Валютное регулирование и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основ организации валютного регулирования и антиинфляционной политики в России и развитых странах; определение статуса центрального банка и степени его влияния на эффективность проводимой валютной политики.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы валютного регулирования и антиинфляционной политики, проводимой центральным банком 5
Центральный банк как субъект валютного регулирования 5
Основные направления антиинфляционной политики, проводимой центральными банками 10
Правовой статус Центрального банка России и его роль в финансовой деятельности государства 14

Глава 2.Анализ деятельности Банка России за 2007-2009 гг. 20

2.1. Анализ валютного регулирования Центрального банка России за 2007-2009 гг. 20

2.2. Анализ антиинфляционной политики Банка России за 2007-2009гг: спрос и предложение 23

Глава 3. Антиинфляционная политика в России в современных условиях с учетом зарубежного опыта 30

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

готовая дкб.docx

— 222.71 Кб (Скачать)

 

Таблица 1.

Динамика элементов использования  ВВП

(прирост в % к предыдущему  году)

 

 

2007г.

2008г.

2009г.

Изменение за 2007-2009гг.

ВВП

8,1

5,6

-7,9

- 16

Конечное потребление

В том числе:

 

- домашних хозяйств

11,1

 

13,9

8,5

 

10,7

-5,4

 

-8,1

-16,5

 

-22

Валовое накопление

21,0

10,6

-37,6

-58,6

Чистый экспорт

-27,2

-35,7

58,0

85,2


 

Как видно из таблицы 1, прирост  ВВП уменьшается в 2008 г. по сравнению  с 2007 годом на 2,5 % -х пункта. В 2009г. он вовсе принимает отрицательное значение (-7,9), то есть уменьшился с 2007 года на 16 %-х пункта.

Динамика прироста  конечного  потребления аналогична приросту ВВП. Наибольший прирост наблюдается  в 2007г. по отношению к предыдущему  – 11,1 %, однако в последующие периоды  происходит значительное сокращение, и в 2009г. прирост конечного потребления  принял отрицательное значение (-16,5). В структуре конечного потребления  основным звеном являются домашние хозяйства. Так их прирост с 2007 по 2009гг. уменьшился на 22 %-х пункта и к концу 2009 года он составил -8,1. Это определенно  негативные тенденции.

Валовое накопление имело  прирост в 2007г. по отношению к  предыдущему 21 %, однако ситуация изменилась, и прирост данного показателя в 2009г. характеризовался отрицательным  значением -37,6, то есть происходит его  резкое уменьшение на 58,6 %-х пункта .

Увеличение  произошло  лишь в чистом экспорте. Так, его  прирост первые 2 года был отрицательным, однако в 2009г. он резко возрос и составил 58 %, что больше показателя предыдущего  года на 22,3 %-х пункта.

Исполнение непроцентных расходов федерального бюджета по итогам 2009 г. по отношению к уточненной бюджетной росписи на 2009 г. составило 97,2%, что несколько ниже аналогичного показателя 2008 г. (97,8%).

Федеральный бюджет по итогам 2009 г. был исполнен с дефицитом 5,9% ВВП, в то время как за 2008 г. был  получен профицит 4,1% ВВП. Снижение баланса федерального бюджета в конце 2008 г., образование бюджетного дефицита и его рост в 2009 г, вследствие реализации Правительством Российской Федерации стимулирующих мер свидетельствуют о смягчении фискальной политики. В то же время это согласуется с необходимостью проведения бюджетной политики, имеющей контрциклический характер.

3а 2009 г. средства Резервного  фонда в объеме 2964,8 млрд. руб. были  направлены на финансовое обеспечение  сбалансированности федерального бюджета и 179,4 млрд. руб. на формирование нефтегазового трансферта в федеральный бюджет. Часть средств Фонда национального благосостояния в 2009 г. была размещена на депозит во Внешэкономбанке (209,0 млрд. руб. и 2,0 млрд. долл. США).

Валовое накопление в 2009 г. сократилось на 37,6% (в 2008 г. увеличилось на 10,6%). Объем инвестиций в основной капитал снизился на 17,0% (в 2008 г. - увеличился на 9,8%).

В январе-сентябре 2009 г. в  видовой структуре инвестиций более  трети составляли инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства. Увеличилась доля инвестиций, направленных на приобретение импортного оборудования, с 19,9% в январе-сентябре 2008 г. до 23,0% в январе-сентябре 2009 года. Импорт машин, оборудования и транспортных средств в январе-сентябре 2009 г. сократился на 53,9% (в январе-сентябре 2008 г. - увеличился на 56,6%).

Финансирование инвестиций в основной капитал осуществлялось преимущественно (на 61,7 %) за счет привлеченных средств. Доля кредитов банков составляла 11,1 % против 11,0% в январе-сентябре 2008 года.

 

Диаграмма 1.

В условиях более медленного сокращения в реальном выражении экспорта товаров и услуг по сравнению с их импортом в 2009 г. отмечалось увеличение чистого экспорта товаров и услуг на 58% (в 2008 г. - сокращение на 35,7%).

Внешний спрос. Внешний спрос  на товары российского производства во втором полугодии 2009г. начал постепенно восстанавливаться. Так, в 4 квартале физические объемы вывоза были на 11,9% больше, чем в IV квартале 2008 г. (в предыдущем квартале - на 0,2%). На динамику российского экспорта в 2009 г. значительное влияние оказало падение цен на мировых товарных рынках. По сравнению с предыдущим годом экспорт товаров сократился на 35,7% - до 303,3 млрд. долл. СШN. В IV квартале 2009 г. в условиях роста физических объемов вывоза российских товаров за рубеж и роста цен экспорт товаров относительно предыдущего квартала увеличился на 15,4%. Экспорт в страны Европейского Союза и страны СНГ в IV квартале 2009 г. рос медленнее, чем в государства Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Наиболее заметно увеличился экспорт в такие страны - основные торговые партнеры России, как Германия, Финляндия, Польша, Япония, Республика Корея и Украина, экспорт в Соединенное королевство сократился. В 4 квартале 2009 г. по сравнению с предыдущим кварталом возросли физические объемы поставок на внешние рынки нефти, нефтепродуктов, природного газа и ряда других товаров.

Предложение.

В основных видах экономической  деятельности в 4 квартале 2009 г. отмечалось замедление темпов сокращения производства, выпуск продукции базовых видов экономической деятельности сократился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,6%, однако в целом за 2009 г. его снижение составило 9,4% (в 2008 г. – рост на 4,3%).

В 4 квартале 2009 г. в промышленности, строительстве, розничной и оптовой торговле темпы снижения производства замедлились, на транспорте и в сельском хозяйстве отмечался рост. В целом за 2009 г. по сравнению с 2008 г. объем работ в строительстве снизился на 16%, на транспорте - на 10,2%, в розничной и оптовой торговле - на 5,5 и 3,5% соответственно.

Объем промышленного производства в 2009 г. сократился на 10,8% (в 2008 г. рост на 2,1 %). Добыча полезных ископаемых снизилась на 1,2% (в 2008 г. - рост на 0,2%), наиболее значительный спад отмечен в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических. Выпуск продукции обрабатывающих видов экономической деятельности снизился на 16% (в 2008 г. - рост на 3,2%). Вместе с тем в 4 квартале отмечался рост выпуска продукции в химическом производстве (17,6%), производстве изделий из кожи (9,6 %), металлургическом производстве (8,7 %), производстве пищевых продуктов (4,3%), кокса и нефтепродуктов (1,7%).

В 2009 г. увеличилось производство основных видов продукции животноводства, в том числе скота и птицы на убой (на 6,6%). Производство мяса и мясопродуктов возросло на 4,2 %, в том числе мяса – на 14 %. Урожай зерновых сократился по сравнению с 2008 г. на 10,3 % , однако превысил среднегодовой уровень сбора зерна за 2005-2008 гг. в целом за 2009 г. производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 1,2 % ( в 2008г. – на 10,8 %).

Сокращение внешнего и  внутреннего спроса отразилось на снижении экономической активности, производство  товаров и услуг упало ниже своего естественного уровня. В 2009 г. объем ВВП сократился на 7,9 %. Разрыв между фактическим и потенциальным  выпуском оценивается отрицательно.

Таким образом, предпринятые антиинфляционные меры Правительства РФ во взаимодействии с Центральным  банком России, бесспорно, были эффективны, что и характеризует относительно низкий уровень инфляции в конце 2009г. Однако, в условиях мирового экономического кризиса Правительству все же не удалось достичь запланированных экономических показателей, характеризующих спрос и предложение. Такие важные показатели, как ВВП и валовое накопление продолжают уменьшаться.

 

Глава 3. Антиинфляционная политика в России в современных  условиях с учетом зарубежного опыта

Важнейшим компонентом государственного регулирования рыночной экономики  служит воздействие на инфляцию (антиинфляционная политика). В западных странах формирование ее главных направлений и методов  началось в конце 70-х годов и  в основном завершилось к началу ХХI в. Эффективная антиинфляционная политика позволяет держать под контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе. В 1950-1970 –е гг. наиболее популярным было монетарное таргетирование, то есть ограничение роста денежной массы. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой до сих пор популярно таргетирование валютного курса, однако при отсутствии  дополнительного монетарного якоря такой режим часто приводит к валютному кризису.

Политику таргетирования инфляции придумали не так давно: в 1989 г. ее первым применил Резервный  банк Новой Зеландии. С тех пор  она получила широкое распространение  и, показав в целом достаточно высокую эффективность в качестве инструмента борьбы с инфляцией  стала любимым детищем МВФ.

В последние десятилетия  центральные банки придерживались «консенсуса Джексона Хоула», состоящего в том, что основной задачей центробанка признается поддержание  низкого и стабильного уровня инфляции. Консенсус включал позитивное отношение к таргетированию инфляции и придавал большое значение транспарентности и предсказуемости при принятии решений по ставкам процента. Федеральная резервная система США никогда не придерживалась таргетирования инфляции, хотя фактически ставила такую цель. Некоторые Центральные банки Западной Европы и Японии считали, что надо противодействовать образованию финансовых «пузырей» на рынке активов. ФРС США в ответ заявляла – образование финансового «пузыря» идентифицировать трудно,  менее затратно дождаться, когда он лопнет, и очиститься от него путем уменьшения ставки процента.

В случае инфляционного таргетирования парламент и правительство договариваются о целевом показателе инфляции, который  центральный банк должен достичь  в результате проведения своей политики. Центральный банк имеет широкую  свободу в выборе политики по достижению цели. Основным инструментом здесь выступает процентная ставка. Валютный курс находится в свободном плавании. По оценкам МВФ в 2009 г. 17 стран из 188 (9% их общего числа) заявили о своей приверженности политике инфляционного таргетирования и при этом придерживались режима управляемого плавания.

Осенью  2009 года на совещании  Правительства РФ была рассмотрена  возможность перехода к политике свободного плавания и таргетированию инфляции.

Для регулирования инфляции в России важно продолжить политику сдерживания «бегства» капитала из России в сочетании с мерами по противодействию «отмывания»  нелегальных доходов. Регулирование  внешних факторов инфляции требует  разработки стратегии международных  валютных и кредитных отношений  России.

Условия перехода к режиму прямого таргетирования инфляции, исходя из практического опыта стран  Центральной и Восточной Европы, не обходимо разделить на:

-макроэкономические условия, которые определяют совместимость таргетирования инфляции с особенностями хозяйственной системы;

-организационно-правовые условия, связанные с институциональными особенностями проведения денежно-кредитной политики;

- условия технического характера, характеризующие управленческие возможности центрального банка;

- условия организации денежно-кредитного регулирования.

Рассматривая макроэкономические условия эффективной реализации таргетирования инфляции, можно сделать  однозначный вывод о нецелесообразности введения этого режима денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе в России. Торговая открытость российской экономики, безусловно, будет препятствовать полноценной реализации таргетирования инфляции. Инструменты денежно-кредитной политики в современной ситуации не смогут существенным образом повлиять на динамику цен. Известный американский ученый Дж.Стиглиц сделал вывод, что таргетирование инфляции в конечном итоге приводит к ослаблению экономики и высокому уровню безработицы.

Одним из главных условий  успешной реализации таргетирования инфляции является сбалансированность бюджета. Федеральный бюджет России не обладает таким качеством. Профицитность  бюджета была связана с благоприятной  ценовой конъюнктурой на энергоносители на мировом рынке. Однако, как только цены на нефть падают, возникает  необходимость покрытия дефицита бюджета  за счет дополнительных денежных средств  из соответствующих фондов.10

В работе Дж. Айзенмана показано, что оптимальным режимом для  стран с сырьевой экономикой выступает модифицированное инфляционное таргетирование. В этом случае в дополнение к стандартному инфляционному таргетированию центробанк может менять политику в целях сглаживания слишком сильных колебаний валютных курсов. Отметим, что страны с сырьевой экономикой, декларировавшие переход к инфляционном таргетированию, на практике используют модифицированное инфляционное таргетирование.

Итак, оптимальной политикой  для России в настоящей ситуации будет переход к модифицированному  инфляционному таргетированию при  условии проведения дополнительных институциональных реформ.

С точки зрения денежно-кредитной  политики необходимы следующие меры:

  1. Формирование целей в виде интервала. Их достижение должно стать основным показателем успешной деятельности Банка России. При этом важно, чтобы целевой показатель укладывался в интервал. Перевыполнение плана (низкая инфляция) – такой же повод для корректировки политики, как и выход за верхнюю границу.
  2. Отказ правительства от вмешательства в деятельность ЦБ за пределами установления цели и контроля за ее достижением. Необходим публичный контроль: отчет ЦБ перед государственной Думой РФ и Советом Федерации.
  3. Создание Комитета по денежно-кредитной политике, проведение его регулярных совещаний, обсуждение текущей ситуации, публичное объявление принятых решений.
  4. Переход к использованию процентных ставок как основного инструмента денежно-кредитной политики. Процентная ставка может воздействовать и на инфляцию, и на изменение курса. Вместо ставки рефинансирования, имеющей небольшое значение, можно использовать в качестве основных ставку РЕПО и депозитную ставку ЦБ.
  5. Активная стерилизация притока валюты и выпуска долговых инструментов ЦБ, а также операций на рынке государственного долга.
  6. Использование валютных интервенций лишь как вспомогательного инструмента, применяемого, например, при подходе курса к границам широкого коридора.
  7. Повышение публичности деятельности ЦБ РФ и в первую очередь его председателя. Целесообразны регулярные выступления представителей ЦБ с разъяснением проводимой политики.

Информация о работе Валютное регулирование и антиинфляционная политика