Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 03:18, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы является исследование доходов и уровня жизни населения в России и развитых странах. На данный момент эта тема более чем актуальна, так как население России живет в одной из самых богатых стран мира, и тем не менее является самым бедным на планете.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие заработной платы и доходов населения…………………….5
1.1 Сущность, виды и факторы изменения заработной платы………….5
1.2 Доходы населения…………………………………………………….12
1.2.1 Понятие, виды и функции доходов…………………………13
1.2.2 Неравенство в распределении доходов……………………..22
Глава 2. Сравнительный анализ доходов населения и заработной платы в России и зарубежом……………………………………………….…………….26
2.1. Уровень жизни в России…………………………………………….26
2.2 Уровень доходов населения, его динамика в России и зарубежом.28
2.3 Динамика уровня заработной и минимальной заработной платы в России и зарубежом…………………………………………………….……….40
Заключение…………………………………………
История
становления института
По
типу регулирования минимальной
заработной платы экономически развитые
страны можно разделить на две
группы. К первой относятся Франция,
Нидерланды, Португалия, Испания и
Люксембург, где минимальная заработная
плата устанавливается
Типичным
примером государственного регулирования
минимальной заработной платы может
служить Франция, где этот механизм
отлажен и действует с 50-х годов:
государство устанавливает
Своеобразен механизм пересмотра минимальной заработной платы в Японии. Национальный минимальный размер оплаты труда устанавливается правительством. Если министр труда совместно с начальниками префектурных бюро трудовых конфликтов сочтет необходимым повысить минимальную заработную плату низкооплачиваемым работникам (к которым относятся рабочие с почасовой оплатой труда, люди молодого и пенсионного возрастов, неквалифицированные рабочие), то ее размер пересматривается совещательными органами. В их состав входят представители государства и префектур. Основанием для увеличения размера минимальной заработной платы является также обращение работодателей и профсоюзов 2/3 предприятий региона в бюро норм труда префектуры с просьбой о повышении минимальной заработной платы до уровня, достигнутого на этих предприятиях, рабочим остальных предприятий. Региональный минимум заработной платы пересматривается один раз в год.
В США государство вообще не несет никаких обязательств по регулярному пересмотру минимума заработной платы, осуществляя его сугубо по своему усмотрению.
Первым общенациональным правовым актом о труде в США было законодательство о справедливом труде, принятое в 1938 г. В нем содержались положения о введении минимума зарплаты (уровня, ниже которого не может опускаться почасовая заработная плата), регламентировании оплаты сверхурочных и введении ограничений на детский труд. Минимальная зарплата должна была гарантировать разумную оплату каждому работнику и уменьшить уровень бедности. Вначале этот минимум был равен 25 центам в час и распространялся на 43% всех рабочих и служащих (без управленческого персонала). К ним относились прежде всего работники крупных фирм (производственные, горные и строительные), деятельность которых выходила за пределы одного штата. Минимальная зарплата и доля рынка труда, где она вводилась, со временем увеличивались. К апрелю 1991 г. ее размер составил 4,25 долл. в час, и она охватывала 88% всех работников (без управленческого персонала).
Непродуманное законодательное установление минимальной заработной платы чревато негативными последствиями, затрудняющими достижение главной цели - уменьшения уровня бедности.
Так, введение минимума заработной платы, не подкрепленное предварительными расчетами, может отрицательно повлиять на занятость, привести к уменьшению числа рабочих мест, особенно среди молодежи. Результаты анализа, проведенного в США в 1988 г., свидетельствуют, что 10%-ный рост минимальной заработной платы привел к уменьшению занятости среди молодежи на 1-3%.
Оценки
результатов повышения
В США доля минимума заработной платы составляет от 35 до 50%. В развивающихся странах это соотношение, естественно, иное. Так, в Зимбабве решение правительства о введении минимальной заработной платы (1980 г.) вызвало волну увольнений по всей стране. Официальные лица заявили, что число уволенных только в Солсбери превысило 5 тыс. человек еще накануне введения закона в силу. Сильнее всего эта мера ударила по домашней прислуге, для которой минимум был установлен в размере 45 долл. Много рабочих и служащих было уволено с торговых и промышленных предприятий, минимум для которых был установлен в размере 105 долл.
Важный
момент - степень охвата работников
различных отраслей экономики законодательно
установленным минимумом
В США в 1990 г. было принято законодательство, вводящее особый подминимум зарплаты для молодежи (специальный федеральный минимум для молодежи, установленный в апреле 1990 г. в размере 3,35 долл., был увеличен до 3,61 долл. год спустя. Он охватывал лиц от 16 до 19 лет и действовал в течение первых шести месяцев их трудовой деятельности). В результате увеличилась численность молодых людей, занятых на производстве. В 1993 г. срок действия закона об особом минимуме зарплаты для молодежи истек. Противники этого закона, включая и профсоюзы, считают, что более низкая зарплата для молодых людей по сравнению со взрослыми работниками приведет к тому, что работодатели станут нанимать молодых людей за счет сокращения числа взрослых рабочих. Однако очевидно, что подменять молодежную безработицу "взрослой" бесперспективно. По оценкам, каждые четыре рабочих места для молодых вытесняют одно рабочее место для взрослого.
Установление
эффективного минимума заработной платы
может повлечь за собой повышение
производительности труда. Увеличение
ставок в связи с установлением
минимума заработной платы, по всей видимости,
побудит фирмы использовать труд
низкооплачиваемых более
Макроэкономические
показатели, характеризующие уровень
и динамику заработной платы, привлекают
внимание не только специалистов по рынку
труда, но и представителей государственных
ведомств, политических организаций
и средств массовой информации. Макропоказатели
заработной платы фигурирую при
рассмотрении целого ряда проблем, имеющих
как экономическую, так и социальную
и даже политическую окраску –
уровня жизни населения, распределения
доходов, инфляции и так далее. К
сожалению, при обсуждении этих и
других проблем социально-
Наиболее
распространенным является показатель
среднемесячной начисленной заработной
платы. Этот показатель охватывает относительно
узкий сегмент рынка труда: во-первых,
он относится только к работникам
гражданских организаций с
Этот
показатель рассчитывается Росстатом
на основе отчетов по труду, предоставляемых
гражданскими предприятиями и организациями
с юридическим лицом , за исключением
предприятий, отчитывающихся в централизованном
или в особом порядке раз в
год. Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата рассчитывается на
основе данных о фонде оплаты труда
и общей численности
Как
известно в СССР динамика потребительских
цен в принципе не оценивалась. Первые
попытки учета экономики
Фактически
методика сбора информации и построения
индексов цен, соответствующая международным
стандартам, была разработана Госкомстатом
России лишь к 1995 году, и только с
этого времени мы располагаем
относительно надежными оценками инфляции
на потребительском рынке. Динамика
цен в первой половине 1990-ых годов
и особенно в 1991-1992 годах, остается неопределенной,
и имеющиеся оценки варьируются
в широких пределах. Эта неопределенность
обусловлена в первую очередь
нехваткой первичной
Более полные данные о заработной плате оцениваются в рамках Системы Национальных Счетов (СНС), а более полную информацию о численности получателей заработной платы дают Обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ).
Сумма
начисленной и скрытой
В российских условиях оценка скрытой заработной платы может быть сделана только на уровне экономики в целом, без разбивки по секторам, видам экономической деятельности и так далее, что ограничивает возможности дезагрегированного анализа заработной платы. Тем не менее, на макроуровне оценки скрыто оплаты труда можно считать относительно точными.
В
Таблице 1 представлены оценки позволяющие
сопоставить величину заработной платы
по отчетности гражданских предприятий
и по данным СНС.
Таблица 1.
Г
о д ы |
Гражданские организации | Вся экономика (СНС-ОКОНХ) | Вся экономика (СНС-ОКВЭД) | Вся экономика | ||||||||
Фонд начисленной заработной платы (млрд. руб.) | Число работников (млн. чел.) | Средне-месячная начисленная заработная плата (руб.) | Фонд заработной платы (СНС) млрд. руб. | В том числе | Фонд заработной платы (СНС) млрд. руб. | В том числе | Число наемных работников (ОНЗП), млн чел. | Средне-месячная заработная плата (СНС-ОКОНХ, ОНЗП), руб. | Средне-месячная заработная плата (СНС- ОКВЭД, ОНЗП), руб. | |||
Фонд НЗП | Фонд СЗП | Фонд НЗП | Фонд СЗП | |||||||||
(1)=(2)х(3)х12 | (2) | (3) | (4) | (5) | (6) | (7) | (8) | (9) | (10) | (11)=(4)/ (10) | (12)=(7) /(10) | |
1999 | 934,7 | 51,158 | 1522,6 | 1536,5 | 1011,5 | 525,0 | 56,115 | 2281,7 | ||||
2000 | 1367,1 | 51,238 | 2223,4 | 2304,0 | 1494,0 | 810,0 | 58,512 | 3281,4 | ||||
2001 | 1968,1 | 50,613 | 3240,4 | 3109,4 | 2115,9 | 993,5 | 59,853 | 4329,2 | ||||
2002 | 2648,4 | 50,615 | 4360,3 | 4055,4 | 2806,4 | 1249,0 | 4067,1 | 2818,1 | 1249,0 | 61,477 | 5497,2 | 5513,0 |
2003 | 3291,3 | 49,882 | 5498,5 | 5032,2 | 3536,8 | 1496,4 | 61,522 | 6817,7 | ||||
2004 | 3973,4 | 49,130 | 6739,5 | 4615,3 | 4420,2 | 1995,1 | 62,189 | 8596,4 | ||||
2005 | 4947,9 | 48,197 | 8554,9 | 8034,0 | 5483,0 | 2551,0 | 62,871 | 10648,7 | ||||
2006 | 6137,4 | 48,096 | 10633,9 | НД | НД | 3184,4 | 63,517 | НД |