Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:52, шпаргалка
Рынок ценных бумаг в России и его нормативная база. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности Сбербанка №3912 г. Уварово. Виды деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг. Предоставление брокерских услуг ОСБ №3912 г. Уварово.
Денежная масса – это совокупность покупательных платежных и накопительных средств, обслуживающих экономические связи и принадлежащих физическим, юридическим лицам и государству. Денежная масса – это важный количественный показатель движения денег.
Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период финансовой статистики стали использовать денежные агрегаты(показатели структуры денежной массы – М0,М1,М2,М3,М4).
Для определения денежной массы страны используется различное кол-во агрегатов в США – 4, Франция – 2, Россия – 4.
М0 – наличные деньги в обращении;
М1 – М0 + средства п/п на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в Сбербанках до востребования, средства страховых компаний;
М2 – М1 + срочные депозиты населения в Сбербанках, в т.ч. компенсация;
М3 – М2 + сертификаты и облигации государственных займов.
Чтобы денежное обращение не нарушалось, денежные агрегаты должны находиться в определенном равновесии. Условиями равновесия как показывает практика является:
М2 > М1, М2+М3 > М1.
С помощью денежных агрегатов можно определить скорость оборота денег:
n = Н / М2,
где Н
– годовой объем валового национального
продукта в руб.
2. Управление денежным обращением имеет свою историю, восходящую к тем временам, когда его основу составлял золотой стандарт. Международный золотой стандарт (international gold standard) — действовавшая в XIX — начале XX в. международная валютная система, в соответствии с которой каждая страна выражала стоимость своих денежных единиц в определенном 'Количестве золота, поддерживала неизменным соотношение между своим золотым запасом и массой денег в обращении и допускала свободный ввоз и вывоз золота.
Привязка
внутреннего денежного
Одним
из конституирующих свойств
Управление денежным обращением постепенно заняло важнейшее место в деятельности центрального банка. Это связано, во-первых, с тем, что меры, регулирующие условия денежного обращения, позволяют получить важные макроэкономические результаты, в том числе по ограничению инфляции. Во-вторых, именно в этой сфере происходит совмещение интересов банка как органа государственного регулирования и как ведущего элемента банковской системы, заинтересованного в достижении ее стабильной жизнедеятельности. Условием такого совмещения является непротиворечивость денежной политики государства, направленной в самом общем виде на обеспечение безинфляционного экономического роста, и целей обеспечения стабильности банковской системы. При выработке конкретных задач регулирования денежного обращения центральный банк учитывает также особенности банковской системы страны и текущую экономическую конъюнктуру.
Регулирование
денежной массы в обращении
В
настоящее время, регулируя денежное
обращение, центральные банки
Центральный банк — это банк, создаваемый правительством для регулирования обращающейся денежной массы и обменного курса национальной валюты, наделенный монопольным правом выпуска банкнот. Это — основное звено денежно-кредитной системы.
Независимость центрального банка подразумевает не только институциональную, но и юридическую независимость, позволяющую ему иметь ряд прав в случае конфликта с правительством. Центральный банк представляет одно из звеньев в системе источников правительственного финансирования осуществляющее: налогообложение; продажей облигаций (казначейских векселей); размещение зарубежных займов; эмиссию денежных знаков.
Разделение власти на фискальную и денежную необходимо для того, чтобы в случае необходимости убеждать правительство изменить политику и финансировать свои операции из источников, альтернативных монопольному доходу от выпуска денежных знаков. В случае, если правительство будет рассматривать в качестве основного источника получения доходов систему налогообложения, потребуется расширение финансирования за счет дохода от выпуска денежных знаков, что ударит по независимости центрального банка. Если государство не в состоянии разработать эффективную систему налогообложения и продавать облигации для осуществления финансирования, то неизбежно будет возникать давление на центральный банк с целью заставить его увеличить выпуск денежных знаков для покрытия дефицита.
Характерной чертой взаимоотношений финансового сектора и реального сектора в дореформенный период в СССР было неукоснительное выполнение финансовыми учреждениями директивных указаний правительства. Госплан СССР пресекал любое проявление независимости со стороны органов, занимающихся денежной политикой, так как это могло препятствовать решению их плановых задач. Госбанк в буквальном смысле был орудием Министерства финансов и выполнял любые его требования по выдаче дополнительных кредитов предприятиям или по проведению дополнительной эмиссии, направленной на достижение установленных им ранее производственных показателей.
Поскольку
в период с 1989 по 1991 г. наблюдалось
ослабление централизованного
Доверие к центральному банку в переходный период приобретает особое значение, поскольку он олицетворяет денежно-кредитную власть. Центральный банк, испытывая на себе давление правительства по линии эмиссии и сбору инфляционного налога посредством монетарной экспансии, ведет финансовые операции на макроуровне, регулируя политику бюджетного распределения средств и политику участия государства в капитале. В развивающихся странах, испытывающих большие трудности с введением или сбором налогов на добавленную стоимость, на прибыль или акцизных налогов обычно вводят инфляционный налог. Проблема заключается в том, что производители и потребители начинают ожидать роста денежной массы, повышая тем самым цену ожиданий и занижая реальную стоимость инфляционного налога. Предпринимаемые ими действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, приводят к спаду объемов производства. Денежная власть вынуждена приспосабливаться к этим ожиданиям, что неизбежно повышает темпы инфляции. Поэтому центральный банк, который призван противостоять инфляции и может усилить это противостояние по причине своей независимости, должен побуждать правительство увеличивать доходы за счет традиционных налоговых источников (налога на добавленную стоимость и налога на прибыль), балансировать свой бюджет. Теория общественного выбора предполагает, что чем выше степень независимости центрального банка, тем меньше будут темпы инфляции и крепче дисциплина кредитно-налоговой политики. Однако не всегда его независимость способствует этому.
Центральный
банк воздействует на денежное обращение
через рынок с помощью
• объем предложения денег в наличной и безналичной формах;
• объем спроса;
• цена кредита.
Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается центральному банку совмещением субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу для контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования центральным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование центральным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.
Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эволюцией. Эволюция инструментов регулирования денежного обращения вслед за изменением, например, объекта регулирования отнюдь не является автоматической, но все тот же механизм эффективности придает ей принудительный характер. Так, изменения в банковской системе меняют типы учреждений, операций, подлежащих регулированию, а также каналы, по которым соответствующие регулирующие меры доходят до экономических агентов. Это меняет эффективность используемых инструментов, требует изменения их соотношения или разработки новых инструментов регулирования.
Эволюция
методов регулирования
• достижение высокой степени развития инструментов денежного рынка, чья гибкость позволила быстро приспособиться к регулирующим мерам;
• изменение структуры банковской системы, расширение сферы оптовых банковских операций, повышающих устойчивость денежной сферы;
• интернационализация банковской деятельности, также увеличившая мобильность этой сферы, ее способность компенсировать воздействие регулирующих мер.
В
распоряжении государства как органа
макроэкономического