Управление кредитным портфелем коммерческого банка (на материалах филиала № 1 ОАО "Банк Альфа")

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:35, дипломная работа

Описание работы

Основной целью работы является разработка некоторых предложений по управлению качеством кредитного портфеля коммерческого банка на основе анализа кредитных операций с учетом различных факторов.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе будут решаться следующие задачи:
дать общую характеристику кредитного портфеля банка;

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 2.71 Мб (Скачать)

в марте 2005 г. количество выданных кредитов выросло в 1,3 раза по сравнению с февралём того же года, о чём свидетельствует коэффициент К10. Это говорит о резкой активизации кредитной деятельности, а также подтверждает факт о наличии сезонности в выдаче кредитов: посевная, ускорение строительства, выезд на отдых и т.д.;

данные коэффициента К11 достаточно противоречивые. С одной стороны, чем меньше значение данного коэффициента, тем лучше состояние кредитного портфеля банка. Но с другой стороны, столь крупная сумма созданного резерва свидетельствует о высокой степени защищённости банка от кредитного риска;

исходя из расчёта К12 можно сделать  вывод о полном 100% создании необходимого резерва на покрытие возможных убытков  по кредитам, что свидетельствует  о высокой степени защищённости банка от возможных потерь;

значение К13 в 4% говорит о достаточности резерва банка в случае непогашения кредитов;

доля кредитов, фактически утраченных для банка и считающихся безнадёжными - 0,3%, что попадает в установленный оптимум и свидетельствует о высоком качестве проводимой работы по мониторингу за возвратом кредитов;

последний коэффициент К15 свидетельствует  о том, что банк проводит очень  агрессивную политику по списанию безнадёжной  задолженности. Ещё до вынесения судебного решения по возврату задолженности, банк за счёт 100% созданного резерва в состоянии возместить потери по данной категории кредитов, что улучшает финансовые показатели и результаты деятельности филиала в целом.

При линейном анализе основных показателей, характеризующих состояние кредитного портфеля на две отчётные даты, выявлены определённые изменения.

Так, произошло снижение абсолютной величины валового кредитного портфеля на 416 млн. руб. Причины снижения: за анализируемый период новые кредитные договора не заключались, произошло плановое погашение основной суммы долга по десяти кредитным договорам. При этом величина чистого кредитного портфеля снизилась на 419,74 млн. руб. Это обусловлено ухудшением качества кредитного портфеля с позиции риска и, как следствие, увеличением суммы резерва, создаваемого под сомнительную задолженность клиентов, на 3,74 млн. руб.

Об ухудшении качества кредитного портфеля свидетельствует анализ, проведенный  на основе коэффициентов (см. табл.2.8). Основными отрицательными показателями являются:

рост величины резерва под сомнительную задолженность;

увеличение абсолютной и относительной величины проблемных кредитов в портфеле и, в том числе, увеличение абсолютной и относительной величины просроченных кредитов;

увеличение удельного веса кредитов, по которым прекращено начисление процентов, и как следствие - снижение показателей доходности портфеля, как в абсолютной величине, так и в расчёте на 1 руб. кредитных вложений;

Положительным моментом является сокращение суммы просроченных процентов на 1,92 млн. руб.

Произошло снижение суммы наращенных процентов на 34,0 млн. руб. Снижение вызвано двумя причинами: уменьшением суммы валового кредитного портфеля и увеличением удельного веса кредитов, начисление процентов по которым прекращено.

Качество кредитного портфеля с  точки зрения принимаемого риска  на одного кредитополучателя в течение  анализируемого периода не изменилось и признано удовлетворительным.

В период с 01.02.2005 г. по 01.03.2005 г. списания кредитов как невозвратных не производилось. Погашение кредитов, ранее списанных как невозвратные, не произошло.

В результате изменений, произошедших в течение анализируемого периода, кредиты, предоставленные ООО "Сантанас" и ЗАО "Славянка" были отнесены к более высоким группам риска - третьей и второй соответственно.

Ухудшение качества кредитного портфеля банка за анализируемый период является незначительным, удельный вес кредитной задолженности ООО "Сантанас" и ЗАО "Славянка" в валовом кредитном портфеле по состоянию на 01.03.2005 г. составляет 0,44%, что не представляет угрозы для дальнейшей стабильной деятельности филиала №1 и банка в целом.

В целом качество кредитного портфеля филиала №1 ОАО "Банк Альфа" является удовлетворительным. Несмотря на то, что рассчитанные коэффициенты не превышают критических значений, банку необходимо принять меры по повышению качества кредитного портфеля.

Двусторонний диалог "банк-клиент" поможет ответить на вопрос, явились ли просчёты на стадиях предварительного и оперативного анализа следствием ошибочности либо неэффективности применяемых методов. Если так, то банку следует детально исследовать причины имеющихся ухудшений и пересмотреть организацию процесса формирования и управления кредитным портфелем.

Тщательный анализ позволит решить главные задачи, стоящие перед  банком: наращивание кредитного портфеля и повышение его качества с позиций риска и доходности.

В первую очередь ведущим кредитным сотрудникам банка следует провести рабочие встречи с представителями следующих кредитополучателей: СП "Фидэя", ООО "Витаден", ООО "Сантанас", ООО "Сакуб", ОАО "Связьстрой" и ЗАО "Славянка". Это необходимо для выявления причин, повлёкших за собой невыполнение клиентом условий кредитного договора, и продолжения дальнейшего плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества. Следует провести дополнительный анализ вышеперечисленных кредитополучателей, а именно:

провести коэффициентный анализ бухгалтерской и финансовой отчётности, отражающей состояние кредитополучателя на текущий момент, в соответствии с Инструкцией по анализу финансового состояния и платёжеспособности субъектов предпринимательской деятельности и разработанными банком методиками оценки;

проанализировать состояние расчётов и изучить сведения об оборотах денежных средств по счетам клиента;

на основе проведенного анализа  пересмотреть кредитный рейтинг  клиента и уровень кредитоспособности;

при ухудшении уровня кредитоспособности клиента принять адекватные меры по поддержанию ликвидности активов и обеспечению стабильности деятельности - создать специальный резерв в необходимом размере;

при необходимости провести реструктуризацию задолженности клиента: пересмотреть первоначальные условия кредитного договора, разработать гибкий график погашения, приостановить начисление процентов и т.д.;

в случае невозможности самостоятельно разработать программу по выходу на рентабельную работу и выполнении условий кредитного договора, совместно  с клиентом решить вопрос о привлечении антикризисного управляющего. Данный вид услуг оказывают консалтинговые компании;

в случае экономической несостоятельности  кредитополучателя возбудить дело о признании клиента банкротом  и принять меры по погашению суммы  задолженности по основному долгу и процентов по кредиту за счёт вторичного источника обеспечения (залог, гарантия, поручительство, страховой депозит и т.д.).

 

3. Управление качеством кредитного портфеля коммерческого банка

3.1 Проблемы формирования и управления кредитным портфелем

 

Формирование кредитного портфеля является вершиной кредитной деятельности банка, требующей научно-обоснованного  профессионального подхода в  подготовке и принятии управленческих решений на основе всестороннего  анализа.

Перечень документов и материалов, регламентирующих процесс формирования кредитного портфеля, определяется организационной структурой банка. Как правило, он определяется следующими условными группами документов:

нормативные и локальные документы, регламентирующие кредитный процесс (Правила размещения коммерческими банками денежных средств в форме кредита, Положение о выдаче отдельных видов кредита, Положение о кредитном комитете банка, Положение о функциональном распределении обязанностей и ответственности по отдельным этапам кредитного процесса и др.);

документы коллективных органов банка, обосновывающие кредитную деятельность банка (например, разрешающие выдачу кредита, в том числе крупного, консорциального, пролонгацию задолженности, отнесение задолженности к сомнительной, её списание за счёт резерва; протоколы заседаний кредитного комитета, Совета банка, Правления банка, утверждённая кредитная политика банка);

утверждённые банком типовые формы  и методические разработки, обязательные к использованию в кредитном  процессе (типовые формы кредитных договоров, методические разработки по определению кредитоспособности для различных групп кредитополучателей, методические разработки по кредитному мониторингу и т.д.).

Автор полагает необходимым выделение  актуальных для современного этапа развития коммерческих банков проблем, решение которых позволит им повышать качество кредитных портфелей. Основные проблемы управления кредитным портфелем:

отсутствие необходимого качественного  информационно-аналитического обеспечения  кредитных операций. Решение этой проблемы в свою очередь предполагает, в частности, должную постановку банковского маркетинга. Самая совершенная методика анализа кредитополучателя или оценка риска не дадут правильных результатов, если исходная информация недостаточно полна или ненадёжна;

банкам необходимо научиться искусству  раннего выявления проблемных кредитов;

концентрация банков на одном виде кредитных операций;

концентрация риска в определённых отраслях;

недостаточная квалификация и ответственность  сотрудников, в должностные обязанности которых входит:

идентификация основных областей рисков и адекватная оценка факторов, влияющих на их уровень;

позиционирование банка на рынке  банковских продуктов;

формирование лимитной политики банка, установление внутрибанковских операционных лимитов кредитования (в дополнение к нормативам, определяемым Национальным банком страны);

формирование правил принятия рисков;

правильный выбор кредитных  инструментов;

оценка достаточности имеющегося резерва и его своевременная  корректировка.

неправильная трактовка и ограниченность использования предлагаемых экономико-математических методов в практике.

Названные здесь актуальные проблемы подтверждают важность разработки кредитной  политики и соответствующей нормативной, инструктивной и методологической базы организации кредитного процесса в банках.

3.2 Пути совершенствования системы управления кредитным портфелем коммерческого банка

 

Почти все авторы публикаций по банковским проблемам (аналитики и управленцы) видят причину банкротств банков в плохом качестве портфелей, неумелом управлении и планировании их. Поэтому в последней главе автор попытался проанализировать механизм управления кредитными операциями банков, процесс формирования кредитного портфеля.

Управление кредитным портфелем  в общем виде представляет собой его формирование с соблюдением всех параметров, установленных кредитной политикой и обеспечивающих эффективное функционирование банка, а также регулирование портфеля для поддержания его в хорошем состоянии. Таким образом, можно выделить 3 главных этапа в процессе управления портфелем:

формирование портфеля;

оценка качества с целью определения  необходимости и способов регулирования;

непосредственное осуществление  корректирующих мероприятий.

Нарастание проблем в банковском секторе определяется главным образом низким уровнем управления банками в сочетании с неблагоприятными тенденциями общеэкономического развития. По разным оценкам, только 40-60% общего числа банков можно считать финансово устойчивыми. Непосредственные причины данной ситуации сформулированы выше.

Рассмотрим возможные способы  оптимизации системы управления кредитным портфелем, которая реализуется  через функции планирования, организации  и контроля.

На стадии планирования и предварительного анализа банку необходимо чётко  определить размер планируемого риска, который допустим и не вызовет нестабильности и угрозы для дальнейшей деятельности банка.

Любая группировка в составе  кредитного портфеля предполагает оценку степени риска подобного размещения ресурсов или способности защиты от него, потому что и тип кредитополучателя, и сфера его деятельности обладают различным риском для данных экономический условий, так же, как и виды кредита в зависимости от объёмов и целей кредитования, валюты предоставления кредита, что должно учитываться при изучении кредитного портфеля банка.

Кредитный риск - основной в системе банковских рисков. Он понимается как вероятность того, что стоимость активов банка, прежде всего кредитов, уменьшится в связи с неспособностью кредитополучателей вернуть долг или часть долга, включая причитающиеся по договору проценты.

В наиболее общем виде кредитный  риск можно определить как риск потери активов в результате невыполнения кредитополучателем взятых на себя договорных обязательств.

Для различных банков и отдельных  стран и регионов ключевые области риска будут различаться (табл.3.1)

 

Таблица 3.1 Примеры ключевых областей риска

Область риска

Описание области риска

Отдельные кредитополучатели

Чрезмерная концентрация на одном  кредитополучателе в случае его  неплатёжеспособности или невыполнения условий кредитного договора в связи с другими причинами может не только ухудшить показатели деятельности банка, но и поставить банк под угрозу банкротства

Группы взаимосвязанных кредитополучателей

То же, что и в предыдущем случае.

Финансовые проблемы в некоторых  случаях приводят к кризису платёжеспособности всей группы

Отрасли и подотрасли

Циклические или систематические  структурные слабости в отрасли  могут вызвать банкротство всех компаний, за исключением лишь самых  стабильных.

Отраслевой структурный кризис затрагивает не только платёжеспособность компании, но и отчасти качество обеспечения как источника погашения  задолженности;

Сегменты бизнеса

Экономические события могут вызвать  кризис целого направления банковской деятельности, например приостановка ипотечного кредитования в связи с крахом рынка

Продукты и услуги

Прибыльность отдельного банковского  продукта обычно обусловлена совокупностью  факторов, что приводит к цикличности  изменения показателей деятельности.

Чрезмерная концентрация банка на каком-либо одном продукте или услуге может привести к циклическим скачкам в прибыльности

Информация о работе Управление кредитным портфелем коммерческого банка (на материалах филиала № 1 ОАО "Банк Альфа")