Валютное регулирование и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основ организации валютного регулирования и антиинфляционной политики в России и развитых странах; определение статуса центрального банка и степени его влияния на эффективность проводимой валютной политики.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы валютного регулирования и антиинфляционной политики, проводимой центральным банком 5
Центральный банк как субъект валютного регулирования 5
Основные направления антиинфляционной политики, проводимой центральными банками 10
Правовой статус Центрального банка России и его роль в финансовой деятельности государства 14

Глава 2.Анализ деятельности Банка России за 2007-2009 гг. 20

2.1. Анализ валютного регулирования Центрального банка России за 2007-2009 гг. 20

2.2. Анализ антиинфляционной политики Банка России за 2007-2009гг: спрос и предложение 23

Глава 3. Антиинфляционная политика в России в современных условиях с учетом зарубежного опыта 30

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

готовая дкб.docx

— 222.71 Кб (Скачать)

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных  актов, обязательных для федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции  Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации  не обладает правом законодательной  инициативы, однако его участие в  законодательном процессе, помимо издания  собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных  законов, а также нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.

Банк России является юридическим  лицом. Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной  собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так  же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли  на себя такие обязательства или  если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные  организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные  организации принимают на себя такие  обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности  Председателя Банка России (по представлению  Президента Российской Федерации) и  членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка  России, согласованному с Президентом  Российской Федерации); направляет и  отзывает представителей Государственной  Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики и годовой  отчет Банка России и принимает  по ним решения. На основании предложения  Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации  финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных  подразделений и учреждений. Кроме  того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

 

Глава 2. Анализ деятельности Банка России за 2007-2009гг.

2.1. Анализ валютного  регулирования Центрального банка  России за 2007-2009гг.

В 2007-2009гг. была продолжена работа по совершенствованию нормативно-правового  обеспечения валютного контроля в соответствии с полномочиями, возложенными на Банк России Федеральным Законом  от 10.12.2003 №173 ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”.

В  2009 г. курсовая политика реализовывалась Банком России в  рамках режима управляемого плавающего валютного курса.

После резкого скачка в  конце 2008 г. спроса на рынке наличной иностранной валюты в течение 2009 г. отмечалось постепенное снижение интереса населения к вложениям  в иностранные активы.

В январе 2009г. на рынке наличной иностранной валюты сохранился наблюдавшийся  в конце 2008г. рекордно большой объем  чистого спроса (разница между  объемами наличной иностранной валюты, проданной уполномоченными банками  физическим лицам и выданной с  их валютных счетов, и объемами наличной иностранной валюты, купленной у  физических лиц и зачисленной  на их счета), составивший 8,3 млрд. долларов США. Однако уже в феврале чистый спрос  понизился до 0,6 млрд. долларов США. Чистый спрос наблюдался также  с июля по сентябрь 2009 г., его суммарный  объем за этот период составил 3,3 млрд. долларов США. В остальные месяцы 2009 г.  наблюдалось чистое предложение  на рынке наличной иностранной валюты.

В результате в 2009 году по сравнению  с 2008 годом чистый спрос на наличную иностранную валюту уменьшился более чем в 9 раз и составил 4 млрд.  долларов США. В связи с сокращением спроса со стороны населения уполномоченные банки сократили объемы ввоза наличной иностранной валюты в страну. Всего в 2009г. было ввезено 14,8 млрд. долларов США, что почти в 3 раза меньше, чем в 2008 году. Доля долларов США в структуре ввоза наличной иностранной валюты в 2009 г. повысилась до 53 % (39,2% в 2008 г.).

Одновременно вывоз иностранной  валюты уполномоченными банками  увеличился в 2009г. по сравнению с 2008 годом в 1,5 раза и составил 18,2 млрд. долларов США, причем 74,7 % приходилось  на вывоз долларов США.

В итоге объем вывезенной из страны уполномоченными  банками  наличной иностранной валюты превысил объем ее ввоза на 3,4 млрд. долларов США. В 2008 г. ситуация была противоположной  – объем ввезенной наличной иностранной  валюты превышал объемы ее вывоза из страны на 32,2 млрд. долларов США.

Таблица 2.

 

Динамика  номинальных курсов иностранных валют к рублю за 2007-2009 гг.

(рублей за единицу  иностранной валюты)

 

2007г.

2008г.

2009г.

Изменение за 2007-2009гг.

 

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

 

Номинальный курс доллара  США к рублю на конец периода

26,01

 
 
 
 
 

25,82

 
 
 
 
 

24,95

 
 
 
 
 

24,55

 
 
 
 
 

23,52

23,46

25,25

29,38

34,01

31,29

30,09

30,24

4,23


Номинальный курс евро к рублю на конец периода

34,69

34,72

35,35

35,93

37,07

36,91

36,37

41,44

44,94

43,82

44,01

43,39

8,7


Средний номинальный  курс доллара США к рублю за период

26,31

25,86

25,51

24,64

24,26

23,63

24,24

27,25

33,92

32,20

31,32

29,46

3,15


Средний номинальный  курс евро к рублю за период

34,48

34,86

35,02

35,70

36,29

36,92

36,48

35,96

44,42

43,80

44,76

43,55

9,07


Средний номинальный  курс доллара США к рублю за период с начала года

26,31

26,08

25,89

25,57

24,26

23,94

24,04

24,81

33,92

33,05

32,46

31,68

5,37


Средний номинальный  курс евро к рублю за период с  начала года

34,48

34,67

34,78

35,0

36,29

36,61

36,56

36,41

44,42

44,11

44,32

44,13

9,65


   

 

Как видно из таблицы 2, номинальный  курс доллара США к рублю с  начала 2007 года постепенно уменьшался до середины 2008 года. ситуация в корне  изменилась со 2 квартала 2008 года, когда  номинальный курс доллара США  к рублю стал увеличиваться. Максимального  значения он достиг в первом квартале 2009 года и составил 34,01 рубль за один доллар США. Общее изменение составило 4,23 рубля за 1 доллар США за 2007 -2009гг.

Номинальный курс евро к  рублю с начала 2007г. до начала 2008 года постепенно увеличивался, затем наблюдалось его уменьшение и в конце 2008 года он вновь пошел в рост, и в начале 2009 года его максимальное значение составило 44, 94 рубля за 1 евро.

Диаграмма 2.

Динамика реального курса  рубля

( прирост в %-х к  декабрю предыдущего года)

2008г.                                                                        2009г.

 

- индекс реального курса рубля  к доллару США


- индекс реального курса рубля  к евро


- индекс реального эффективного курса рубля к иностранным валютам 


 

В целом изменение курса  рубля, происходившее с февраля 2009года компенсировало значительную часть  девальвации, произошедшей в конце 2008года –начале 2009года. На 31 декабря 2009 года  стоимость бивалютной корзины  составила 36,16 рубля, что на 11,7% ниже максимального уровня, достигнутого  5 февраля 2009 года, и на 3,9 % выше аналогичного показателя на конец 2008 года.

В 2009 году совокупный объем  операций Банка России на внутреннем валютном рынке снизился по сравнению с 2008г., при этом возросла доля плановых интервенций в общем объеме операций. По итогам года объем покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем рынке превысил объем операций по ее продаже: объем нетто-покупки иностранной валюты за 2009 год составил 17,2 млрд. долларов США, тогда как по итогам 2008года была зафиксирована нетто-продажа иностранной валюты в объеме 69,2 млрд. долларов США.

За 2009 год реальный эффективный  курс рубля к иностранным валютам снизился  на 3,9% , при этом ослабление рубля к доллару США в реальном выражении составило 0,4%, а к евро – 6,5%.

 

2.2. Анализ антиинфляционной  политики Банка России за 2007-2009гг: спрос и предложение

 

В России инфляция за период с 1991 года достигла минимального значения в 2009 году. Резко снизившись с 5,4 % за 1 квартал до 0,7 % за 4 квартал, в целом  за год она составила 8,8 %. Решающую роль в замедлении инфляции сыграло  существенное сокращение совокупного  спроса, обусловленное мировым финансово-экономическим  кризисом. Однако ослабление курса  рубля в конце 2008 г.- начале 2009г. повлияло на высокие значения инфляции в первой половине года.

В целях восстановления экономического роста путем стимулирования кредитной  активности банков Банк России расширял возможности количественного увеличения объемов рефинансирования банков и  начиная с апреля 2009г. последовательно  понижал процентный ставки по своим  операциям. При этом по мере стабилизации банковского сектора происходило постепенное замещение кредитов без обеспечения, используемых как антикризисная мера, традиционными инструментами предоставления ликвидности.

Повышению уровня ликвидности  в 4 квартале способствовали также благоприятная  внешнеэкономическая конъюнктура, приток капитала и сезонный рост расходов правительства.

Внутренний спрос.

В 2009 г. заметно сократился внутренний спрос. Отмечалось уменьшение инвестиций в основной капитал, сокращение запасов и потребительских расходов. в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. доля импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли сократилась на 4 процентных пункта и составила 42%. Доля поступлений по импорту продовольственных товаров уменьшилась на 1 процентный пункт - до 34%, непродовольственных товаров - на 5 процентных пунктов, до 49%.

По итогам 2009 г. импорт товаров  сократился на треть, в основном за счет уменьшения физических объемов ввоза товаров в страну. Ввоз товаров инвестиционного назначения сократился значительнее, чем потребительский импорт Однако во второй половине года импорт товаров начал постепенно восстанавливаться, сокращение физических объемов импорта в 4 квартале 2009 года относительно того же квартала предыдущего года замедлилось и составило 18,1 %, в то время как по итогам 9 месяцев они уменьшились на 42,4%.

В 2009 г. реальные располагаемые  денежные доходы населения выросли по сравнению с предыдущим годом на 2,3%. В условиях экономической неопределенности склонность населения к потреблению снижалась. В структуре использования денежных доходов населения в 2009 г. доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг сократилась на 4,9 процентного пункта (до 69,2%), а на покупку валюты - на 2,4 процентного пункта (до 5,5%). Склонность населения к организованным сбережениям составила 14,2% (за 2008 г. - 5,3%), в том числе 80 вкладах и ценных бумагах- 4,1 %.

В 2009 г. расходы на конечное потребление домашних хозяйств снизились на 8,1% (в 2008 г. увеличились на 1 0,7%). В 4 квартале по сравнению с предыдущим кварталом темпы снижения потребительских расходов замедлились. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. оборот розничной торговли снизился на 5,5 %, а объем платных услуг населению - на 4,3%.

Расходы на конечное потребление  государственного управления в 2009 г. увеличились на 1,9% (в 2008 Г. - на 2,9%). По данным Казначейства России, расходы федерального бюджета по итогам исполнения федерального бюджета в 2009 г. возросли до 24,7% ВВП (в 2008 г. - 18,4%). Непроцентные расходы составили 24,2% ВВП (в 2008 г. - 18,0%), что является наибольшим показателем за последнее десятилетие и обусловлено главным образом осуществлением антикризисных мер по поддержке реального сектора экономики и финансовой системы страны в условиях финансово-экономического кризиса.

Информация о работе Валютное регулирование и антиинфляционная политика