Во-вторых, рынок ценных
бумаг обеспечивает массовый
характер инвестиционного процесса,
позволяя любым экономическим
агентам (в том числе и обладающим
номинально небольшим инвестиционным
потенциалом), имеющим свободные
денежные средства, осуществлять
инвестиции в производство путем
приобретения ценных бумаг. Концентрация
оборота ценных бумаг на фондовых
биржах и/или у профессиональных
посредников позволяет инвестору
облегчить процедуру осуществления
инвестиций.
В-третьих, рынок ценных
бумаг очень чутко реагирует
на происходящие и предающиеся
изменения в политической, социально-экономической,
внешнеэкономической и других
сферах жизни общества. В связи
с этим обобщающие показатели
состояния рынка ценных бумаг
являются основными индикаторами,
по которым судят о состоянии
экономики страны. По более узким
выборкам можно проанализировать
изменение положения дел в
отдельных регионах, отраслях, на
конкретных предприятиях.
В-четвертых, с помощью
ценных бумаг реализуются принципы
демократизма управлении экономикой
на микроуровне, когда решение
принимается путем голосования
владельцев акций, причем один
голос равен одной акции, поэтому
чем больше акций, тем большее влияние
имеет тот или иной совладелец на принятие
управленческих решений.
В-пятых, через покупку-продажу
ценных бумаг отдельных предприятий
государство реализует свою структурную
политику, приобретая акции «нужных»
предприятий и совершая, таким
образом, инвестиции в производства,
важные с точки зрения развития
общества в целом.
В-шестых, рынок ценных
бумаг является важным инструментом
государственной финансовой политики;
основным рычагом, через который
реализуется данная функция, является
рынок государственных ценных
бумаг, посредством которой государство
воздействует на денежную массу
и, следовательно, на расширение
или сокращение уровня ВНП.
Как инструмент государственной
финансовой политики рынок государственных
ценных бумаг выполняет следующие
функции:
- финансирование дефицита бюджетов органов власти разных уровней. В результате выпуска государственных ценных бумаг и реализации их на открытом рынке правительство получает денежные средства, которые направляются на покрытие дефицита государственного бюджета. Это один из главных внутренних источников уменьшения дефицита, не приводящий к инфляционным всплескам, а лишь перераспределяющий свободные финансовые ресурсы от предприятий и населения к государству. Помимо достигнутой цели у этого способа решения бюджетных проблем есть и существенный отрицательный побочный эффект, касающийся уменьшения производственных инвестиций, что приводит к сокращению (снижению темпов роста) ВНП. Кроме того, увеличение государственного долга, произведенное с целью и нормализации бюджета, впоследствии приводит к росту нагрузки на бюджет из-за не ходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям. Не всегда значению этой функции рынка ценных бумаг уделялось должное внимание. Консервативность бюрократического аппарата и недоверие к государству как агенту рынка задавали совершенно недостаточные для серьезного рассмотрения в качестве источника бюджетных поступлений ориентиры емкости рынка государственных ценных бумаг. Радикальный перелом в этом секторе финансового рынка произошел летом 1994 года, когда, с одной стороны, давление внешних кредиторов, заставило правительство пересмотреть отношение к традиционным, сугубо эмиссионным источникам финансирования бюджета, а с другой стороны, стремительный рост емкости рынка Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) доказал наличие огромного фискального потенциала государственных ценных бумаг. В результате путем продажи государственных ценных бумаг привлекалось в бюджет несколько десятков триллионов ежегодно;очников.
2) финансирование конкретных
проектов. Обычно к выпуску ценных
бумаг под конкретные проекты
прибегают муниципальные власти.
Выпуская и реализуя на ценные
бумаги целевого назначения, они
привлекают свободные денежные
средства общества, которые и
направляются на финансирование
необходимых проектов. В условиях
переходного периода это имеет
несколько односторонний характер:
целевые эмиссии производятся
практически только под строительство
жилья. Причина этого проста: привлечь
средства рядовых инвесторов
под будущие денежные доходы
от какого-нибудь социально значимого
объекта в сегодняшних условиях
практически невозможно, тогда как
по «жилищным» займам эмитенты
рассчитываются столь необходимыми
квартирами;
3) регулирование объема
денежной массы, находящейся в
обращении. Данная функция обычно
реализуется государственными банками.
Покупка госбанком государственных
ценных бумаг увеличивает объем
денежной массы в обращении,
а продажа имеющихся государственных
бумаг, наоборот, сокращает денежные
агрегаты. В России изменение
денежной массы в обращении
в результате покупки-продажи
государственных бумаг Центральным
банком РФ имеет характер дополнительного
эффекта к фискальным функциям.
4) поддержание ликвидности
финансово-кредитной системы. Эта
весьма важная функция Центрального
банка довольно успешно реализуется
через рынок ГКО. В рамках задачи необходимо,
чтобы существовал достаточно емкий (способный
поглотить оборотные средства банков)
и в достаточной мере ликвидный рынок,
на котором банки могли бы с прибылью держать
часть активов и иметь возможность легко
переводить средства в другие сектора
финансового рынка;
5) некоторые другие, вспомогательные
функции. Например, важную роль
сыграли государственные ценные
бумаги в российской приватизации.
3. Система управления
рынком ценных бумаг
Система управления
рынком ценных бумаг – это
совокупность конкретных способов
и приемов по регулированию
функционирования и развития
фондового рынка. Цель ее состоит
в обеспечении устойчивости, сбалансированности
и эффективности рынка.
В качестве цели
регулирования рынка иногда называют
защиту интересов инвесторов. Но
такой подход к постановке
цели является односторонним.
Инвестор выступает одним из
элементов управляющей подсистемы,
выполняя только ему присущую
функцию, тесно связан с другими
элементами системы управления,
и обладает способностью взаимодействовать
и интегрироваться с ними. Направленное
воздействие на один из элементов
может привести к нарушению
устойчивости системы в целом,
сто противоречит общему правилу
менеджмента: стремиться к устойчивости
системы в целом. В процесс
регулирования рынка входит выработка
механизма регулирования, который
включает рычаги управления, правовое,
нормативное и информационное
обеспечение. Правовое обеспечение
– это законодательные акты, постановления,
указы. Нормативное обеспечение
– это инструкции, нормы, правила,
указания и разъяснения, утверждаемые
организациями профессиональных
участников рынка. Информационное
обеспечение – это разного
рода экономическая, коммерческая,
финансовая информация.
Система управления
рынком ценных бумаг строится
в соответствии с его целями,
стратегией и задачами, и включает
две подсистемы: управляющую и
управляемую. Первая подсистема
выступает в роли субъекта, вторая
– объекта управления. Управляющая
подсистема включает:
·
Государственные органы и организации;
·
Законодательную инфраструктуру;
·
Этику фондового рынка;
·
Традиции и обычаи.
Управляющая и управляемая
подсистемы выполняют соответствующие
функции. К функциям объекта
управления относятся: организация
движения финансовых ресурсов, обеспечение
качества ценных бумаг, информационное
обеспечение рынка. Субъект управления
выполняет функции: координация,
регулирование, прогнозирование,
стимулирование, организация и контроль
процессов, происходящих на рынке.
Система управления
рынком ценных бумаг основана
на использовании государственных
и негосударственных методов
регулирования. В мировой практике
различают две модели регулирования
рынка ценных бумаг:
1. Регулирование
фондового рынка является преимущественной
функцией государственных органов.
Лишь небольшая часть полномочий
по надзору, контролю, установлению
правил государство передает
объединениям профессиональных
участников рынка. Такая система
существует во Франции.
2. При сохранении
за государством основных контрольных
позиций максимально возможный
объем полномочий передается
саморегулируемым организациям, значительное
место в контроле занимают
не жесткие предписания, а установившиеся
традиции, система согласований
и переговоров. Эта система
сложилась в Великобритании.
Государственное регулирование
рынка ценных бумаг включает
в себя:
·
Разработку и реализацию специальных
нормативных актов;
·
Разработку стандартов;
·
Регламентацию основных процедур
и государственный контроль
Задачами государственного
регулирования являются:
·
Реализация государственной политики
развития рынка;
·
Обеспечение безопасности рынка;
·
Создание открытой системы информации
Российский фондовый
рынок имеет смешанную модель
управления, так как в качестве
регулирующих инстанций выступают
Центробанк и ассоциации профессиональных
участников. В России стихийно
сложилась смешанная, полицентрическая
модель фондового рынка, на
котором одновременно и с равными
правами присутствуют коммерческие
банки, фондовые биржи и другие.
Эта модель отличается от американской,
где существуют серьезные ограничения
по операциям с ценными бумагами.
Опыт стран с развитым
рынком ценных бумаг показывает,
что государство должно осуществлять
следующие функции:
·
Разработка концепции развития
рынка
·
Концентрация ресурсов для развития
инфраструктуры рынка
·
Контроль за финансовой устойчивостью
·
Установление норм функционирования
рынка
·
Создание системы информации
о состоянии рынка ценных бумаг
·
Создание системы защиты инвесторов
от потерь
Важную роль в управлении
рынкам ценных бумаг предстоим
сыграть объединениям профессиональных
участников фондового рынка. Саморегулируемыми
организациями являются ассоциации,
союзы и сообщества профессиональных
участников. Эффективность рыночной
системы зависит от профессионального
уровня рыночных агентов. Эти
объединения не только защищают
интересы участников рынка ценных
бумаг, но и устанавливают жесткие
правила на нем, обеспечивают
контроль за соблюдением.
К положительным сторонам
саморегулирования относятся:
1) разработка стандартов
поведения самими профессиональными
участниками рынка ценных бумаг;
2) экономия государственных
средств, сокращение аппарата
управления;
3) участники рынка заинтересованы
в нормальном управлении, а государственные
чиновники – нет.
4) с помощью общественного
регулирования проще ввести этические
нормы поведения.
В соответствии с
Федеральным законом «О рынке
ценных бумаг» саморегулируемым
организациям дан статус структур,
вырабатывающих четкие стандартные
требования к своим членам. Основные
правила деятельности саморегулируемых
организаций включают требования
к размеру капитала и уровню
кредитоспособности, этичного поведения
членов.
Оценивая состояние
системы регулирования рынка
ценных бумаг в России, в первую
очередь следует отсутствие эффективного
регулирования как со стороны государства,
так и со стороны самих субъектов рынка
ценных бумаг. Развитие рынка ценных бумаг
сдерживается, прежде всего, неразвитостью
технической и функциональной подсистем
инфрастуктуры. Неэффективно действует
система контроля за операциями. По мере
расширения и усложнения масштабов рынка
ценных бумаг возникает необходимость
в передаче регионам части контрольных
функций. Одним из признаков низкого уровня
развития фондового рынка является фактическая
изолированность локальных рынков ценных
бумаг в России. Из-за отсутствия эффективных
средств коммуникаций инвесторы не имеют
доступа ко всем ценным бумагам, обращающимся
на рынке. Формирующиеся на местах фондовые
рынки должны быть связаны через центральную
информационную систему. Без такой системы
нельзя наладить свободное движение ценных
бумаг, гарантировать безопасность работы
и надежность операций на фондовым рынке.
Сложность решения данной проблемы связана
с огромными масштабами российского рынка,
а также особенностями региональных рынков.
В широком смысле
инфраструктура рынка ценных
бумаг включает 4 взаимосвязанных
блока:
·
Систему торговли ценными бумагами;
·
Систему расчетов по заключенным
сделкам;
·
Информационную систему;
·
Телекоммуникационную систему;
Указом Президента
РФ « О создании условий
для проведения заемных операций
на внутреннем и внешнем рынке
капитала» от 12 ноября 1997 г., предусмотрено
образование независимого федерального
рейтингового агентства на базе
агентства «Интерфакс». Задача
этого агентства состоит в
создании системы, обеспечивающей
квалифицированную и объективную
оценку экономического положения
и платежеспособности субъектов
РФ, а также предприятий и организаций,
готовящихся к проведению заемных
операций на внутреннем и внешнем
рынке капитала. Правительство РФ
будет использовать оценки агентства
при подготовке решений о выпуске
внешних облигационных займов
органов исполнительной власти
субъектов РФ.
Таким образом, признавая
необходимость использовать различные
методы регулирования фондового
рынка, важно правильно определить
их соотношение и добиться
их скоординированности.
4. Формирование
рынка ценных бумаг в России
В периодизации развития
рынка ценных бумаг в России
можно выделить следующие этапы:
Дореволюционный период. В XVIII-XIX
веках и начале XX века в России
активно использовались деловые
расписки, облигации и казначейские
обязательства. В начале XVIII века была
учреждена первая биржа в Санкт-Петербурге.
В дореволюционной России в каждой
губернии были в обращении различные
ценные бумаги. Особое распространение
получили векселя, облигации, расписки
казначейских домов, ценные бумаги акционерных
обществ (например, облигации государственного
займа, облигации общества Юго-Западных
железных дорог).
Советский период. В годы
НЭПа существовал весь спектр разнообразных
ценных бумаг, активно работали биржи.
В период правления И.В.Сталина в
стране добровольно-принудительно размещались
облигации государственного сберегательного
займа. Имели место факты, когда эти облигации
выдавались и в счет заработной платы.
Показательно, что сохранившиеся облигации
были погашены через 35-40 лет.
В 1990-1991 годах началось
возрождение рынка ценных бумаг
в России. Появляются акции трудовых
коллективов. Начинается разработка
нормативно-правовой базы фондового
рынка.
Постсоветский период. В 1992
году Верховный Совет РФ принял «Государственную
программу приватизации государственных
и муниципальных предприятий
в России на 1992 год», были разработаны
законодательные основы реализации
этой программы и осуществлены первые
шаги по ее выполнению. С принятием
данной программы в России была совершена
тихая экономическая революция,
в результате которой произошла
смена одного общественного строя
другим.