Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:59, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Банки как финансовые посредники привлекают капиталы хозорганов, сбережения населения, и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и выдают их во временное пользование заемщикам, проводят денежные расчеты и оказывают другие многочисленные услуги для экономики, тем самым непосредственно влияя на эффективность производства и обращение общественного продукта.
Например, один из видов банковской деятельности заключается в том, что предприятия перечисляют в банк заработную плату своих работников. Банк организует новый вид услуг - самокредитование клиентов. Это означает, что за счет сумм, хранящихся на текущих счетах, предприятия могут получить кредит по льготной ставке процента по ссуде.
Выгоду имеют и частные вкладчики, потому что банк выплачивает им более высокие проценты по текущим счетам, производит индексацию вкладов в соответствии с темпами инфляции, предоставляет им возможность пользоваться овердрафтным кредитом.
Счета до востребования вкладчики используют для совершения текущих операций. Эти счета характеризуются нестабильностью остатка, поэтому данная группа счетов отличается низкой доходностью. По остаткам средств на счетах, открытых юридическим лицам, проценты могут не начисляться. В этом случае, как правило, с клиентов не взимается плата за расчетно-кассовое обслуживание.
Но отсутствие дохода приводит к тому, что владелец стремится свести к минимуму средства на счетах до востребования и разместить излишние суммы в более доходные виды вложений, например, в срочные вклады, ценные бумаги. Для того, чтобы не допустить оттока средств с этого вида счетов многие банки начисляют небольшие проценты на средний остаток средств.
Также банки стимулируют клиентов к поддержанию стабильных остатков на счетах до востребования, предлагая высокие проценты. Эти проценты начисляются на минимальный остаток средств на счете. клиентам может быть выплачена премия за крупные неснижающиеся остатки средств. банки могут применять дифференциацию ставок процента в зависимости от размера минимального остатка средств.
Дальнейшее развитие рынка банковских услуг связано с развитием фондового рынка. Национальным Банком совместно с Национальной Комиссией по ценным бумагам Республики Казахстан (НКЦБ) проводится работа по активизации обращения на организованном фондовом рынке акций и других ценных бумаг банков, действующих в организационно-правовой форме открытых акционерных обществ с обязательным опубликованием в средствах массовой информации их котировок на регулярной основе. [25]
Для повышения прозрачности
деятельности банков Национальным Банком
создаются условия для деятельн
Перспективным направлением в этой сфере является дальнейшее развитие рынка банковских услуг, прежде всего, расширение перечня и повышение качества оказываемых клиентам услуг, внедрение новых форм и методов банковского обслуживания.
Банкам следует активизировать свою деятельность на фондовом рынке, широко используя новые финансовые инструменты для привлечения инвестиций. Одним из таких инструментов является эмиссия еврооблигаций (евро-бондов) на международных рынках капитала. [26]
Данная финансовая операция будет способствовать достижению нескольких целей.
Во-первых, займ в иностранной валюте позволит избежать высокой процентной ставки и стоимости обслуживания долга, характерных для займов в тенге. Во-вторых, рынок ценных бумаг в республике на настоящем этапе развития еще не в состоянии полностью удовлетворить потребности банка в финансировании в полной мере.
В-третьих, банк должен быть заинтересован в расширении сферы своей деятельности, как кредитоспособного эмитента на внешних рынках капиталов, и осуществлении прямого взаимодействия с международными финансовыми институтами. Стратегической целью банка должно стать получение доступа и свободный выход в любое время на международные рынки капитала. Они обладают гораздо большим потенциалом, чем банковское заимствование и открывают широкий спектр возможностей для более эффективного финансирования банка.
Основными задачами эмиссии еврооблигаций являются:
диверсификация источников финансирования за счет более эффективных неинфляционных ресурсов и секьюритизация (замещение обычных банковских кредитов эмиссией ценных бумаг), имеющая более высокий потенциал внешнего финансирования;
уменьшение расходов
на обслуживание долга, так как внешнее
заимствование обходится
расширение инвестиционной базы заимствования для банка;
получение кредитной
истории банка, позволяющей зарекомендовать
банк перед международным
увеличение сроков заимствования;
приток иностранного капитала в финансовые ресурсы банка.
Таким образом, банк расширит инвестиционную базу заимствования, получит дополнительный источник привлечения финансовых ресурсов и активизировать свою деятельность на рынке ссудных капиталов.
Одним из направлений развития банковских услуг является кастодиальная деятельность банка. В результате пенсионной реформы в республике были созданы накопительные пенсионные фонды, которые аккумулируя пенсионные взносы вкладчиков, инвестируют их в безрисковые государственные ценные бумаги, преимущественно краткосрочные.
Банк-кастодиан осуществляет хранение и учет вверенных ему ценных бумаг и денежных средств, предназначенных для сделок с ценными бумагами, исключая, таким образом, риск их хищения, незаконных операций, всякого рода махинаций и т.п. За это он получает комиссионное вознаграждение.
Банку-кастодиану выгодно обслуживать пенсионные фонды лишь в том случае, когда последние инвестируют в ценные бумаги довольно крупные суммы пенсионных накоплений, тогда кастодиальные услуги экономически оправданы.
Банк может оказывать кастодиальные услуги не только пенсионным фондам, но и другим институциональным инвесторам (страховым фирмам, инвестиционным компаниям), а также портфельным инвесторам.
С развитием фондового рынка, числа инвесторов значительно увеличатся размеры инвестиций в ценные бумаги, количество и объемы сделок по ним. Соответственно будет возрастать потребность в кастодиальных услугах. Кастодиальная деятельность считается актуальной и перспективной формой банковского обслуживания. [27, c.41]
Одной из эффективных форм торгового финансирования является форфейтинг. Форфейтинг - своеобразная форма кредитования экспортеров (продавцов) при продаже товаров, применяемая, чаще всего, во внешнеторговых операциях. Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит полную досрочную или частичную оплату стоимости товара экспортеру.
Денежные средства банку - форфейтеру в оплату товара перечисляет, уплачивает импортер - покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтер. За досрочную оплату банк-форфейтер взимает с экспортера проценты. Таким образом, банк-форфейтор получает вознаграждение за то, что принимает на себя платежный риск и выступает гарантом для экспортера.
Перспективной формой кредитования экспортных операций является факторинг, в основе которого лежит покупка банком счетов - фактур (платежных требований) поставщика на отгружаемую продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя продукции.
Выгода клиента банка
при факторинговых операциях
состоит в снижении издержек обращения
ускорении оборота денежных средств,
устранении риска неплатежа со стороны
покупателей, повышении общей
анализ хозяйственной деятельности, кредитный анализ и взыскание долгов;
кредитное страхование против плохих долгов с использованием "подтвержденных обязательств";
немедленное предоставление наличности против счетов-фактур на 75-80%от номинала счетов и гарантия платежа остатка в согласованные сроки с учетом кредитного страхования.
В принципе операция форфейтинга аналогична операции факторинга.
Таким образом, представляется целесообразным применение в деятельности отечественных банков форфейтинга с учетом их финансовых возможностей. Это позволит банку пополнить контингент обслуживаемых клиентов.
Дальнейшее развитие
и совершенствование рынка
Вопросы автоматизации
и механизации приобретают
Основными целями создания
системы банковского
снижение затрат, связанных с налично-денежным оборотом;
создание условий для интенсивного аккумулирования свободных денежных средств населения;
создание новых технологий платежного населения, гарантирующих мобильность денежных потоков при минимальной трудоемкости;
установление государственного учета доходов и расходов населения;
обеспечение безопасности личных денежных средств населения.
На первом этапе необходимо расширить безналичные расчеты через банки второго уровня, в частности, практики выплаты зарплаты.
Следующий этап - это внедрение магнитных и микропроцессорных пластиковых карт, а затем - электронных систем платежей и расчетов.
В Казахстане разработана концепция создания комплексной автоматизированной системы безналичных расчетов населения. Кроме вопросов безналичных расчетов за товары и услуги в концепции комплексно рассмотрена проблема банковского обслуживания населения.
Концепция предусматривает возможность идеологического и технического единства различных банковских систем, что является обязательным условием создания единой общегосударственной системы денежного обращения и гарантией высокой рентабельности любого банка. [25]
Автоматизация широко затронула многие традиционные технические виды банковского обслуживания клиентов, такие например, как, оплата счетов, перевод средств и т.д. Новая техника применяется при обработке денежных и бухгалтерских документов, а также для коммуникационной взаимосвязи банков со своими отделениями, филиалами и другими кредитными институтами.
Она используется банками для сбора, накопления, хранения, обработки анализа, передачи на расстояние и предоставления клиентам разнообразной информации о кредитных сделках, денежных платежах и расчетах и т.д., а также возможных сведениях о конъюнктуре рынков, состоянии экономики и многих других.
Механизм функционирования системы электронных денежных расчетов индивидуальных клиентов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов. В сфере денежного обращения пластиковые карточки являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.
Все пластиковые карточки, предназначенные для расчетов могут быть личные и корпоративные. Банки выдают личные карточки частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам, после анализа "кредитной истории" последних и открытия ими текущего счета в этом банке, либо внесения страхового депозита.
Корпоративные карточки выдаются юридическим лицам под их гарантии и обеспечение, также после анализа платежеспособности юридического лица. Пользоваться корпоративными карточками могут сотрудники организации получившей карточки.
Полнота функций платежной системы современного государства определяется наличием такого платежного инструмента, как пластиковые карточки различных моделей и назначения. По технологии обработки - кредитные, дебетные, предварительной оплаты, электронного кошелька.
Таким образом, автоматизация процесса предоставления банковских услуг способствует их совершенствованию, развитию, сокращает время на их осуществление.
Рынок банковских услуг населению в Казахстане в перспективе значительно расширится, обогатится передовым опытом, в том числе зарубежным, пополнится новыми, нетрадиционными банковскими операциями и современными технологиями.
Это позволит повысить уровень и качество банковского обслуживания населения, укрепить финансовую систему, будет способствовать оживлению и развитию реального сектора экономики.
Одним из перспективных направлений является рынок платежных карточек, который за последние годы также значительно вырос
На отечественном рынке