Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:58, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе выступает рынок розничных банковских услуг в Республике Беларусь. Предметом же изучения является деятельность ОАО АСБ «Беларусбанк», в частности, его Минского филиала №514 на розничном рынке.
Современный розничный банковский рынок Беларуси характеризуется существенным возрастанием объемов предоставления услуг населению. В связи с этим целью курсовой работы является проанализировать отечественный и зарубежный опыт банковской деятельности на розничном рынке и выявить наиболее эффективные пути совершенствования этой деятельности для достижения такого уровня обслуживания, который бы позволил максимально удовлетворять потребности частных лиц в банковских услугах.
Введение………………………………………………………………….
3
1
РЫНОК РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ……
5
1.1
Экономическая сущность и значение розничных банковских услуг определения…………………….…………………………
5
1.2
Основные факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг …………………………………………….….
6
1.3
Основные тенденции развития розничных банковских услуг в зарубежных странах
10
2
АНАЛИЗ РЫНКА РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ ….……
15
2.1
Современное состояние и тенденции развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь…………….…….....
15
2.2
Оценка работы банка на розничном рынке на примере филиала № 514 ОАО АСБ «Беларусбанк» ………….………...
18
3
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………………....
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….……………………………………….…………..….
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….…..
44
Задачи увеличения объемов, расширения
спектра и повышения качества
розничных банковских услуг населению
в современных условиях невозможно
решить без автоматизации банковской
деятельности на основе использования
новых технологий. Информационные технологии
не только увеличивают доступность
и быстроту оказания традиционных услуг,
но и служат базой возникновения
новых услуг, которые невозможно
оказать при использовании
Необходимость увеличения объемов продаж, развитие банковских технологий, а также изменение потребностей клиентов, повышение их требований к качеству банковского обслуживания обусловливают потребность в оптимизации каналов продаж услуг. Поэтому важным фактором повышения эффективности розничных продаж является совершенствование способов их организации: использование принципов универсальности и комплексности при обслуживании населения, расширение самообслуживания клиентов, сегментация рынка.
Перспективным является использование универсализации подходов банка при оказании услуг частным лицам в рамках многоканальной стратегии продаж. В этом случае, комбинируя традиционные и мультимедийные каналы сбыта услуг, банк может достичь значительных результатов по объемам и качеству обслуживания населения при поддержании достаточной рентабельности этой деятельности. Внедрение новых мультимедийных каналов продаж позволит повысить имидж банка и обеспечить его динамическое развитие в долгосрочной перспективе.
Повышение эффективности продаж розничных
услуг предполагает развитие комплексного
обслуживания. Преимущества комплексного
обслуживания в направлении увеличения
объемов продаж розничных услуг,
исходя их мирового опыта, очевидны. Данная
стратегия является выигрышной, поскольку
она совпадает с целями банка
в целом. Она предполагает определение
и формирование такого набора банковских
услуг, которые полностью
В частности, при открытии счета
клиенту может быть предоставлена
возможность получения
Перспективной также является стратегия перевода значительной части клиентов на самообслуживание. Использование самообслуживания возможно при осуществлении операций по счетам, получении наличности, выписки о состоянии счета, информационных и консультационных услуг.
Перевод клиентов на самообслуживание для банка означает:
- получение дополнительных
- сокращение традиционных
- максимальное использования
- мобильность при внедрении новых услуг;
- для клиента банка
Наряду с самообслуживанием необходимо развивать стратегию сегментирования клиентов, позволяющую оптимизировать затраты на оказание розничных банковских услуг. В частности, обслуживание наиболее обеспеченных клиентов (являющихся привлекательными для банка с точки зрения существенного расширения депозитной базы, возможности оказания услуг по доверительному управлению активами и других нетрадиционных услуг) требует разработки индивидуальных программ обслуживания. В свою очередь, для прочих клиентов, исходя из особенностей спроса на банковские услуги той или иной группы населения, можно выделить розничные услуги, оказываемые: гражданам пенсионного и предпенсионного возраста; рабочим и служащим; мелким предпринимателям; молодежи; собственным работникам и т.д.
Одним из направлений оптимизации сети сбыта банковских переориентация банков на предоставление розничных услуг через сеть специальных отделений наряду с сокращением числа полноценных филиалов.
Такие отделения, требуя значительно
меньших расходов на создание, чем
филиалы, и оказывая достаточно широкий
спектр услуг (открытие или пополнение
счетов, оформление депозитов и кредитов,
получение консультаций и др.), позволяют
значительно повысить доступность
розничных услуг частным
В дополнение к созданию сети мини-отделений
перспективными направлениями являются:
формирование на предприятиях торговли
и сервиса сети удаленных операционных
касс, расширение спектра услуг, оказываемых
обменными пунктами, а также организация
оказания банковских услуг через
предприятия связи. В целях повышения
доступности розничных
Предлагаемый вариант
За счет расширения спектра услуг, освоения новых сегментов розничного рынка происходит оптимизация использования текущих возможностей, и, следовательно, повышается рентабельность розничной деятельности банка, растет отдача от вложенного капитала. Внедрение новых розничных банковских услуг предполагает изучение передового зарубежного опыта, развитие банковских технологий, дальнейшее совершенствование менеджмента и маркетинга в данной сфере, создание системы подготовки и переподготовки персонала (по обучению технике предоставления новых услуг).
Однако в связи с тем, что
процесс внедрения новых
Расширение спектра розничных банковских услуг может осуществляться по следующим направлениям:
Новые услуги населению, основанные на модификации уже оказываемых услуг, могут внедряться путем изменения условий оказания услуг с целью повышения их привлекательности.
К таким условиям, например, относятся:
- процентные ставки по
- сроки депозитных и кредитных
операций (широкая диверсификация
сроков депозитов и кредитов,
гибкие графики сроков
- формы обеспечения выдаваемых
кредитов (кредиты работникам
- вид актива при привлечении средств во вклады (национальная, иностранная валюта, драгоценные металлы и камни).
Перспективным видится оказание розничных банковских услуг совместно с предприятиями торговли и сервиса (экспресс-кредитование в местах приобретения потребительских товаров; автокредитование).
Относительно новыми и одновременно достаточно интересными услугами для клиентов в перспективе могут стать:
Кроме того, достаточно привлекательным выглядит эмиссия кредитных карточек. Необходимо создавать условия по предоставлению клиентам комплексного обслуживания, предусматривающего проведение сделок купли-продажи драгоценных металлов (камней), размещение драгоценных металлов (камней) во вклады, выдачи кредитов по залог указанных активов.
Для оценки существующего уровня и планирования мероприятий по повышению качества обслуживания населения банкам следует использовать не только показатели качества самих услуг, но и показатели обеспеченности ресурсами, которые необходимы для оказания услуг высокого качества. Состояние материальных и трудовых ресурсов определяет потенциал качества банковских услуг, т.е. возможности их предоставления на уровне требований, предъявляемых клиентами. Качество предоставляемых услуг зависит также и от того, насколько целесообразно и эффективно эти ресурсы используются.
Для того, чтобы эффективно продавать свой продукт, необходимо суметь вовлечь в данный процесс клиента, что достигается только через живой контакт с сотрудниками банка. Таким образом, персонал должен иметь высокий профессиональный уровень и способность к реализации банковских продуктов. При возникновении конфликта интересов персонал банка должен предпринимать все возможные и необходимые действия для его разрешения и максимального обеспечения интересов клиента; должен обеспечивать соблюдение служебной этики при работе с клиентами, возмещение клиенту возможных убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств перед ним.
Национальные стандарты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно выделить несколько основных факторов, тормозящих развитие розничного рынка в Республике Беларусь.
Во-первых, это низкая капитализация российских банков, не позволяющая развить дистрибьюторскую сеть до такого уровня, при котором белорусские банки могли бы покрыть операционные издержки и конкурировать по цене предоставляемых розничных услуг с иностранными банками.
Во-вторых, значительная поляризация групп населения по доходам и низкий уровень доходов его основной массы.
Именно уровень доходов
В странах с развитой системой розничных банковских услуг концентрация дохода у 10% самых богатых людей не превышает 25%. В Республике Беларусь по оценкам Белстата этот показатель в последнее время имеет тенденцию к снижению, но остается достаточно высоким — около 36%. Такая концентрация денежных доходов существенно сужает целевой сегмент клиентов коммерческих банков на розничном рынке, а также затрудняет выход на этот рынок новых участников, поскольку рентабельная работа возможна только с 20% населения Республики Беларусь.
В-третьих, значительная территория нашей
страны с неравномерным распределением
на ней и низкой плотностью населения,
а также различная
В-четвертых, работа государственных
институтов и качество институциональной
базы не во всем удовлетворительны. За
последние 2–3 года была проведена значительная
работа по совершенствованию
1. Развитие кредитных операций
коммерческих банков должно в
значительной степени
Для повышения эффективности
Информация о работе Розничные банковские услуги, их развитие в Республике Беларусь