Сущность банковских услуг и продуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Банки как финансовые посредники привлекают капиталы хозорганов, сбережения населения, и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и выдают их во временное пользование заемщикам, проводят денежные расчеты и оказывают другие многочисленные услуги для экономики, тем самым непосредственно влияя на эффективность производства и обращение общественного продукта.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 590.50 Кб (Скачать)

Несмотря на тенденцию использования  платежных карточек в основном для  снятия наличных денег, в последнее время все динамичнее производятся и безналичные транзакции.

Оплата потребительских товаров  в настоящее время осуществляется в основном наличными денежными  средствами. Это обусловлено тем, что наличные деньги, обладая абсолютной ликвидностью, позволяют максимально быстро проводить платежи, но факторы, которые могут оказать влияние на смещение предпочтений населения в сторону безналичных расчетов с использованием банковских карт, имеются. К ним относятся:

технологическое совершенствование  электронных платежных систем, в результате которого сегодня можно добиться скорости осуществления платежа, аналогичной скорости расчетов наличными денежными средствами;

возможность получения скидок и  льгот при оплате товаров по банковской карте (проекты эмиссии кобрэндинговых карт, рекламные кампании);

отсутствие ограниченности в средствах  в момент совершения платежа (при  расчетах наличными сумма платежа  ограничена суммой имеющихся у плательщика  наличных денежных средств, при расчетах банковской картой плательщик имеет доступ ко всей сумме доступного лимита расходования по банковской карте);

престижность осуществления платежа  посредством современных технологий расчетов, основанных на использовании  банковских карт.

Однако наряду с ними следует  учесть сдерживающие факторы:

отсутствие сформированной культуры розничных безналичных расчетов у населения нашей страны;

отсутствие широкой инфраструктуры приема карт к оплате;

низкая скорость осуществления  платежей с использованием банковских карт в большинстве торговых точек, а также низкий уровень подготовки обслуживающего персонала;

отсутствие экономической мотивации  для осуществления платежей с  использованием банковских карт. [25]

Интерес торговых точек к расчетам с использованием банковских карт связан скорее всего с имиджевой политикой и пониманием необходимости предоставления покупателям альтернативных способов оплаты. В то же время издержки при осуществлении платежей с использованием банковских карт, а они составляют от 0,5 до 2,5%, сдерживают и предстают экономически менее целесообразными, чем инкассация выручки в кредитную организацию с последующим зачислением на расчетный счет соответствующего предприятия.

Кроме того, расчеты с использованием банковских карт являются абсолютно  прозрачными и обеспечивают возможность полноценного контроля со стороны налоговых органов. Очевидно, что значимым фактором для предприятий, представленных в сфере реализации потребительских товаров, является скорость осуществления платежа. Принимая во внимание, что на текущий момент в большинстве торговых точек скорость обслуживания при расчете наличными денежными средствами выше скорости обслуживания по банковским картам, вполне логичным является предпочтение со стороны торговых предприятий к расчетам наличными денежными средствами.

Заинтересованность банков в развитии безналичных платежей по платежным карточкам обусловлена следующим. Во-первых, формирование культуры расчетов с использованием карт позволяет прогнозировать увеличение среднемесячных остатков на карточных счетах, поскольку расходование средств будет осуществляться постепенно в отличие от текущей ситуации, когда держатель карты в целях обеспечения своей платежеспособности вынужден снимать единовременно крупные суммы денежных средств через банкоматы и пункты выдачи наличных банка.

Во-вторых, операции оплаты товаров  с использованием карт являются более  доходными для кредитных организаций  в отличие от операций получения  наличных денежных средств через  инфраструктуру выдачи наличных соответствующей  кредитной организации. Банк может  рассчитывать на получение комиссии в диапазоне от 0,5 до 2,5% в зависимости от платежной системы и эмитента карты.

Причиной, сдерживающей активность банков в части массового привлечения  на обслуживание предприятий, занимающихся реализацией потребительских товаров, является отсутствие в обозримой перспективе рентабельности торгового эквайринга.

Для расчетов банковскими картами  необходимо создание инфраструктуры приема карт к оплате, кроме того, у получателя средств увеличиваются издержки расчетов в силу необходимости уплаты комиссии банку по операциям с использованием карт, т.е. тот факт, что сдерживающие моменты имеются, неоспорим.

Дополнительными факторами, влияние  которых позитивно скажется на увеличении доли операций оплаты в общем объеме операций с использованием банковских карт, станут формирование рынка кредитных и кобрэндинговых карт в Казахстане. Принимая во внимание, что получение наличных денежных средств по кредитным картам в отличие от операций оплаты товаров и услуг является платным, можно прогнозировать повышение мотивации со стороны держателей кредитных карт к операциям оплаты товаров с использованием карт.

Мировые исследования VISA International демонстрируют, что частота использования и  объем операций оплаты товаров и  услуг по кобрэндинговым картам превышают аналогичные показатели по стандартным банковским картам, не предоставляющим держателям карт каких-либо скидок и льгот.

Оплата коммунальных услуг осуществляется на периодической основе и не предполагает обязательного присутствия клиента  в офисе компании-поставщика услуг в момент их оказания, т.е. речь пойдет о коммунальных платежах и оплате услуг связи. Конкуренцию расчетам банковскими картами на рынке коммунальных и телекоммуникационных услуг составляют расчеты наличными денежными средствами и банковские переводы. [27, c.42]

Технология оплаты коммунальных услуг  далека от идеальной, к тому же у  части населения сформировалась потребность в эффективных системах дистанционной оплаты услуг. Исходя из этого, можно сделать вывод, что  предоставление банками возможности дистанционной оплаты указанных услуг однозначно будет востребовано жителями республики.

Одним из наиболее эффективных способов дистанционного обслуживания населения  могут стать операции оплаты банковскими  картами через созданную сеть банкоматов и пунктов выдачи наличных кредитных организаций. Данное утверждение основано на том, что держатели зарплатных карт на текущий момент как минимум один раз в месяц пользуются банкоматами для получения наличных денежных средств.

Очереди в банкоматах соизмеримо меньше по своим размерам очередей в отделения банка, кроме того, режим работы многих банкоматов носит круглосуточный характер, что дает клиенту более широкий диапазон времени для проведения соответствующих платежей. Отметим также, что созданные сети банкоматов значительно шире сетей отделений банков.

Банки - поставщики услуг по карточкам  со своей стороны могут рассчитывать на уменьшение издержек, поскольку  расходы на оплату услуг банка (как  правило, 1 - 2,5% от сумм операций с использованием банковских карт) соизмеримо меньше расходов на создание полноценной инфраструктуры приема платежей. Единственным конкурентом банковским картам могут выступить предоплаченные карты, позволяющие дистанционно производить оплату услуг мобильной и городской связи.

Рассмотрев факторы, влияющие на мотивацию участников рынка услуг к организации платежей посредством банковских карт, мы приходим к выводу, что на рынке услуг темпы внедрения платежей по банковским картам будут значительно выше аналогичных показателей на рынке потребительских товаров и дорогостоящего имущества. Однако, учитывая, что доля коммунальных и коммуникационных платежей не является доминирующей в общем объеме расходования зарплаты, можно сделать вывод, что достижения европейских показателей в части доли операций оплаты товаров и услуг посредством банковских карт в общем объеме сделок с использованием банковских карт в ближайшие годы в Казахстане ждать не следует.

Единственное, что может кардинально  изменить ситуацию на рынке, это активизация  лоббирования безналичных расчетов с использованием банковских карт со стороны четвертого участника рынка - государства.

Заслуживает внимания также постановление  правительства Республики Казахстан  от 15 декабря 2006 года № 1328, вступившее в силу с 1 июля 2007 года, которым обязали 17 категорий торговых (обслуживающих) организаций принимать платежи с использованием платежных карточек при осуществлении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казахстан.

Безналичные платежи в Казахстане развиваются, этому способствует политика государства. Важнейшее событие 2008 года - начало работы в Алматы Регионального финансового центра.

Реализация идеи создания РФЦА является одним из приоритетных направлений  развития всего финансового сектора. В целом законодательная база для этого сформирована. В 2008 году было создано Агентство по регулированию деятельности РФЦА, которое, начиная с 31 октября, уже приступило к регистрации участников центра. Целью создания РФЦА являются не только развитие национального рынка ценных бумаг и обеспечение его интеграции с международными рынками капитала, но и развитие инфраструктуры южной столицы как финансового центра регионального масштаба.

Большее количество транзакций - это снятие наличных средств. То есть многие предприятия перечисляют заработную плату своим работникам на карточки, люди снимают деньги в банкоматах и тратят уже наличные.

Нацбанк Казахстана разработал процедуру выпуска национальной платежной карточки. Этот проект имеет  далеко идущие цели - широко внедрить в  стране систему безналичных расчетов и сэкономить средства, которые сегодня тратятся на то, чтобы обеспечить наличный оборот огромного масштаба. В Алматы 1 февраля 2008 года прошла презентация платежной карточки KazCard.

Платежная карточка KazCard выпущена в целях выполнения Программы развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек, утвержденной постановлением правительства Республики Казахстана.

В соответствии с данной программой предполагается создание единой безналичной розничной платежной системы. Это позволит усовершенствовать механизм выплаты заработной платы, пенсий и социальных пособий; оптимизировать процесс сбора коммунальных платежей, оплаты услуг транспорта и связи; осуществлять бюджетные, налоговые, таможенные и иные обязательные сборы в безналичной форме и сократить расходы на эмиссию наличных денежных знаков.

Микропроцессорная платежная  карточка разработана на базе комплексного программного обеспечения бельгийской  компании Open Way. Технические возможности KazCard позволяют ей свободно интегрироваться в международную карточную систему.

Таким образом, успешная реализация программы предполагает внедрение и развитие новых услуг, таких как интернет-коммерция, "электронный  кошелек", а также средства доступа  к различным видам информационных ресурсов и услуг. Внедрение микропроцессорных карточек с неплатежными приложениями дает возможность аккумулировать в единой базе данных сведения о физических и юридических лицах, повысить эффективность государственного и местного управления, создать технологические предпосылки для развития гражданского общества посредством обеспечения прав на свободный доступ к информации.

<h4>

Заключение

 

Банковский рынок Казахстана является рынком несовершенной конкуренции, в котором важное значение имеет  дифференциация товара, т.е. выделение  банковского продукта данного банка  при помощи улучшения качества, росте  известности, как о самом существовании товара, так и о его достоинствах и преимуществах.

В этих условиях банки стремятся  усилить свою известность путем  различных способов рекламы и  улучшить свою репутацию путем каких-либо мероприятий по связям с общественностью. </h4>

Они часто участвуют в качестве спонсоров в различных значительных мероприятиях, происходящих в нашей республике, проводят собрания акционеров, составляют годовые отчеты, издают рекламные проспекты и буклеты, тратят значительные суммы на теле- и радиорекламу. Но я рискну предположить, что для увеличения клиентуры необходимо по крайней мере время, так как из-за нестабильности экономической и политической ситуации, небольшого промежутка времени работы банков, колебаний отечественной валюты по сравнению иностранными и других аналогичных характеристик, потребители боятся доверять свои деньги кому бы то ни было. Кроме того законодательная база сама зачастую ограничивает рынки сбыта.

У нас очень слабо развит и  почти отсутствует рынок первичных  и, соответственно, вторичных ценных бумаг, что объясняется разваленной экономикой, закрывшимися крупными предприятиями и т.п.

Работники-владельцы акций предприятий, на котором они работают, как правило, имеют на руках ничтожную долю от всех акций и не имеют право  их продать.

Но несмотря ни на что, из-за бурного развития систем телекоммуникаций, одним из ключевых элементов которых является глобальная компьютерная сеть Интернет, люди начинают оценивать все достоинства мировых сетей.

Такие банковские продукты, как пластиковые  карточки, система «Банк-клиент» и другие автоматизированные услуги начинают пользоваться все большой популярностью не только из-за удобства и простоты их употребления, но и из-за вошедшей моды на приобретение этих услуг.

Автоматизация и всеобщая глобализация приводит и к упрощению способов нахождения и обработке необходимой информации.

Так в интернете есть сайты на которых можно узнать уровень  популярности того или иного банка  определяемой путем обычного голосования  среди разных групп населения. Реклама  в Интернете становится одной из самых эффективных из-за большой аудитории пользователей

Судя по всему,  в ближайшее  время темпы развития банковских сетей будут стремительно расти. Практически все появляющиеся сетевые  технологии будут быстро браться  банками на вооружение.

Информация о работе Сущность банковских услуг и продуктов