Автор: k*********@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 22:15, контрольная работа
Международная валютная система по своей сути является набором неких правил и законов, которые регулируют деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютных рынках. Цель этих правил состоит в облегчении процессов международной торговли таким образом, чтобы все ее участники получали максимально возможную пользу, обеспечивающую эффективность и процветание экономических систем, которые представляет международная торговля. В процессе реализации этой цели на практике международная валютная система должна обеспечить стабильный фундамент для долгосрочного планирования международных торговых отношений и всемерно способствовать искоренению разного рода валютных ограничений и протекционистских мер со стороны отдельных стран и их правительственных органов.
В настоящий момент Правительство Российской Федерации еще не установило указанный выше порядок и, как следствие, требование о резервировании. Но в случае введения требования о резервировании резиденты будут обязаны осуществлять резервирование денежных средств в рублях в соответствии с процедурой, которая приведена в статье 16 Закона № 173-ФЗ и (более подробно) в Инструкции Банка России от 01.06.2004 № 114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций» (далее — Инструкция № 114-И).
В частности, в соответствии с Инструкцией № 114-И при внесении суммы резервирования резидент должен будет представлять в уполномоченный банк платежное поручение на сумму резервирования и заявление о внесении суммы резервирования. При наличии у резидента рублевых средств соответствующая сумма будет списываться со счета резидента на отдельный счет в уполномоченном банке, счет в уполномоченном банке, причем точно такую же сумму уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня должен будет зарезервировать на отдельном счете в Банке России.
Возврат суммы резервирования будет осуществляться автоматически по окончании срока резервирования или досрочно (в случаях, предусмотренных ч. 12 ст. 16 Закона № 173-ФЗ) на основании заявления о досрочном возврате суммы резервирования и соответствующих обосновывающих документов.
На уполномоченный банк возложены контроль расчета резидентом суммы резервирования и осуществление соответствующих записей в разделе 5 Ведомости банковского контроля (Приложение 3 к Положению № 258-П), которая ведется в рамках паспорта сделки практически по каждому контракту, связанному с осуществлением внешнеторговой деятельности.
В соответствии со статьей 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить:
а) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров;
б) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, не выполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
При этом существенным является требование о получении выручки в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами. С одной стороны, данное требование достаточно либеральное, так как резидент может установить в договоре практически любой срок поступления выручки. С другой стороны, оно существенно ограничит практику давления со стороны резидентов на платежеспособных, но неисполнительных контрагентов-нерезидентов путем использования сжатых сроков оплаты.
Необходимо отметить, что резиденты в ряде случаев имеют право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, а именно:
а) при зачислении
валютной выручки на счета юридических
лиц-резидентов или третьих лиц
в банках за пределами территории
Российской Федерации — в целях
исполнения обязательств юридических
лиц-резидентов по кредитным договорам
и договорам займа с
б) при оплате нерезидентами местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств (на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках);
в) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению (на период проведения этих мероприятий);
г) при проведении
зачета встречных требований по обязательствам
между нерезидентами и
В соответствии со статьей 21 Закона № 173-ФЗ объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:
а) сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и(или) за их счет) в пределах их компетенции;
б) сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;
в) валютной выручки
резидентов в пределах суммы, необходимой
для исполнения обязательств резидентов
по кредитным договорам и
г) сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).
Из определения объекта обязательной продажи части валютной выручки следует, что он перекрывает по широте охвата операций объект, который условно можно назвать «выручка от внешнеторговой деятельности». Например, как уже упоминалось выше, не любая сделка, связанная с передачей товаров, является экспортной или импортной сделкой. Кроме того, отнесение сделки по оказанию услуг к внешнеторговой деятельности обусловлено в соответствии со статьей 33 Закона № 164-ФЗ способом оказания услуг, а фраза «передача информации» носит более общий характер по отношению к термину «внешняя торговля информацией», определенному в Законе № 164-ФЗ.
Таким образом, на резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность, в полном объеме распространяются, требование об обязательной продаже части валютной выручки и, как следствие, требования статьи 21 Закона № 173-ФЗ и Инструкции № 111-И (перечень иностранной валюты, выручка в которой подлежит обязательной продаже, приведен в Приложении 1 к Инструкции № 111-И).
В частности, в соответствии с Инструкцией № 111-И уполномоченные банки должны открыть резидентам текущие валютные счета, зачислить на них поступающую выручку и уведомить резидентов о поступлении выручки. Резиденты, в свою очередь, должны представить в семидневный срок (с даты зачисления выручки) в уполномоченные банки распоряжения об обязательной продаже части валютной выручки (оформленные в соответствии с п. 3.1 Инструкции № 111-И) и справки о валютных операциях (оформленные в соответствии с п. 1.2 Инструкции № 117-И). Одновременно со справками представляются документы (контракты, счета и т.д.), являющиеся основанием для проведения валютных операций. В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции № 111-И обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 25% суммы валютной выручки.
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции № 117-И резиденты (юридические лица и физические лица — индивидуальные предприниматели) до проведения расчетов с нерезидентами в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности (за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них) по внешнеторговым договорам на сумму в эквиваленте более $5 тысяч (по курсу Банка России иностранных валют к рублю на дату заключения договоров с учетом внесенных изменений и дополнений) обязаны оформлять паспорта сделок. При этом без оформления паспортов сделок осуществляют расчеты кредитные организации — резиденты и федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона № 173-ФЗ.
Требование об
оформлении паспортов сделок распространяется
как на расчеты через счета
в уполномоченных банках, так и
на расчеты через счета в банках-
Паспорт сделки по внешнеторговому договору заполняется резидентом на основании условий указанного договора в соответствии с порядком, установленным в Приложении 4 к Инструкции № 117-И, и в двух экземплярах представляется в банк ПС. Одновременно резидент представляет в банк ПС внешнеторговый договор и, при необходимости, разрешение Банка России на открытие и использование счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, полученное в соответствии с требованиями Положения Банка России от 28.04.2004 № 256-П. При этом резидент должен учитывать, что банк ПС может затребовать представление и других документов из перечня, указанного в части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, но только в случае, если это необходимо для оформления паспорта сделки.
Банк ПС обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты представления документов, проверить правильность оформления паспорта сделки и, в случае надлежащего заполнения и оформления паспорта сделки, подписать оба экземпляра паспорта, проставить соответствующие печати и передать один экземпляр подписанного паспорта сделки резиденту. В иных случаях банк ПС отказывает резиденту в подписании паспорта сделки, что влечет за собой применение части 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой если банк ПС является уполномоченным банком, то он отказывает резиденту в осуществлении валютных операций по данному внешнеторговому договору. При этом необходимо учитывать, что в случае валютной операции, связанной с зачислением денежных средств по внешнеторговому контракту на счет резидента, уполномоченный банк выполняет поручение банка-корреспондента и, как правило, не может осуществить отказ в проведении валютной операции по причине отсутствия паспорта сделки.
В случае если во
внешнеторговый договор вносятся изменения
или дополнения, затрагивающие сведения,
указанные в оформленном
После подписания паспорта сделки банк ПС открывает по данному паспорту сделки досье, в которое помещает оформленные и переоформленные паспорта сделок, обосновывающие документы (внешнеторговый договор, дополнительные соглашения и разрешения Банка России), справки о валютных операциях, справки о расчетах через счета за рубежом, справки о поступлении валюты Российской Федерации, подтверждающие документы (грузовые таможенные декларации, акты о выполнении работ и т.д.) и справки о подтверждающих документах, заявление о закрытии паспорта сделки (в том числе заявление о закрытии паспорта сделки в связи с переводом паспорта сделки в другой банк ПС), ведомость банковского контроля, а также другие документы (как правило, в досье помещаются копии платежных документов, переписка с резидентом по вопросу оформления и ведения паспорта сделки и т.п.).