Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:29, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основ организации валютного регулирования и антиинфляционной политики в России и развитых странах; определение статуса центрального банка и степени его влияния на эффективность проводимой валютной политики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы валютного регулирования и антиинфляционной политики, проводимой центральным банком 5
Центральный банк как субъект валютного регулирования 5
Основные направления антиинфляционной политики, проводимой центральными банками 10
Правовой статус Центрального банка России и его роль в финансовой деятельности государства 14
Глава 2.Анализ деятельности Банка России за 2007-2009 гг. 20
2.1. Анализ валютного регулирования Центрального банка России за 2007-2009 гг. 20
2.2. Анализ антиинфляционной политики Банка России за 2007-2009гг: спрос и предложение 23
Глава 3. Антиинфляционная политика в России в современных условиях с учетом зарубежного опыта 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Таблица 1.
Динамика элементов
(прирост в % к предыдущему году)
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Изменение за 2007-2009гг. | |
ВВП |
8,1 |
5,6 |
-7,9 |
- 16 |
Конечное потребление В том числе:
- домашних хозяйств |
11,1
13,9 |
8,5
10,7 |
-5,4
-8,1 |
-16,5
-22 |
Валовое накопление |
21,0 |
10,6 |
-37,6 |
-58,6 |
Чистый экспорт |
-27,2 |
-35,7 |
58,0 |
85,2 |
Как видно из таблицы 1, прирост ВВП уменьшается в 2008 г. по сравнению с 2007 годом на 2,5 % -х пункта. В 2009г. он вовсе принимает отрицательное значение (-7,9), то есть уменьшился с 2007 года на 16 %-х пункта.
Динамика прироста конечного
потребления аналогична приросту ВВП.
Наибольший прирост наблюдается
в 2007г. по отношению к предыдущему
– 11,1 %, однако в последующие периоды
происходит значительное сокращение,
и в 2009г. прирост конечного потребления
принял отрицательное значение (-16,5).
В структуре конечного
Валовое накопление имело прирост в 2007г. по отношению к предыдущему 21 %, однако ситуация изменилась, и прирост данного показателя в 2009г. характеризовался отрицательным значением -37,6, то есть происходит его резкое уменьшение на 58,6 %-х пункта .
Увеличение произошло лишь в чистом экспорте. Так, его прирост первые 2 года был отрицательным, однако в 2009г. он резко возрос и составил 58 %, что больше показателя предыдущего года на 22,3 %-х пункта.
Исполнение непроцентных расходов федерального бюджета по итогам 2009 г. по отношению к уточненной бюджетной росписи на 2009 г. составило 97,2%, что несколько ниже аналогичного показателя 2008 г. (97,8%).
Федеральный бюджет по итогам 2009 г. был исполнен с дефицитом 5,9% ВВП, в то время как за 2008 г. был получен профицит 4,1% ВВП. Снижение баланса федерального бюджета в конце 2008 г., образование бюджетного дефицита и его рост в 2009 г, вследствие реализации Правительством Российской Федерации стимулирующих мер свидетельствуют о смягчении фискальной политики. В то же время это согласуется с необходимостью проведения бюджетной политики, имеющей контрциклический характер.
3а 2009 г. средства Резервного
фонда в объеме 2964,8 млрд. руб. были
направлены на финансовое
Валовое накопление в 2009 г. сократилось на 37,6% (в 2008 г. увеличилось на 10,6%). Объем инвестиций в основной капитал снизился на 17,0% (в 2008 г. - увеличился на 9,8%).
В январе-сентябре 2009 г. в видовой структуре инвестиций более трети составляли инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства. Увеличилась доля инвестиций, направленных на приобретение импортного оборудования, с 19,9% в январе-сентябре 2008 г. до 23,0% в январе-сентябре 2009 года. Импорт машин, оборудования и транспортных средств в январе-сентябре 2009 г. сократился на 53,9% (в январе-сентябре 2008 г. - увеличился на 56,6%).
Финансирование инвестиций в основной капитал осуществлялось преимущественно (на 61,7 %) за счет привлеченных средств. Доля кредитов банков составляла 11,1 % против 11,0% в январе-сентябре 2008 года.
Диаграмма 1.
В условиях более медленного сокращения в реальном выражении экспорта товаров и услуг по сравнению с их импортом в 2009 г. отмечалось увеличение чистого экспорта товаров и услуг на 58% (в 2008 г. - сокращение на 35,7%).
Внешний спрос. Внешний спрос на товары российского производства во втором полугодии 2009г. начал постепенно восстанавливаться. Так, в 4 квартале физические объемы вывоза были на 11,9% больше, чем в IV квартале 2008 г. (в предыдущем квартале - на 0,2%). На динамику российского экспорта в 2009 г. значительное влияние оказало падение цен на мировых товарных рынках. По сравнению с предыдущим годом экспорт товаров сократился на 35,7% - до 303,3 млрд. долл. СШN. В IV квартале 2009 г. в условиях роста физических объемов вывоза российских товаров за рубеж и роста цен экспорт товаров относительно предыдущего квартала увеличился на 15,4%. Экспорт в страны Европейского Союза и страны СНГ в IV квартале 2009 г. рос медленнее, чем в государства Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Наиболее заметно увеличился экспорт в такие страны - основные торговые партнеры России, как Германия, Финляндия, Польша, Япония, Республика Корея и Украина, экспорт в Соединенное королевство сократился. В 4 квартале 2009 г. по сравнению с предыдущим кварталом возросли физические объемы поставок на внешние рынки нефти, нефтепродуктов, природного газа и ряда других товаров.
Предложение.
В основных видах экономической деятельности в 4 квартале 2009 г. отмечалось замедление темпов сокращения производства, выпуск продукции базовых видов экономической деятельности сократился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,6%, однако в целом за 2009 г. его снижение составило 9,4% (в 2008 г. – рост на 4,3%).
В 4 квартале 2009 г. в промышленности, строительстве, розничной и оптовой торговле темпы снижения производства замедлились, на транспорте и в сельском хозяйстве отмечался рост. В целом за 2009 г. по сравнению с 2008 г. объем работ в строительстве снизился на 16%, на транспорте - на 10,2%, в розничной и оптовой торговле - на 5,5 и 3,5% соответственно.
Объем промышленного производства в 2009 г. сократился на 10,8% (в 2008 г. рост на 2,1 %). Добыча полезных ископаемых снизилась на 1,2% (в 2008 г. - рост на 0,2%), наиболее значительный спад отмечен в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических. Выпуск продукции обрабатывающих видов экономической деятельности снизился на 16% (в 2008 г. - рост на 3,2%). Вместе с тем в 4 квартале отмечался рост выпуска продукции в химическом производстве (17,6%), производстве изделий из кожи (9,6 %), металлургическом производстве (8,7 %), производстве пищевых продуктов (4,3%), кокса и нефтепродуктов (1,7%).
В 2009 г. увеличилось производство основных видов продукции животноводства, в том числе скота и птицы на убой (на 6,6%). Производство мяса и мясопродуктов возросло на 4,2 %, в том числе мяса – на 14 %. Урожай зерновых сократился по сравнению с 2008 г. на 10,3 % , однако превысил среднегодовой уровень сбора зерна за 2005-2008 гг. в целом за 2009 г. производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 1,2 % ( в 2008г. – на 10,8 %).
Сокращение внешнего и
внутреннего спроса отразилось на снижении
экономической активности, производство
товаров и услуг упало ниже
своего естественного уровня. В 2009 г.
объем ВВП сократился на 7,9 %. Разрыв
между фактическим и
Таким образом, предпринятые антиинфляционные меры Правительства РФ во взаимодействии с Центральным банком России, бесспорно, были эффективны, что и характеризует относительно низкий уровень инфляции в конце 2009г. Однако, в условиях мирового экономического кризиса Правительству все же не удалось достичь запланированных экономических показателей, характеризующих спрос и предложение. Такие важные показатели, как ВВП и валовое накопление продолжают уменьшаться.
Глава 3. Антиинфляционная политика в России в современных условиях с учетом зарубежного опыта
Важнейшим компонентом государственного регулирования рыночной экономики служит воздействие на инфляцию (антиинфляционная политика). В западных странах формирование ее главных направлений и методов началось в конце 70-х годов и в основном завершилось к началу ХХI в. Эффективная антиинфляционная политика позволяет держать под контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе. В 1950-1970 –е гг. наиболее популярным было монетарное таргетирование, то есть ограничение роста денежной массы. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой до сих пор популярно таргетирование валютного курса, однако при отсутствии дополнительного монетарного якоря такой режим часто приводит к валютному кризису.
Политику таргетирования
инфляции придумали не так давно:
в 1989 г. ее первым применил Резервный
банк Новой Зеландии. С тех пор
она получила широкое распространение
и, показав в целом достаточно
высокую эффективность в
В последние десятилетия центральные банки придерживались «консенсуса Джексона Хоула», состоящего в том, что основной задачей центробанка признается поддержание низкого и стабильного уровня инфляции. Консенсус включал позитивное отношение к таргетированию инфляции и придавал большое значение транспарентности и предсказуемости при принятии решений по ставкам процента. Федеральная резервная система США никогда не придерживалась таргетирования инфляции, хотя фактически ставила такую цель. Некоторые Центральные банки Западной Европы и Японии считали, что надо противодействовать образованию финансовых «пузырей» на рынке активов. ФРС США в ответ заявляла – образование финансового «пузыря» идентифицировать трудно, менее затратно дождаться, когда он лопнет, и очиститься от него путем уменьшения ставки процента.
В случае инфляционного таргетирования
парламент и правительство
Осенью 2009 года на совещании Правительства РФ была рассмотрена возможность перехода к политике свободного плавания и таргетированию инфляции.
Для регулирования инфляции в России важно продолжить политику сдерживания «бегства» капитала из России в сочетании с мерами по противодействию «отмывания» нелегальных доходов. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки стратегии международных валютных и кредитных отношений России.
Условия перехода к режиму
прямого таргетирования инфляции, исходя
из практического опыта стран
Центральной и Восточной
-макроэкономические условия, которые определяют совместимость таргетирования инфляции с особенностями хозяйственной системы;
-организационно-правовые условия, связанные с институциональными особенностями проведения денежно-кредитной политики;
- условия технического характера, характеризующие управленческие возможности центрального банка;
- условия организации денежно-кредитного регулирования.
Рассматривая
Одним из главных условий успешной реализации таргетирования инфляции является сбалансированность бюджета. Федеральный бюджет России не обладает таким качеством. Профицитность бюджета была связана с благоприятной ценовой конъюнктурой на энергоносители на мировом рынке. Однако, как только цены на нефть падают, возникает необходимость покрытия дефицита бюджета за счет дополнительных денежных средств из соответствующих фондов.10
В работе Дж. Айзенмана показано, что оптимальным режимом для стран с сырьевой экономикой выступает модифицированное инфляционное таргетирование. В этом случае в дополнение к стандартному инфляционному таргетированию центробанк может менять политику в целях сглаживания слишком сильных колебаний валютных курсов. Отметим, что страны с сырьевой экономикой, декларировавшие переход к инфляционном таргетированию, на практике используют модифицированное инфляционное таргетирование.
Итак, оптимальной политикой
для России в настоящей ситуации
будет переход к
С точки зрения денежно-кредитной политики необходимы следующие меры:
Информация о работе Валютное регулирование и антиинфляционная политика