Валютное регулирование и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основ организации валютного регулирования и антиинфляционной политики в России и развитых странах; определение статуса центрального банка и степени его влияния на эффективность проводимой валютной политики.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы валютного регулирования и антиинфляционной политики, проводимой центральным банком 5
Центральный банк как субъект валютного регулирования 5
Основные направления антиинфляционной политики, проводимой центральными банками 10
Правовой статус Центрального банка России и его роль в финансовой деятельности государства 14

Глава 2.Анализ деятельности Банка России за 2007-2009 гг. 20

2.1. Анализ валютного регулирования Центрального банка России за 2007-2009 гг. 20

2.2. Анализ антиинфляционной политики Банка России за 2007-2009гг: спрос и предложение 23

Глава 3. Антиинфляционная политика в России в современных условиях с учетом зарубежного опыта 30

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

готовая дкб.docx

— 222.71 Кб (Скачать)

Банк России в последнее  время активно вмешивается на валютный рынок с целью предотвратить  укрепление рубля. Следствием подобных мер явилось наращивание денежной массы, что неизбежно ведет к  инфляции.

В период 2010-2012 гг. Банк России предполагает завершить переход  к свободному плаванию курса рубля, которое предполагает вмешательство  Банка России на валютном рынке только для сглаживания колебаний обменного курса. Однако подобный режим, необходимый для инфляционного таргетирования, не является устойчивой политикой при текущем вкладе сырьевого экспорта в платежный баланс и федеральный бюджет. Денежные власти не смогут игнорировать колебания реального эффективного курса рубля, что предопределяет необходимость контроля за ним. В краткосрочной перспективе, по мнению многих авторов, Банку России целесообразно сосредоточить внимание на выработке правил проведения политики управляемого валютного курса на базе текущего правила («мягкого» плавающего коридора) или др.3

 

1.2. Основные направления антиинфляционной политики, проводимой центральными банками

Инфляция на протяжении последнего десятилетия является основной проблемой как для монетарных властей, так и для исполнительной власти. Совершенно очевидно одно – без снижения темпов инфляции невозможно решить практически ни одну экономическую задачу. 4

В экономической теории под  инфляцией понимается обесценение  бумажных денег, вызванное ростом цен. В ХХ веке она стала неразлучной спутницей развития всех стран с рыночной экономикой.

Классификация форм инфляции базируется прежде всего на масштабах  роста цен. По этому критерию выделяют ползучую инфляцию, при которой среднегодовое повышение цен составляет 5-10%; галопирующую – от 10 до 100% и гиперинфляцию – более 100% в год. В рамках последней существует супергиперинфляция, или суперинфляция, когда цены за один месяц подскакивают на 50% и боле; при таком приросте за год они увеличиваются более чем в 130 раз. Нормальное развитие рыночной экономики возможно только при ползучей форме инфляции, которая обеспечивает мягкую корректировку соотношения спроса и предложения на денежном и товарном рынках. В результате национальные деньги без ограничений продолжают выполнять все надлежащие функции.

Наряду с масштабом  используется и другая классификация, связанная с факторами, определяющими  инфляцию. Если в ее возникновении  и протекании решающую роль играют денежные факторы, увеличивающие  спрос  выше товарного предложения, то говорят  об инфляции спроса. Когда же основными  факторами являются неденежные –  со стороны производства и рыночных условий, речь идет об инфляции издержек.

До 30-х годов прошлого столетия в западной экономической теории господствовала денежная трактовка инфляции. Инфляция рассматривалась прежде всего как результат излишнего количества бумажных денег в обращении. Поэтому борьба с инфляцией, обычно возникавшей тогда в результате войн и связанной с ними экономической разрухи, сводилась к значительному уменьшению количества бумажных денег в обращении, чаще всего в форме послевоенных денежных реформ, ведущих к замене утративших свою силу, обесценившихся старых денег новыми, которые печатались в меньшем количестве по сравнению со старыми.5

Глубокий экономический  кризис 1929-1933гг. опрокинул привычные  подходы. В западной экономической теории возобладало кейнсианское учение, обосновывающее необходимость активного участия государства в функционировании капиталистического рыночного хозяйства. Применительно к инфляции кейнсианцы отбросили тезис о ее чисто денежном происхождении и признали ее многофакторность, то есть зависимость не только от количественных показателей денежного обращения, но и от процессов в сфере производства товаров и их реализации на рынке. В качестве стимуляторов экономического роста были предложены дефицитное финансирование государственного бюджета и другие инструменты дополнительной денежной эмиссии. После Второй мировой войны экономическая политика всех ведущих стран опиралась на эту теорию. Однако параллельно с достаточно быстрыми темпами экономического роста усиливалась и инфляция, которая в 70-х годах перешла из ползучей формы в галопирующую и стала серьезной экономической угрозой. Вследствие этого на смену кейнсианской теории пришла монетаристская. В соответствии с идеями монетаристов задача государства сводится к равномерному увеличению количества денег в обращении, что должно обеспечить нормальное развитие экономики. В их понимании инфляция является чисто денежным феноменом, вызываемым чрезмерным количеством денег в обращении и связанными с этим инфляционными ожиданиями. Борьба  с ней у монетаристов сводится к мерам, направленным на уменьшение количества денег в обращении и вообще платежеспособного спроса. Главное значение придается рестриктивной кредитно-денежной политике.

Одной из ключевых проблем  при определении модели реализации денежно-кредитной политики является взаимосвязь между инфляцией и другими показателями социально-экономического развития. Банк России, как известно, исходит из того, что низкая инфляция создает условия для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий субъектов экономики, снижения рисков и принятия адекватных решений относительно потребительских расходов, сбережений и инвестиционной деятельности, и поэтому главной целью национальной денежно-кредитной политики является снижение инфляции до запланированного уровня.6

Цель любого центрального банка – поддерживать стабильные цены. Центробанк может поддерживать ценовую стабильность путем  привязки курса национальной валюты к валюте стран, преуспевших в борьбе с  инфляцией. Этот способ был эффективен для России в 90-х гг. Однако он оказался очень уязвимым. Альтернативой таргетированию валютного курса выступает таргетирование инфляции.

Применение таргетирования инфляции принесло некоторую ценовую  стабильность развитым странам. Развивающиеся  страны последовали их примеру, и  уже в 1999г. инфляционное таргетирование было введено в Бразилии, Венгрии  и других странах.

Инфляционное таргетирование - это не просто денежно-кредитная  политика, направленная на снижение инфляции. Ее главной целью является то, что  центробанк себя связывает институциональным  обязательством по поддержанию объявленного уровня цен. Инструментом такой политики выступает ставка процента. При превышении инфляцией запланированного значения ставка процента должна быть повышена.

Согласно доминирующей на данный момент экономической теории, если центральный банк в какой-то мере регулирует валютный курс, то его  желание контролировать инфляцию может  быть осуществлено за счет определенных ограничений на отток/ приток капитала. Экономическая теория, которая получила название «невозможная троица», утверждает, что центральному банку не удастся одновременно проводить независимую денежно-кредитную политику и регулировать валютный курс, если национальная экономика стремится быть открытой международным потокам капитала. Самым простым объяснением этого является то, что центробанк зачастую обладает лишь одним инструментом для достижения поставленных целей – ставкой процента. При искусственном занижении стоимости национальной валюты банк будет снижать процентную ставку, однако это повысит инфляцию7.

 

 

    1. Правовой статус Центрального банка России и его роль в финансовой деятельности государства

Основная проблема, с которой сталкиваются абсолютно все страны,- решение вопроса о степени независимости (автономности) главного банка страны. С одной стороны, независимость главного банка страны является необходимым условием для достижения целей его функционирования. С другой, как добиться, чтобы такая независимость не привела к его бесконтрольной деятельности и нанесению ущерба общенациональным интересам, и какой должна быть степень независимости? На практике вопросы организации взаимодействия Центрального банка с органами государственной власти в разных странах решается по-разному. По-видимому, наиболее независимыми от государственной власти являются центральные банки развитых стран Европы - Германии, Бельгии, Нидерландов, Италии, за исключением Франции. Большая зависимость денежно-кредитной политики от органов исполнительной власти характерна для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. 8

Будучи основой финансовой системы государства, банковский сектор во многом определяет возможности ее развития. Особую роль в этом играет центральный банк, который в соответствии с законодательством практически  всех стран должен обеспечивать стабильность национальной валюты, развивать и  укреплять банковскую систему, поддерживать и совершенствовать платежную систему  страны. Споры и дискуссии по поводу степени независимости центральных банков еще в большей степени активизировались в условиях современного мирового кризиса.

В 1920г. на Брюссельской конференции  было отмечено, что центральные банки  должны быть освобождены от вмешательства  со стороны государства. Причем нельзя сказать, что государство совсем не участвует в деятельности центрального банка, поскольку оно создает  законодательную и нормативную  базу, осуществляет контроль за ее исполнением. Кроме того, государство может оказывать прямое и косвенное воздействие путем участия в капитале, в составе Совета директоров банка и т.д.

В банковской сфере принято  также выделять номинальную независимость  центрального банка, определяемую на основе действующих в стране законов, и  реальную, отражающую независимость в выборе средств и инструментов по достижению поставленных целей. Другими словами, в качестве одного из критериев выступает самостоятельность центрального банка при принятии решений в области кредитно-денежной политики, а именно наличие или отсутствие требования о согласовании направлений и инструментов денежно-кредитной политики с правительственными учреждениями. В России в соответствии с законодательством, Центральный банк РФ обязан координировать свои решения с Министерством финансов РФ.

В качестве критерия независимости  центральных банков принят также  такой показатель, как участие государства в капитале центрального  банка. В большинстве стран центральный банк является государственным, однако в некоторых развитых странах (Италии, США, Швейцарии) государство не участвует в капитале центрального банка или участвует частично ( Бельгия, Япония), и в обычных условиях функционирования существенного влияния этот фактор не оказывает. 9

При любом варианте создания и организации деятельности центральный  банк, вне зависимости от принадлежности его капитала, всегда является самостоятельным  юридическим лицом, имеет собственный  банковский счет и бухгалтерский  баланс, владеет денежным и материальным имуществом, формирует и распоряжается уставным и резервным капиталом, а также иными фондами. Причем его материальное имущество обособлено от имущества и фондов государства.

Если выделить два блока  проблем, решаемых центральными банками:

  1. разработка и реализация денежно-кредитной политики;
  2. регулирование деятельности банковских учреждений;

то можно государства  условно разделить на две группы, так как в одних странах  центральный банк выполняет обе эти функции, в других – регулирование банковской сферы возложено на специальный финансовый институт, а центральный банк осуществляет только денежно-кредитную политику. В частности, функции по регулированию банковской сферы в Австрии выполняет Служба по финансовому надзору, Бельгии – Комиссия по банкам, финансам и страхованию, Великобритании – Финансовая контрольная служба, Германии - Федеральная служба финансового надзора. Центральный банк наряду с формированием и реализацией денежно-кредитной политики регулирует банковские учреждения в Болгарии, Греции, Италии, Литве, Нидерландах, Португалии, Словакии, Чехии, странах СНГ.

Конституцией Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" целями деятельности Банка  России являются: защита и обеспечение  устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации  и обеспечение эффективного и  бесперебойного функционирования платежной  системы.

Ключевым элементом правового  статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего  в том, что Банк России выступает  как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Информация о работе Валютное регулирование и антиинфляционная политика