Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на 66 вопросов по дисциплине "Деньги, кредит, банки".
12. Современные банковские продукты и технологии
62.Ликвидность коммерческих банков.
Экономическая устойчивость банка во многом определяется финансовыми результатами его деятельности, уровнем принимаемых банком рисков в сочетании с его ликвидностью и доходностью.
Ликвидность для коммерческого банка — это его способность обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву.
Таким образом, ликвидность баланса банка подразумевает моментную оценку состояния банка на определенную дату, т.е. ликвидность баланса есть составная часть ликвидности банка. При этом баланс коммерческого банка должен обеспечивать представление данных аналитического и синтетического учета в форме, приемлемой для расчета совокупной ликвидности банка. При несоблюдении второго условия может возникнуть ситуация, когда, обладая достаточно ликвидным балансом на определенную дату, банк тем не менее полностью или частично неликвиден.
Чем выше ликвидность какого-либо актива в балансе банка, тем ниже его доходность, и наоборот.
Ликвидность - важнейшая качественная характеристика деятельности банка, свидетельствующая о его надежности и стабильности. Для обеспечения ликвидности банку необходимо формировать такую структуру баланса, при которой активы могут своевременно преобразовываться в денежные средства, не утрачивая при этом своей стоимости, по мере востребования пассивов.
Структура ликвидных активов банка имеет вид:
• денежная наличность в кассе банка (рубли и иностранная валюта);
• драгоценные металлы;
• остатки средств на корреспондентском счете в Центральном банке РФ;
• ценные бумаги правительства;
• ссуды, предоставленные банком, срок погашения которых наступает в течение ближайших 30 дней;
• другие платежи в пользу банка, подлежащие перечислению в эти сроки.
Нормы ликвидности банка обычно устанавливаются как отношение различных статей активов баланса ко всей сумме, к определенным статьям пассивов , наоборот, пассивов к активам. Ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности.
В мировой банковской практике превалируют два подхода к оценке деятельности коммерческих банков на основе:
• анализа системы показателей конкретного банка и сравнения их с аналогичными показателями первоклассных банков;
• рейтинговой оценки, производимой надзорными органами.
63. Влияние денежного риска на эффективность банковской деятельности.
Риск постоянно сопутствует банковской деятельности. Риски в банковской практике - это опасность (возможность) потерь банка при наступлении определенных событий. Риски могут быть как чисто банковскими (внутренними), связанными с функционированием кредитного института, так и внешними, или общими. Важнейшим способом преодоления или минимизации рисков служит их регулирование, т.е. поддержание оптимальных соотношений ликвидности и платежеспособности банка в процессе управления его активами и пассивами.
Высокий уровень прибыльности, как правило, связан с высокорисковыми операциями.
Политика банка должна заключаться в том, чтобы достичь равновесия (оптимального соотношения) между риском и доходом банка. Равновесие в ближайшей перспективе, или краткосрочное равновесие, представляет собой соотношение между ликвидностью и прибыльностью. Чем выше ликвидность банка, тем ниже прибыльность, и наоборот: чем ниже ликвидность, тем выше ожидаемая прибыль и обязательно риск. Равновесие в отдаленной перспективе, или долгосрочное равновесие, предполагает, что чем выше ликвидность, тем прочнее финансовое состояние банка, его капитальная база. Наоборот, чем ниже ликвидность, тем менее устойчив банк, меньше его капитальная платежеспособность.
Более устойчивые в финансовом отношении банки, заботящиеся о своей ликвидности и платежеспособности, предлагают процент по вкладам не выше среднеотраслевого. Высокий процент по срочным вкладам и депозитам физических и юридических лиц свидетельствует прежде всего о том, что коммерческий банк обладает нестабильной ресурсной базой, недостаточной для эффективных кредитных вложений. Такой банк старается расширить и стабилизировать свои ресурсы путем привлечения сторонних депозитов, предлагая вкладчикам повышенную процентную ставку. Но привлечение ресурсов по повышенной процентной ставке предполагает и осуществление вложений под более высокий процент, т.е. вложения, как правило, более рисковые, и вкладчики вместо прибыли могут потерять и сам депозит в случае краха банка.
К внешним относятся риски, связанные с изменениями во внешнем отношении банка среде и непосредственно не зависящие от его деятельности. Это политические, правовые, социальные и общеэкономические риски, возникающие в случае обострения экономического кризиса в стране, политической нестабильности, войны, запрета на платежи за границу, консолидации долгов, введения эмбарго, отмены импортных лицензий, стихийного бедствия (пожары, наводнения, землетрясения) , приватизации, национализации, неадекватного правового регулирования и т.п.
К внутренним относятся риски, возникающие непосредственно в связи с деятельностью конкретного банка. Чем шире круг клиентов, партнеров, связей банка, банковских операций, услуг, тем больше внутренних рисков сопровождает его работу. По сравнению с внешними внутренние риски лучше поддаются идентификации и квантификации. Задача менеджмента заключаются в том, чтобы выявлять, оценивать, минимизировать и постоянно контролировать внутренние риски с помощью соответствующих методов.
64. Рейтинг банков.
Moody’s (рус. Мудис) — международное рейтинговое агентство; полное название — Moody’s Investors Service. Moody’s является дочерней компанией Moody’s Corporation. Занимается присвоением кредитных рейтингов, исследованиями и анализом рисков.
В агентстве работает более 4500 экспертов в 26 странах мира.
Присваиваемые агентством Moody’s рейтинги финансовой устойчивости банков (Bank Financial Strength Ratings — BFSRs) представляют собой мнение агентства Moody’s о внутренней устойчивости и надежности банка и, как таковые, исключают некоторые внешние кредитные риски и элементы кредитной поддержки, которые учитываются при присвоении рейтингов банковских депозитов. Рейтинги финансовой устойчивости банков могут присваиваться агентством Moody’s не только коммерческим банкам, но и другим видам финансовых институтов, таким как международные банки развития, спонсируемые правительствами финансовые институты и национальные финансовые институты развития.
Рейтинг:
A. Банки, имеющие рейтинг A, обладают превосходной самостоятельной финансовой устойчивостью. Обычно такой рейтинг получают организации, имеющие максимально высоко оцениваемые и прочные рыночные позиции и сильные финансовые показатели, они действуют в абсолютно предсказуемой и стабильной операционной среде.
B. Банки, имеющие рейтинг B, обладают высокой самостоятельной финансовой устойчивостью. Обычно такой рейтинг получают организации, имеющие высоко оцениваемые и прочные рыночные позиции и хорошие финансовые показатели, они действуют в предсказуемой и стабильной операционной среде.
C. Банки, имеющие рейтинг С, обладают достаточной самостоятельной финансовой устойчивостью. Обычно такой рейтинг получают организации, имеющие достаточно ограниченные, но, тем не менее, хорошие рыночные позиции. Эти банки демонстрируют либо удовлетворительные финансовые показатели, действуя в предсказуемой и стабильной операционной среде, либо хорошие финансовые показатели, действуя в менее предсказуемой и менее стабильной операционной среде.
D. Банки, имеющие рейтинг D, проявляют ограниченную самостоятельную финансовую устойчивость и временами испытывают необходимость во внешней поддержке. Рейтинги этих организаций могут быть ограничены одним или несколькими факторами, такими как слабые рыночные позиции, недостаточные по одному или нескольким аспектам финансовые показатели, непредсказуемая и нестабильная операционная среда, в которой они работают.
E. Банки, имеющие рейтинг E[2], проявляют весьма ограниченную самостоятельную финансовую устойчивость и имеют высокую вероятность периодического получения внешней поддержки или необходимость в такой поддержке. Рейтинги этих организаций могут быть ограничены одним или несколькими факторами, такими как слабые и ограниченные рыночные позиции, в значительной степени недостаточные по одному или нескольким аспектам финансовые показатели, чрезвычайно непредсказуемая или нестабильная операционная среда, в которой они работают.
65.Банковский менеджмент.
Банковский менеджмент - это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.
Банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры:
финансово-экономических показателей;
организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач;
функционально-технологического управления продуктовым рядом банка
Основные направления финансового менеджмента – это управление банковскими активами и пассивами, капиталом собственным и заемным, кредитным портфелем, банковскими рисками, ликвидностью.
Основная задача финансового менеджмента - увеличение капитала, прибыли с сохранением стабильности и устойчивости за счет рациональной оптимизации структуры систем планирования и обеспечение стабильной реализации банковских услуг.
На реализацию основной задачи финансового менеджмента направлены основные функции - стратегическое планирование, моделирование, оперативное планирование, мониторинг и диагностика.
Стратегическое планирование определяет финансовые задачи и эффективных пути их решения.
Моделирование применяется для наглядной оценки эффективности выбранных проектов, их текущего состояния и функционирования.
Оперативное планирование служит для решения финансовых текущих задач с учетом перспективных решений.
Мониторинг рынка информирует о состоянии объекта и окружающей среды.
Диагностика позволяет оценить соответствие текущих параметров и плановые показатели.
Банковский менеджмент персонала предусматривает эффективность организации оплаты труда банковских работников, мотивацию труда, подбор и расстановку банковского персонала, систему подготовки персонала для взаимосвязанной работы финансовой системы и человеческих отношений, формирующихся на стыке использования и обслуживания денежных ресурсов.
Банковский менеджмент определяет требования и основы построения структур и режимов работы, планирования и реализации финансовых услуг банка, направленных на постоянный рост капитала и прибыли за счет увеличения спроса на банковские продукты и услуги.
Под банковским менеджментом понимают управление деятельностью банка по различным направлениям, в том числе управление депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персоналом. Основополагающими моментами в менеджменте являются правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее достижения. Для каждого банка прежде всего должны быть ясны его цели. Цели коммерческого банка определяются с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи.
Наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, можно выделить качество и квалификацию менеджмента, его маркетинговую активность. Западные банки смогли сделать качественный скачок в развитии прежде всего благодаря прекрасно налаженному менеджменту и маркетингу.
66. Банковский маркетинг.
Под маркетингом понимают вид деятельности по удовлетворению общественных потребностей посредством обмена . Маркетинг — это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту продуктов/услуг. Банковский маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Основной мотив банковского маркетинга — удовлетворение потребностей клиентов путем дифференциации услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности банка.
В настоящее время маркетинг в банковской сфере — это:
• выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг;
• выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение соответствующих потребностей клиентов;
• установление кратко- и долгосрочных целей развития существующих и создания новых видов услуг;
• предложение услуг таким образом, чтобы заинтересовать клиентов при условии постоянного контроля за качеством выполнения услуг и получения прибыли от их оказания.
Зарубежный опыт свидетельствует, что маркетингу в целом придается все большее значение по мере усиления конкуренции между коммерческими банками и между банками и другими финансово-кредитными институтами. В некоторых странах с этой Целью даже были созданы исследовательские учреждения, специализирующиеся на изучении проблем рекламы и маркетинга (например, Институт маркетинга в Великобритании).