же месяце законом установления валютных курсов было возложено на НБУ по согласованию с Кабинетом Министров Украины. Оно стало осуществляться преимущественно волевыми методами.

       Такой чисто административный порядок валютного регулирования просуществовал до октября 1994 г. Он был характерен для периода высокой инфляции. Это был первый этап формирования валютной системы Украины. Для него характерно обвальное падение курса украинской валюты - в 163,3 раза. Это свидетельствует, что в условиях глубокого экономического и финансового кризиса, макроэкономической разбалансированности, задержки с проведением экономических реформ не было предпосылок для нормального развития валютного рынка и адекватной ему валютной системы, а исключительно административное регулирование валютных отношений не дало желаемых результатов.

       Заметные  успехи в антиинфляционной политике 1994 г. создали предпосылки для перехода ко второму этапу развития валютной системы, который продолжался до сентября 1996 г. Главным признаком этого этапа было возвращение к рыночным методам организации валютных отношений: ускорение либерализации валютного рынка, возобновления работы УМВБ и определения официального валютного курса рубля на основании результатов торгов на УМВБ, ликвидация множественности валютных курсов, существенное расширение перечня потребностей резидентов в валюте, которые разрешалось удовлетворять через куплю-продажу на бирже и на межбанковском валютном рынке. В мае 1995 г. уменьшилась до 40% долю валютной выручки экспортеров, которая подлежала обязательной продаже. Был также расформирован Тендерный комитет. Все это способствовало консолидации валютного рынка, росту предложения и спроса на инвалюту, усилению их роли в формировании единого валютного курса, в повышении его реальности. Валютный рынок был заметно децентрализованным. Возросло доверие к национальным деньгам, чему способствовал официальный запрет обращения иностранной валюты на внутреннем рынке Украины. [21]

Информация о работе Валютный курс и валютная система