Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 03:18, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы является исследование доходов и уровня жизни населения в России и развитых странах. На данный момент эта тема более чем актуальна, так как население России живет в одной из самых богатых стран мира, и тем не менее является самым бедным на планете.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие заработной платы и доходов населения…………………….5
1.1 Сущность, виды и факторы изменения заработной платы………….5
1.2 Доходы населения…………………………………………………….12
1.2.1 Понятие, виды и функции доходов…………………………13
1.2.2 Неравенство в распределении доходов……………………..22
Глава 2. Сравнительный анализ доходов населения и заработной платы в России и зарубежом……………………………………………….…………….26
2.1. Уровень жизни в России…………………………………………….26
2.2 Уровень доходов населения, его динамика в России и зарубежом.28
2.3 Динамика уровня заработной и минимальной заработной платы в России и зарубежом…………………………………………………….……….40
Заключение…………………………………………
По данным Росстата.
В
2005 году фонд начисленной зарплаты
по методике СНС был примерно на
11% больше, чем по отчетности гражданских
организаций, прежде всего за счет включения
заработной платы заработной платы
военнослужащих и работников общественных
организаций. Но с учетом скрытой
оплаты труда превышение фонда заработной
платы по методике СНС по сравнению
с отчетностью предприятий
Данные
ОНПЗ в сочетании со статистикой
СНС дают основы для оценки среднемесячной
заработной платы в масштабе всей
экономики. По расчетам, в 2004 году номинальная
среднемесячная заработная плата по
всей экономике была на 28% выше, чем
номинальная начисленная
В
2000-2005 годах среднемесячная реальная
начисленная заработная плата работников
гражданских организаций в
В
России в последние годы проблема
минимальной заработной платы (МРОТ)
вызывает повышенный интерес. В документах
различных политических партий, профсоюзов,
общественных организаций содержатся
положения о пересмотре этого
показателя, причем часто наблюдается
своего рода соревнование, какая из
политических сил окажется наиболее
радикальной в своих
МЗП
задает пороговую величину заработной
платы, ниже которой работодатели не
имеют права платить своим
работникам. Уже из этого определения
видны различия между заработной
платой, складывающейся под действием
спроса и предложения на рынке
труда, и минимальной оплатой
труда, устанавливаемой
Главным
аргументом, выдвигавшимся в пользу
введения МЗП, было требование соблюдения
социальной справедливости. Подразумевалось,
что МЗП должна быть инструментом
социальной защиты работников как более
слабого звена в системе
Первоначально
приоритетной являлась задача пресечения
недобросовестной конкуренции на рынке
труда, тогда как задача достижения
социальной справедливости занимала подчиненной
место. Необходимо было устранить дискриминацию
в оплате труда со стороны фирм,
которые платили своим
В послевоенные годы круг задач, которые была призвана решать МЗП, значительно расширился. Она стала рассматриваться в качестве эффективного инструмента сокращения дифференциации заработной платы между наименее и наиболее оплачиваемыми работниками. Преимуществом МЗП является легкость её администрирования.
В
России на минимальную оплату труда
возлагались и некоторые
Не
менее важен вопрос о том, какой
именно орган отвечает за установление
минимальной оплаты труда. Различные
страны в зависимости от особенностей
своего исторического развития, политической
структуры и системы трудовых
отношений выработали различные
подходы к его решению. В странах,
где существует общенациональная система
установления МЗП, либо МЗП устанавливается
в отдельных регионах, можно выделить
3 основных подхода к фиксации этого
показателя: фиксация уровня минимальной
оплаты труда законодательной властью;
принятие решений исполнительной властью;
определение величины МЗП через
квазиюридическую процедуру в трудовом
суде. В подавляющем большинстве
стран за регулирование МЗП отвечает
исполнительная власть, которая собственно
и несет ответственность за текущую
экономическую политику. Лишь в меньшинстве
стран, в числе которых США
и Канада, решение об уровне МЗП
принимается законодательным
Процедура
установления МРОТ в России отличается
значительной громоздкостью и
В мировой практике наиболее распространенным является установление минимальной величины для часовой ставки заработной платы. Такая система принята в 9 из 19 стран ОЭСР, в которых действует общенациональная модель установления МЗП. Этим облегчается задача определения заработков работников с различной продолжительностью рабочего времени, включая не полностью занятых.
В 8-ми странах ОЭСР устанавливается минимальных уровень месячной оплаты. И, наконец, только 2 страны (Исландия, Греция) фиксируют дневную минимальную оплату труда. В России период рабочего времени, который регулируется законодательством о МРОТ, составляет месяц. Это затрудняет определение оплаты труда работников с различной продолжительностью рабочего времени, в первую очередь не полностью занятых.
До настоящего времени в России, как и в большинстве стран мира, автоматическая индексация МЗП не применялась. Корректировки МРОТ производились нерегулярно и сильно различались по величине. Как правило, главным фактором, определявшим их масштаб и сроки, являлись финансовые возможности государства.
Для межстрановых сопоставлений наиболее удобным показателем является сравнение минимального размера оплаты труда со средними показателями заработной платы, или так называемый индекс Кейтца. Этот индекс показывает, как уровень благосостояния получателя МЗП соотносится с уровнем благосостояния «среднего» работника.
В
рамках модели рыночных реформ, сложившейся
в России, подстройка рынка труда
осуществлялась в основном за счет
заработной платы, что давало возможность
сохранить занятость
На следующем этапе – со второй половины 1995 года до начало 2000-ого года – реальная величина МРОТ продолжала снижаться, но не так быстро и резко. Начиная со второй половины 1995 по 1997 годы она оставалась фактически стабильной, что было связано с достаточно регулярными её пересмотрами. Однако в последующие 3 года имело место её заметное снижение. Не смотря на ускоренный рост стоимости жизни, МРОТ был фактически заморожен с января 1997 по июль 2000 года. В условиях быстрой эскалации это привело к тому, что к июню 2000 года реальная величина МРОТ сползла до самой низкой отметки за весь пореформенный период – 12% от уровня января 1992 года.
С 2000 года по сентябрь 2007 года МРОТ пересматривался 9 раз – он вырос с 83,49 рублей до 2300 рублей.
В
России на протяжении всего переходного
периода доля получателей оплаты
труда в минимальной размере
колебалась в достаточно узком диапазоне
1% – 2,5%. Это существенно ниже, чем
в большинстве развитых и переходных
экономик, где она может достигать
5%-15%. Тем не менее российский показатель
нельзя назвать аномально низким:
так, в Великобритании и Испании
доля получателей МЗП примерно такая
же, а в США и таких
Динамика получателей МРОТ в России свидетельствует, что их доля оказывалась тем ниже, чем реже производились его пересмотры, чем меньше они были и чем быстрее росла номинальная заработная плата занятых в экономике.
Доля
работников, начисленная заработная
плата которых в апреле 2006 года
не превышала МРОТ, колебалась от 0,1%-0,2%
в добычи полезных ископаемых и электроэнергетике
до 7,4% в сельском хозяйстве. Помимо
сельского хозяйства, среди видов
экономической деятельности, в которых
доля получателей МРОТ превышала
средний показатель (1,2%), выделялись
удаление отходов и предоставление
персональных услуг (2,2%), предоставление
коммунальных услуг (1,8%), культура (1,7%)
и образование (1,5%). В итоге свыше
40% работников, имевших заработную плату
в размере минимальной и ниже,
были сосредоточены в сельском хозяйстве,
10% - в образовании, 8% - в обрабатывающих
производствах, 4% - в здравоохранении.
Заключение.
Проанализировав заработную плату и уровень доходов в России, можно сделать вывод, что хоть ситуация в нашей стране далека от стабильности и экономического благополучия, но мы вполне успешно приближаемся к ней.
Денежные
доходы населения возрастают, количество
экономически-активного
До
2008 года дифференцивция доходов населения
увеличивалась. Однако про дифференциацию
доходов населения в России можно
сказать, что она не такая уж и
высокая. Конечно, в социально-развитых
странах она значительно
В конце 2008 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России на федеральном уровне составлял 2300 рублей. С 1 января 2009 г. МРОТ в России вырос почти в два раза, до 4330 рублей. При этом минимальный размер оплаты труда в России установлен на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В
числе первоочередных мер по повышению
уровня оплаты труда следует выделить:
во-первых - повышение уровня минимальных
денежных доходов населения и, прежде
всего, повышение до прожиточного минимума
уровня государственных минимальных
гарантий по оплате труда, что приведет
к сокращению размеров теневой экономики
и увеличению доходов государственного
бюджета; во-вторых - повышение уровня
реальных располагаемых денежных доходов
населения на основе пересмотра базы
налогообложения и ставки подоходного
налога с физических лиц в направлении
снижения налоговой нагрузки на низкооплачиваемых
и соответствующего повышения их
покупательной способности; в-третьих
- повышение покупательной
Список используемой литературы.