Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:04, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию работы филиала ОАО «Альфа-Банк» в сфере потребительского кредитования.
Исходя из целей работы поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы кредита как экономической категории, а также его основные принципы, функции и формы.
2) Охарактеризовать уровень развития потребительского кредитования в России.
3) Проанализировать результаты финансовой деятельности филиала ОАО «Альфа-Банка» и дать его экономическую характеристику.
4) Рассмотреть организацию кредитного процесса в филиале ОАО «Альфа-Банк»,
5) Разработать рекомендации по совершенствованию организации кредитования физических лиц.
Введение
1 Теория потребительского кредита и его становление в РФ
1.1Основные характеристики. Виды и понятия потребительских кредитований 8
1.2 Роль потребительского кредитования в экономике 16
1.3 Законодательные основы потребительского кредитования 18
1.4 Практика потребительского кредитования в России 21
1.5 Условия и порядок предоставления потребительских кредитов физическим лицам…………………………………………………………….27
2 Анализ потребительского кредитования в филиале ОАО "Альфа-Банк"
2.1 Экономическая характеристика филиала банка 31
2.2 Кредитная политика филиала ОАО «Альфа – Банка» 40
2.3 Формирование кредитного портфеля 52
2.4 Виды кредитов, предоставляемых физическим лицам в филиале ОАО «Альфа – Банка» 59
3 Практические рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования физических лиц
3.1 Проблемы потребительского кредитования 65
3.2 Совершенствование потребительского кредитования в филиале ОАО «Альфа-Банк» 67
Заключение 75
Библиографический список 79
Отдельно стоит сказать об участии на рынке иностранного капитала. Чувствуя большой потенциал российского рынка и в то же время испытывая некоторый застой на западном рынке потребительского кредита, крупные иностранные игроки стремятся войти на рынок, покупая доли в российских компаниях и создавая свои дочерние банки. Такие крупные западные банки как Societe Generale, GE Consumer Finance и Cetelem объявили о своих планах занять существенную долю российского рынка. С точки зрения потребителя это позитивные события, так как разнообразие кредитных продуктов будет расти, а ставки по кредиту падать. Но смогут ли выжить в таких условиях российские банки, с их относительно скромными ресурсами остается под вопросом.
Именно проблема низкой капитализации остается основным препятствием на пути развития отечественного потребительского кредитования (впрочем, это общая проблема для банков России). Большое количество средних и мелких банков рады были бы выйти на рынок, но им не хватает средств. Рынок развивается, в основном, за счет крупных игроков, которые раньше считали потребительское кредитование неперспективным для себя видом услуг.
Несмотря на все проблемы, рынок потребительского кредита активно развивается благодаря огромному интересу со стороны населения и розничных сетей, которые установили, что предоставление потребительского кредита является прекрасным способом увеличения своей прибыли.
В острой борьбе и нарастающей конкуренции на рынке потребительского кредитования наиболее результативными являются маркетинговые методы повышения эффективности данного вида банковских операций. В области продвижения кредитных карт представляется целесообразным расширить число совместных проектов с предприятиями торговли и сервиса и уведомлять об этом всех получателей кредитных карт Банка (предоставление памятки со списком предприятий-партнеров и т.п.). Кроме того, необходимо проработать вопрос дизайна карт (например, размещать на карте фотографию ее держателя).
При продвижении карточного продукта упор можно делать на такие конкурентные преимущества продукта, как довольно низкая комиссия за снятие денежных средств в банкомате (по сравнению с конкурентами), быстрый срок выпуска карты, отсутствие ограничений по получению наличных денежных средств в банкомате.
Для сохранения конкурентных преимуществ «БЫСТРО» - кредита необходимо совершенствовать процесс выдачи кредита и поддерживать время выдачи на декларируемом уровне – 30 минут.
После
принятия закона о рекламе, банки
вынуждены декларировать
С учетом активного развития сектора розничной торговли, объемы продаж кредитных продуктов в торговых точках в 2011 году будут возрастать. Исследования показали, что для получения кредита покупатели выбирают не банк или программу кредитования, а магазин, в котором покупается товар или услуга. В связи с этим, приоритетной задачей для Банка в области связанного кредитования должно быть развитие взаимоотношений с торговыми сетями.
Проведенные маркетинговые исследования также показали, что в настоящее время наибольшей популярностью для кредитования являются следующие продукты:
- Бытовая техника (49%);
- Аудио-видео-техника (25%);
- Оргтехника (11%).
Для Банка целесообразно наряду с использованием традиционных продуктов кредитования, найти новые, незанятые конкурентами ниши рынка для связанного кредитования. Наиболее перспективными продуктами являются строительно-ремонтные материалы и мебель.
Для успешной конкуренции на рынке связанного кредитования необходимо разработать продуктовую линейку массовых продуктов, отвечающих конкурентному уровню рынка. Продукты должны отличаться понятностью и прозрачностью для заемщика. Простота и понятность начисления процентов может стать конкурентным преимуществом в свете принятия закона о рекламе.
По
результатам исследований, основными
источниками информации о кредитовании
для потребителя служат объявления
в торговых центрах (30%) и информация,
полученная от родственников (40%). В
связи с этим, Банку необходимо
обеспечить заметное присутствие в
торговых сетях. С этой целью необходимо
разработать яркие
Размещать информацию о возможности получения кредита необходимо непосредственно в торговом зале (воблеры, шелфтоки, ценники). Также целесообразно рассмотреть возможность совместных с торговыми сетями промо мероприятий, в том числе осуществление прямых рассылок с использованием клиентских баз магазинов-партнеров и размещение информации о кредитовании во внутренних изданиях торговых сетей (газеты, каталоги).
Для того, чтобы обеспечить распространение позитивной информации о кредитах Банка по принципу «из уст в уста» необходимо проводить совершенствование обслуживания существующих заемщиков, разрабатывать наиболее удобные способы погашения кредитов, предоставлять дополнительные возможности получения информации о непогашенной задолженности с использованием современных средств связи (Интернет, SMS). Что касается кредитования на покупку автомобилей, то здесь рекомендуется разработать программу без первоначального взноса для поддержанных автомобилей, поскольку кредиты без первоначального взноса пользуются большим спросом у населения.
В
целях совершенствования
В
ценовых параметрах как существующего,
так и новых кредитных
Одним
из основных направлений популяризации
ипотечной программы Банка
При продвижении ипотечного кредитования необходимо выбирать более узконаправленные по донесению информации каналы продвижения и рекламирования данного продукта Банка (проведение совместных акций с риэлторами и застройщиками, участие в специализированных ипотечных выставках, направленных на продвижение продукта).
Учитывая специфические риски, связанные с расширением потребительского кредитования, представляется необходимым задуматься о мероприятиях, механизмах, наконец, правовой основе их предотвращения или смягчения. Наименее продуктивен в данном случае привычный путь запретов, лимитов, нормативов, вообще всяческих ограничений. Необходимо более тщательно подходить к анализу кредитоспособности заемщиков, тем более что мировая практика накопила немалый опыт его экспресс-оценки. В дальнейшей работе по кредитованию населения банку полезно не только вооружаться новыми технологиями продаж, внедрения новых банковских продуктов, но и использовать эффективные методы оценки потенциальных заемщиков. Однако попытки прямого копирования западных схем в наших условиях не вполне плодотворны. Например, наиболее известна система скоринга, т.е. балльной оценки заемщика по ряду позиций. Как идея, метод она может и должна быть использована на практике. Но набор позиций, по которым оценивается заемщик, а главное, баллы, выставляемые по ним, и их удельные веса должны разрабатываться с учетом российских реалий.
По
мере расширения рынка потребительского
кредитования очевидной становится
необходимость формирования соответствующей
институциональной структуры, которая
включает не только сам банк, выдающий
кредиты, но и учреждения, связанные
с проверкой потенциальной
Вместе с тем полностью избежать проблемных кредитов не удастся никогда. Соответственно, должна расширяться сеть коллекторских агентств, работающих с проблемными долгами. С точки зрения банка прибегать к аутсорсингу (использованию сторонних специализированных организаций) на этом этапе необходимо, поскольку работа с кредитами физических лиц крайне трудоемка и специфична, требует больших усилий и расходов по сбору информации даже по одному клиенту, в то время как объем взыскиваемой суммы невелик. Кроме того, коллекторские агентства за услуги взимают плату в размере 25 – 60% долга. Однако в данном случае более важно психологическое воздействие на потенциального недобросовестного заемщика: у него должно сложиться четкое понимание, что возвращать кредит придется, а это ограничивает круг явных мошенников.
На основании вышеизложенного можно сделать расчет экономической эффективности по увеличению количества кредитных точек на 34% за 1 год для достижения доли российского рынка потребительского кредитования 40%.
Цель
расчета экономической
Открытие
новых кредитных точек в
Задачи
расчета экономической
1- Увеличение кредитных точек за 1 квартал 2011г. на 8,5%=34/4 (2737 шт.=10946/4)
2- Увеличение кредитных точек за 2 квартал 2011г. на 8,5% (2736 шт.)
3- Увеличение кредитных точек за 3 квартал 2011г. на 8,5% (2736 шт.)
4- Увеличение кредитных точек за 4 квартал 2011г. на 8,5% (2736шт.)
Результат проекта по увеличению кредитных точек:
Увеличение
доходов банка на 32%, прибыли на
33% и доли рынка товарного
Этапы проекта:
1.
Этап сбора информации и
Аналитические
данные, полученные из ежегодных отчетов,
для составления проекта
Таблица 6 - Показатели кредитных точек, доходов, прибыли и доли рынка за 3 года
Наименование показателя | Значение показателя | ||
за 2009 год | за 2010 год | за 2011 год (план) | |
Количество кредитных точек | 25163 шт. | 32954 шт. | 43900 шт. |
Доходы банка по товарному кредитованию | 12,2 млрд.руб. | 17,3 млрд.руб. | 23 млрд.руб. |
Налоги (включая налог на прибыль) | 2,7 млрд. руб. | 2,1 млрд. руб. | 2,8 млрд. руб. |
Чистая прибыль по товарному кредитованию | 2,3 млрд. руб. | 1,8 млрд. руб. | 2,4 млрд. руб. |
Доля рынка товарного кредитования | 21% | 30% | 40% |
Количество кредитных точек увеличилось за 2010 год на 7791 шт. (32954-25163) или 31% (32954/25163*100%-100%), при этом доходы банка возросли на 5,1 млрд. руб. (17,3-12,2) или на 40% (17,3/12,2*100%-100%), налоги уменьшились на 0,6 млрд. руб. (2,1-2,7) или на 22% (2,1/2,7*100-100%) а доля рынка - на 9% (30-21). Но в связи с увеличением процентных выплат по привлеченному финансированию прибыль снизилась на 0,5 млрд. руб. (1,8-2,3) или на 22% (1,8/2,3*100-100%)
2. Этап определения требуемого размера инвестиций.
Рассмотрим планируемые показатели затрат в таблица 7.
Таблица 7 - Планируемые показатели затрат инвестиционного проекта
Наименование показателя | Единица измерения | Стоимостное значение | Комментарии |
Затраты на открытие 1 кредитной точки(включая | руб. | 70000 | Единовременные затраты - по данным справок бухгалтерского отдела развития |
Оборудование | 45000 | ||
Оплата труда | 5000 | ||
Канцелярские принадлежности | 1000 | ||
Маркетинг кредитной точки (реклама) | 10000 | ||
Представительские расходы - заключение договоров, транспортные, организационные расходы) | 9000 | ||
Общие затрата за год на открытие 10946 точек | млрд. руб. | Единовременные затраты - расчет осуществляется путем умножения затрат на 1 точку и количества точек | |
1
квартал 2011
2 квартал 2011 3 квартал 2011 4 квартал 2011 итого |
0,192
0,192 0,192 0,192 0,768 |
Информация о работе Совершенствование потребительского кредитования на примере альфа банка