Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:39, отчет по практике
Сберегательный Банк Российской Федерации — старейший банк страны и
единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР. Новые
экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов требовали
серьезных изменений в работе Банка, быстрого реагирования на изменяющуюся
ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали
задачи сохранения целостности системы Банка, удержания позиций на рынке
розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-
технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания
клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой
централизации структуры управления Банком.
Отчет о практике в Сбербанке
Сберегательный Банк Российской Федерации — старейший банк страны и
единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР. Новые
экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов требовали
серьезных изменений в работе Банка, быстрого реагирования на изменяющуюся
ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали
задачи сохранения целостности системы Банка, удержания позиций на рынке
розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-
технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания
клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой
централизации структуры управления Банком.
К 1996 году период гиперинфляции закончился, и экономическая ситуация в
стране существенно изменилась. Основная задача Банком была решена: система
Сбербанка России устояла и сохранила основу. Банк сформировал стабильную
ресурсную базу, нарастил потенциал отделений и филиалов. Перед Банком
встала задача эффективного управления привлекаемыми ресурсами. Принятая в
1996 году собранием акционеров Концепция развития Сбербанка России до 2000
года была нацелена на трансформацию в универсальный коммерческий банк, в
частности, через развитие банковского обслуживания корпоративных клиентов с
сохранением специализации и лидерства на рынке розничных услуг. Концепция
подчеркивала приоритетность участия Банка в решении актуальных и сегодня
общенациональных задач оздоровления денежно-кредитных отношений, развития
отечественной экономики, участия в крупных государственных проектах,
имеющих важное
социальное значение.
Минувший 1999 год был завершающим годом реализации утвержденной в 1996
году собранием акционеров Концепции развития Сбербанка России до 2000 г., в
качестве стратегической цели, которой было определено упрочение достигнутых
позиций универсального коммерческого банка, сохраняющего специализацию и
лидерство на розничном рынке банковских услуг, активно расширяющего свое
присутствие на других секторах рынка.
Достигнутые Сбербанком за этот период результаты показывают, что
поставленная цель выполнена и создана необходимая основа для дальнейшего
развития. Несмотря на крайне неблагоприятные условия, в которых
осуществлялась реализация Концепции (2 финансовых кризиса, кризис
банковской системы, уровень инфляции за 4 года - около 240%), Сбербанк
стабильно работает, динамично развивается и сохраняет за собой статус
крупнейшего коммерческого
банка страны.
Часть 1. Организационно экономическая и финансовая характеристика
1.1. Историческая справка.
161 год назад, 30 октября 1841 года, Указам Императора Николая 1
положено начало истории сберегательного дела в России. Первые
Сберегательные кассы открылись в 1862 году при Московской и Санкт-
Петербургской сохранных казнах. Двадцать лет спустя наряду с двумя
столичными насчитывалось уже 146 губернских касс. В 1862 году, когда
сберкассы были переданы в ведение учреждённого в 1860 голу Госбанка России,
общая сумма вкладов на 140 тысячах сберегательных книжек составляла 11,5
млн. руб.
Важнейшей предпосылкой для ускоренного развития сберегательного дела в
стране явилась денежная реформа 1895-1897 годов, проведённая министром
финансов России С.Ю.Витте. Введение твёрдой, свободно конвертируемой
валюты, успешное развитие российской экономики способствовали росту
сбережений населения и соответствующему расширению сети сберкасс. К 1900
году их насчитывалось 5415 с общим объёмом вкладов 660 млн. руб.
В
рамках денежной реформы
была построена вся кредитно-
система России, в том числе сберегательные учреждения. Согласно принятому в
1895 году Уставу сберегательных касс они стали именоваться
государственными, что подчёркивало их значение для государства и его
ответственность за помещаемые в них средства. Указанные средства
направлялись на финансирование железнодорожного строительства,
регулирование фондового рынка и прочие государственные нужды. Однако
огосударствление сберегательного дела имело и отрицательные последствия,
так как значительная часть народных сбережений шла на поддержание
приходившего в упадок помещичьего землевладения и военных нужд. Расходуя
свободные средства населения на внутренние займы, правительство отвлекало
их от инвестиций в те отрасли экономики, где они могли бы сыграть более
эффективную, созидательную роль.
В начале 20 века в России, как и в других странах Европы, общей
тенденцией развития сберегательного дела стало превращение сберегательных
касс в универсальные кредитные учреждения. С 1906 года наряду с вкладными и
кредитными операциями сберкассы занимались страхованием капиталов, доходов
и жизни вкладчиков.
В годы Русско-японской и особенно Первой мировой войн государство
использовало вклады населения почти целиком на покрытие военных расходов.
Однако основным способом финансирования военных расходов в период
мировой войны стала эмиссия. С 1,6 млрд. руб. в канун войны, к началу
Февральской революции она увеличилась до 10 млрд. руб., а к октябрю 1917
года до 16 млрд. руб. В результате эмиссии и инфляции покупательная
способность рубля снизилось в 17 раз. Гиперинфляция в годы революции и
гражданской воины полностью обесценила сбережения населения.
С приходом к власти большевиков сберкассы, в отличие от коммерческих
банков, первоначально были сохранены, но операций они практически не
проводили. В дальнейшем, в период военного коммунизма – с мая 1918 года до
провозглашения в 1921 году новой экономической политики (НЭПа), были
последовательно ликвидированы все кредитные учреждения, проводился курс на
полное устранение денег из хозяйственного оборота.
В
сложившихся условиях
нормальных товарно-денежных отношений. С этой целью под руководством
блестящих экономистов наркома финансов СССР Г.Я.Сокольникова и члена
коллегии Наркомфина, профессора Л.Н.Юровского в 1922 – 1024 годах была
проведена денежная реформа, которая и поныне остаётся непревзойдённым
образцом экономического реформирования. Реформа осуществлялась в условиях
полнейшей хозяйственной разрухи. Наряду с обесценёнными безудержной
эмиссией совзнаками в обращение была введена параллельная валюта –
червонец, обеспеченная на 25% золотом и на 75% высоколиквидными товарами.
Она была охотно принята хозяйством и населением, поскольку ассоциировалась
с золотым дореволюционным червонцем. Вытеснив из обращения совзнаки,
червонец к концу 1924 года стал единственной валютой. Нормализация
денежного обращения, высокие темпы экономического роста обусловили
повышение благосостояния населения, возродили стремление к сбережениям.
Соответственно, с 1923 года начала восстанавливаться и вскоре достигла
довоенного уровня сеть сберкасс, которые, в свою очередь, активно
содействовали осуществлению и успешному завершению денежной реформы.
В
конце 20-х годов
политику индустриализации на основе ускоренного роста тяжелой
промышленности. Производство товаров для населения и коллективизированное
сельское хозяйство при этом деградировали, была введена карточная система.
Резко снизились доходы государства от реализации сельхозпродукции и товаров
народного потребления. Отказавшись признать дореволюционные царские долги,
советская власть не могла рассчитывать на сколько-нибудь крупные зарубежные
инвестиции. Поэтому в качестве одного из главных источников финансирования
индустриализации государство использовало сбережения населения.
В рамках кредитной реформы 1930- 1932 годов из Госбанка и других
учреждений были переданы все операции, связанные с размещением
государственных займов. В результате сберегательные кассы превратились в
единственное кредитное учреждение по привлечению сбережений населения и
размещению государственных займов. Центральный руководящий орган системы
сберегательных касс был преобразован в Главное управление гострудсберкасс и
госкредита.
В годы Отечественной войны сберегательные кассы способствовали
мобилизации денежных средств населения для покрытия военных расходов,
принимали активное участие в размещении предназначенных для этого
госзаймов, а
также в распространении
счёт выручки от госзаймов было покрыто около шестой части военных расходов.
Кроме того, через сберкассы поступали значительные средства и ценности,
вносимые населением в фонд обороны.
В
связи с оккупацией
сократилась вдвое и была восстановлена до довоенного уровня лишь к 1952
году. В результате на начало этого года в стране насчитывалось 41787
сберкасс.
В конце 1947 года была проведена денежная реформа, которая носила