Шпаргалка по "Управлению банковскими рисками"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Управление банковскими рисками"

Работа содержит 1 файл

шпоргалки управление рисками.docx

— 106.17 Кб (Скачать)

 

3. Процесс надзора.  Банковские риски и ответственность  органов регулирования/надзора. 

 

 

 

Билет № 38

 

 

1. Классификация  случаев операционных убытков  и классификация направлений  деятельности банка.

злоупотреблений или противоправных действий, осуществляемых служащими  или с участием служащих Банка (например, хищение, злоупотребление служебным  положением, преднамеренное сокрытие фактов совершения банковских операций и других сделок, несанкционированное  использование информационных систем и ресурсов);

противоправных действий третьих лиц (например, подлог и (или) подделка платежных и иных документов, несанкционированное проникновение в информационные системы);

нарушений Банком или его  служащими трудового законодательства (например, нарушение условий трудового  договора, причинение вреда здоровью служащих);

нарушений иного законодательства (в том числе банковского, антимонопольного, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма);

неисполнения или ненадлежащего  исполнения возникающих из договоров  обязательств, связанных с основной деятельностью, перед клиентами, контрагентами  и (или) иными третьими лицами;

нарушений обычаев делового оборота (например, ненадлежащее использование  конфиденциальной информации, навязывание услуг, сговор по ценам);

повреждения или утраты основных средств и других материальных активов (в результате актов терроризма, стихийных бедствий, пожара);

выхода из строя оборудования и систем (например, сбой (отказ) в  работе автоматизированной банковской системы, систем связи, поломка оборудования);

ненадлежащей организации  деятельности, ошибок управления и  исполнения (например, в результате неадекватной организации внутренних процессов и процедур, отсутствия (несовершенства) системы защиты и (или) порядка доступа к информации, неправильной организации информационных потоков внутри Банка, невыполнения обязательств перед Банком поставщиками услуг (исполнителями работ), ошибок при вводе и обработке данных по операциям и сделкам, утери  документов и так далее).

2)бан-ое обслуживание физ л, юр лиц, Осуществление платежей и расчетов,агентские услуги, Операции и сделки на рынке ценных бумаг и срочных финансовых инструментов, Оказание банковских услуг корпоративным клиентам, органам государственной власти и местного самоуправления на рынке капиталов,управление активами,  Брокерская деятельность.

2. Риск потери  деловой репутации банка. Цель  управления репутационным риском.

Р. Потери деловой репутации  б - Риск возникновения у банка  потерь (убытков) в результате сужения  клиентской базы вследствие формирования в обществе негативного представления  о финансовой устойчивости банка, качестве оказываемых им услуг или характере  деятельности в целом.

Основная цель управления репутационным риском – уменьшение возможных убытков, сохранение и поддержание деловой репутации банка перед клиентами и контрагентами, учредителями (акционерами), участниками финансового рынка, органами государственной власти и местного самоуправления, банковскими союзами (ассоциациями), саморегулируемыми организациями.

3. Функции служб  внутреннего аудита в банке  и их роль в процессе управления  рисками.

уменьшение рисков в проведении операций, связанных с рациональным и эффективным использованием ресурсов банков;

предоставление рекомендаций структурным подразделениям банка  в процессе планирования, на стадии разработки и внедрения новых продуктов, процессов, систем;

проведение аудита деятельности структурных подразделений банка  с целью обеспечения анализа  и оценки внутреннего контроля, политики, процедур банка, касающихся адекватности, соответствия, эффективности и точности бухгалтерских данных и сохранности  активов банка;

координация своей деятельности с действиями независимых аудиторских  фирм при проведении внешнего аудита банка с целью обеспечения  оптимальных условий, при которых  аудиторские, фирмы могут доверять заключениям службы внутреннего  аудита для избежания дублирования контрольных процедур;

составление и предоставление заключений и отчетов при проверке внешним аудитом.

 

 

Билет № 39

 

1. Анализ финансового состояния банка с учетом риска. Показатели эффективности деятельности банка.

Анализ финансового состояния  представляет собой совокупность методов  исследования процесса формирования и  использования денежных фондов банка, а также достаточности денежных средств, необходимых для организации  эффективной банковской деятельности. Задачи анализа финансового состояния банка определяются целью проведения такого рода анализа. Задачи анализа основываются на целях потенциальных пользователей информации, которых можно разделить на две категории: внутренние (клиенты, вкладчики, кредиторы банка, акционеры, органы управления банком, банковский персонал) и внешние (Центральный банк, органы банковского надзора, потенциальные вкладчики)

Показатели доходов, расходов и прибыли-пок-ли эф-ти Основными показателями эффективности деятельности банка традиционно считаются показатели доходности, прибыльности (рентабельности).

Доходность различных  банковских операций определяется через  показатели:

чистой процентной маржи;

операционной маржи.

2. Цель и принципы  управления правовым риском.

Целью управления правовым риском является поддержание принимаемого на себя Банком риска на уровне, определенном Банком в соответствии с собственными стратегическими задачами. Приоритетным является обеспечение максимальной сохранности активов и капитала на основе уменьшения (исключения) возможных  убытков, в том числе в виде выплат денежных средств на основании  постановлений (решений) судов, которые  могут привести к неожиданным  потерям. Управление правовым риском осуществляется также в целях:

выявления, измерения и  определения приемлемого уровня правового риска;

постоянного наблюдения за правовым риском;

принятия мер по поддержанию  на не угрожающем финансовой устойчивости Банка и интересам его кредиторов и вкладчиков уровне правового риска;

соблюдения всеми служащими  Банка нормативных правовых актов, учредительных и внутренних документов банка;

исключения вовлечения Банка  и участия его служащих в осуществлении  противоправной деятельности, в том  числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Цель управления правовым риском Банка достигается на основе системного, комплексного подхода, который  подразумевает решение следующих  задач:

получение оперативных и  объективных сведений о состоянии  и размере правового риска;

выявление и анализ правового  риска, возникающего у Банка в  процессе деятельности;

качественная и количественная оценка (измерение) правового риска;

установление взаимосвязей между отдельными видами рисков с  целью оценки воздействия мероприятий, планируемых для ограничения  одного вида риска, на рост или уменьшение уровня других рисков;

создание системы управления правовым риском на стадии возникновения  негативной тенденции, а также системы  быстрого и адекватного реагирования, направленной на предотвращение достижения правовым риском критически значительных для Банка размеров (минимизацию  риска).

процессе управления правовым риском Банк руководствуется следующими принципами:

адекватность характеру  и размерам деятельности Банка;

внесение оперативных  изменений в случае изменения  внешних и внутренних факторов;

возможность количественной оценки соответствующих параметров;

непрерывность проведения мониторинга  размеров определенных параметров;

осуществление оценки риска  и подготовка принятия надлежащих управленческих решений одним и тем же специально выделенным самостоятельным структурным  подразделением;

технологичность использования;

наличие самостоятельных  информационных потоков по рискам.

3. Содержание существенной  информации о деятельности банка,  необходимость ее раскрытия.

Существенной признается информация, неупоминание или искажение которой может изменить или повлиять на решение пользователя информации при принятии экономических решений.

Банки обязаны публиковать  в республиканских печатных средствах  массовой информации, являющихся официальными изданиями, годовой отчет (бухгалтерский  баланс, отчет о прибыли и убытках, отчет об изменении капитала, отчет  о движении денежных средств, составленные по формам, утвержденным отдельными нормативными правовыми актами Национального  банка, регламентирующими порядок  составления годового отчета банками) вместе с аудиторским заключением, подтверждающим его достоверность, не позднее 25 апреля года, следующего за отчетным. При опубликовании годового отчета банки указывают адрес соответствующей страницы интернет-сайта банка, где размещен годовой отчет в полном объеме.

Билет № 40

 

1. Состав баланса.  Общая динамика балансовых и  внебалансовых статей.

1. Денежные средства;

2. Средства в Национальном  банке; 

3. Ценные бумаги:

- для торговли,

 - удерживаемые до погашения,

- в наличии для продажи; 

4. Кредиты и другие  средства в банках;

5. Кредиты клиентам;

6. Долгосрочные финансовые  вложения;

7. Основные средства и  нематериальные активы;

8. Прочие активы.

 В пассивы банка  входят обязательства и капитал.  Обязательства включают:

1. Средства Национального  банка; 

2. Кредиты и другие  средства банков;

3. Средства клиентов;

4. Ценные бумаги, выпушенные  банком;

5. Прочие обязательства.  Капитал банка включает: уставный  фонд; эмиссионный доход; резервный  фонд; накопленную прибыль и фонд  переоценки статей баланса. 

Внебалансовые счета группируются на требования и обязательства.

2. Понятие риска.  Идентификация и классификация  банковских рисков.

Банковский риск – риск возникновения у кредитной организации  финансовых потерь (убытков) вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля, а  также курсов иностранных валют.

 Финансовые (кред, %, ликвидности, валютный, инвестиционный, неплатежеспос-ти)

Функциональный (стратегический, технологический, операционный)

Прочие внешние риски (риск потери деловой репутации, риск несоотв-я)

  1. По уровню риска (макро, микро уровни)
  2. По характеру банковского продукта, услуг и операций (риск по забалансовым операциям, кредитный, расчетный, валютный, операционный и др.)
  3. По степени обеспечения устойчивого развития банка (риск несбалансированной ликвидности, % риск, риск потери доходности, риск потери конкурентоспособности, риск капитальной базы, риск менеджмент)
  4. Факторы образующие риск (внешние риски и внутренние риски)
  5. По сферам и масштабу действия риска (риск исходящий из страны, связанный с определенным типом банка с деятельностью центров финансовой ответственности, исходящий от банковских операций)
  6. По времени возникновения – ретроспективные, текущие, перспективные.
  7. По степени зависимости риска от банка т.е. зависимости от деятельности банка и независимые.
  8. По виду банка (специализированный, отраслевой риск)
  9. По величине риска (низкие, умеренные, полные)
  10. По составу клиентской базы  (крупные, средние, мелкие клиенты)
  11. По характеру учета операций. (балансовые и внебалансовые)

3. Инструменты,  используемые при минимизации  операционного риска банка.

разграничение доступа к информации;

разработка защиты от несанкционированного входа в информационную систему;

разработка защиты от выполнения несанкционированных операций средствами информационной системы;

организация контролирующих рабочих мест до исполнения документов;

организация двойного ввода;

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению банковскими рисками"