Розничные банковские услуги, их развитие в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в курсовой работе выступает рынок розничных банковских услуг в Республике Беларусь. Предметом же изучения является деятельность ОАО АСБ «Беларусбанк», в частности, его Минского филиала №514 на розничном рынке.
Современный розничный банковский рынок Беларуси характеризуется существенным возрастанием объемов предоставления услуг населению. В связи с этим целью курсовой работы является проанализировать отечественный и зарубежный опыт банковской деятельности на розничном рынке и выявить наиболее эффективные пути совершенствования этой деятельности для достижения такого уровня обслуживания, который бы позволил максимально удовлетворять потребности частных лиц в банковских услугах.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
1
РЫНОК РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ……

5

1.1
Экономическая сущность и значение розничных банковских услуг определения…………………….…………………………

5

1.2
Основные факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг …………………………………………….….

6

1.3
Основные тенденции развития розничных банковских услуг в зарубежных странах

10
2
АНАЛИЗ РЫНКА РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ ….……
15

2.1
Современное состояние и тенденции развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь…………….…….....

15

2.2
Оценка работы банка на розничном рынке на примере филиала № 514 ОАО АСБ «Беларусбанк» ………….………...

18
3
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………………....


30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….……………………………………….…………..….
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….…..
44

Работа содержит 1 файл

Копия Розничный рынок.docx

— 87.60 Кб (Скачать)

Для банковской системы в последние  годы характерно повышение уровня доверия  к банковскому сектору со стороны  населения. Однако, как правило, это  касается только банков, уполномоченных на выполнение государственных программ. В то же время доверие к другим банкам значительно ниже, в том  числе вследствие недостаточной  государственной гарантии сохранности  средств, размещаемых в данных банках.

Ряд проблем формирования рынка  розничных банковских услуг вызван недостаточным уровнем активности банков в данном сегменте рынка.

1.3 Основные тенденции развития розничных банковских услуг в зарубежных странах

 

В мировой практике основу деятельности банков на розничном рынке услуг  составляет ипотечное жилищное кредитование населения, удельный вес которого равен 30% от общего объема банковских услуг. В США объем ипотечных кредитов в 2010 году составил 3751 млрд. EUR, в странах Западной Европы – 2700 млрд. EUR [6,с.23]. В связи с этим представляется целесообразным исследовать передовой зарубежный опыт в этой области с целью выявления наиболее приемлемых и доступных для нашей республики моделей организации ипотечного жилищного кредитования.

Широкое распространение ипотечного жилищного кредитования населения  за рубежом обусловлено преобладанием  частной собственности на жилую  недвижимость (например, 87% жителей  США являются владельцами односемейных домов), что подразумевает возможность  ее залога, и высоким уровнем платежеспособного  спроса населения на данную банковскую услугу. В условиях значительного  превышения стоимости жилых домов  над годовым доходом граждан  ипотечное жилищное кредитование является практически единственным способом приобретения жилья. Например, ежегодно в США населению выдаются ипотечные  кредиты на сумму, превышающую 800 млрд. долларов США [3, с.511].

Мировая практика до настоящего времени  выработала две модели организации  ипотечного жилищного кредитования :

- одноуровневую модель ипотечного  кредитования;

- двухуровневую модель ипотечного  кредитования.

Одноуровневая модель ипотечного жилищного  кредитования получила широкое распространение  в Германии, Дании, Франции, Испании, Польше, Венгрии, Чехии.

Участниками одноуровневой модели ипотечного жилищного кредитования являются ипотечные банки и другие специализированные кредитно-финансовые учреждения, выступающие в роли кредитодателей, а также физические лица, являющиеся получателями ипотечного кредита. Кредитополучатель при получении кредита передает кредитодателю закладную в качестве обеспечения взятого им кредита, выступая при этом залогодателем. Кредитодатель становится обладателем залогового права и является залогодержателем. В данной модели получает развитие только первичный рынок закладных.

Основные этапы организации  и функционирования американской двухуровневой  модели ипотечного жилищного кредитования могут быть представлены следующим  образом [2, с.40]:

  1. платежеспособный клиент обращается в кредитно финансовое учреждение за кредитом. Максимальный срок ипотечного кредита составляет 30 лет, средний – 12. Относительно невысокий процент по ипотечному кредиту в размере 5-8% годовых обусловлен государственными льготами. В зависимости от финансового состояния кредитополучателю может быть предоставлена гарантия правительства (например, в США 80% всех выдаваемых ипотечных кредитов обладают такой гарантией). Предоставление ипотечного кредита и оформление ипотечного договора формируют на данном этапе первичный рынок закладных;
  2. кредитодатель может сохранять выданные закладные в собственном портфеле ценных бумаг либо продать их первичным инвесторам (пенсионным фондам, коммерческим банкам, страховым компаниям) или эмиссионно-финансовым корпорациям. Таким образом, формируется второй уровень модели ипотечного жилищного кредитования. Покупая закладные, инвесторы обеспечивают кредитодателей дополнительными денежными средствами для предоставления новых кредитов.

Таким образом, на основе изучения практики ипотечного жилищного кредитования в странах с развитой экономикой можно выделить следующие преимущества двухуровневой модели ипотечного жилищного  кредитования:

  • повышение ликвидности банковских активов вследствие возможности продажи обязательств по ипотечным кредитам на вторичном рынке, что позволяет кредитору восстановить инвестированные средства и направить эти ресурсы новым заемщикам;
  • разграничение функций кредитора и эмитента ипотечных ценных бумаг, что позволяет диверсифицировать кредитный риск;
  • создание равных условий кредитования для населения в различных географических районах.

Однако, как считает большинство  экономистов, механизм функционирования двухуровневой модели сложен и требует  значительных организационных затрат для банков, что влечет удорожание кредитных средств для кредитополучателя. Кроме того, будучи открытой и ориентированной  на получение кредитных ресурсов рынка капиталов, данная модель подвержена существенному влиянию колебаний  конъюнктуры финансового рынка  и поэтому применяется в странах  с устойчивой экономикой.

Следует также отметить, что в  большинстве стран с развитой экономикой одновременно используются обе рассмотренные модели ипотечного жилищного кредитования, которые  ориентированы на различные финансовые возможности кредитополучателей.

Основными тенденциями развития розничных  банковских услуг в европейских  странах являются:

  • использование стратегий многоканального обслуживания частных лиц;
  • переход от оказания отдельных видов услуг к комплексному обслуживанию клиентов;
  • переход при оказании стандартных услуг от прямого контакта «клиент – клерк» (через банковский прилавок) к самообслуживанию;
  • расширение спектра и повышение качества розничных банковских услуг.

Во многих развитых странах основной является многоканальная стратегия  организации продаж банковских услуг. Содержание данной стратегии заключается в предоставлении стандартных услуг в комбинации с современными мультимедийными формами их сбыта (на основе развития информационных технологий), что предполагает большее удобство для потребителя и при достижении определенных объемов операций обеспечивает снижение стоимости данных услуг. Это выражается в расширении каналов поставки банковских услуг путем внедрения удаленного обслуживания клиентов.

Широкое распространение получили розничные банковские услуги, оказываемые  через банкоматы, инфокиоски, с использованием средств мобильной связи, систем удаленного доступа, телефонной связи.

Сегментирование розничного рынка  банковских услуг проводится банками  в зависимости от используемой маркетинговой  стратегии, имеющихся каналов сбыта  и других факторов. Так, потребителей розничных услуг классифицируют по признаку постоянства их взаимоотношений  с банком: постоянные (фактические) клиенты, у которых есть банковский счет и долговременные отношения  с банком; случайные (разовые) клиенты, которые не заинтересованы в долгосрочных отношениях с данным банком; потенциальные  клиенты. Последняя группа является наиболее перспективной в отношении  перевода ее в ранг постоянных клиентов и расширения на этой основе ресурсной  базы и сбыта услуг банка. В  связи с этим банки расширяют  предложения розничных банковских услуг сотрудникам, например, тех  предприятий, которые являются корпоративными клиентами банка. Это позволяет  проецировать доверительные отношения  между банком и предприятием и  на взаимоотношения с его сотрудниками.

В настоящее время доля банков на европейском рынке составляет менее  половины общего объема оказываемых  услуг, что связано с усилением  проникновения небанковских кредитно-финансовых организаций в традиционно банковскую сферу деятельности. Например, крупные  европейские финансовые компании специализируются на выдаче потребительских кредитов и предоставлении услуг на дому, кредитные союзы предлагают частным лицам услуги по привлечению средств в депозиты, выдаче кредитов, проведению платежей, страхованию жизни и имущества и т.д. В свою очередь, коммерческие банки расширяют нетрадиционные виды деятельности, в частности, страховой бизнес.

В последние три десятилетия  европейские банки значительно  расширили перечень услуг, предоставляемых  частным клиентам. Крупнейшие банки  превратились в своего рода «финансовые  супермаркеты», оказывающие широкий  набор услуг и характеризующиеся  универсализацией своей деятельности. Вместе с тем европейский банковский рынок сегментирован в зависимости  от величины и стратегической направленности развития банков: например, небольшие  региональные банки привлекают значительную часть депозитов частных лиц; специализированные банки оказывают  очень ограниченный спектр услуг (несколько  видов), чаще всего – услуги по ипотечному кредиту и другим видам потребительского кредитования.

 

2 АНАЛИЗ РЫНКА РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

 

2.1 Современное состояние и тенденции  развития розничных банковских  услуг в Республике Беларусь

 

Анализ деятельности белорусских банков на рынке розничных банковских услуг целесообразно проводить по следующим направлениям:

  • оценка вкладных операций банков;
  • выявление тенденций банковского кредитования населения;
  • анализ динамики расчетов посредством пластиковых карточек и др.

Поскольку в настоящее время  большую часть привлеченных ресурсов банков составляют средства населения (около 55% всего объема ресурсов), для  анализа ресурсной базы кредитования предлагается использовать следующую  группу показателей: динамика объема вкладов  населения, структура депозитного  портфеля по срокам привлечения средств  населения, а также по видам валют.

Тенденция динамики вкладов населения  и изменения структуры депозитного  портфеля банков обусловлена макроэкономической ситуацией. В частности, начиная  с 1996 года, в условиях роста номинальных  денежных доходов населения, обусловленных  высоким уровнем инфляции, объем  вкладов населения в банках республики ежегодно увеличивался в номинальном  выражении на 35-40% [11, с.46].

В 1997-2000 гг. удельный вес вкладов населения в депозитном портфеле банков составлял в среднем 36%. При этом в реальном выражении объем вкладов населения ежегодно уменьшался в среднем на 3,3 п.п., что привело в 2001 году к оттоку вкладов из банковской системы и размещению свободных средств граждан в иностранной валюте [11, с.46].

В 2002 году объем вкладов населения  в белорусских рублях и иностранной  валюте увеличился в 1,5 раза по сравнению  с 2001 годом и составил 823,8 млрд. руб., а за 2003 год объем депозитов физических лиц увеличился еще в 1,9 раза и на 01.01.2004 составил 1416,1 млрд. руб, на 01.01.2005 – 2336,7 млрд. руб, на 01.01.2006 – 3886 млрд. руб. Депозиты в иностранной валюте за 2003 год возросли на 35,1%, за 2004 год - на 50,6%, за 2005 год – на 31,8% и составили 713,2 млн. долларов США (в эквиваленте) [8, с.47].

В течение 2010 года депозитная ставка сохранялась на уровне, превышающем  уровень инфляции. В частности, в  январе-декабре 2010 года средняя процентная ставка по срочным депозитам населения  превышала на 0,8 п.п. прирост цен. При этом среднемесячная валютная доходность вкладов в национальной валюте (депозитные ставки по рублевым вкладам, скорректированные  на уровень девальвации белорусского рубля) составила 19,4% годовых, а по валютным вкладам – 7,3% [9, с.21].

В 2011 году наблюдались следующие  тенденции привлечения средств  населения во вклады как основного  источника банковского кредитования строительства и покупки жилья:

- рост объема вкладов населения  на 64% по сравнению с 2010 годом  (например, только за январь-сентябрь 2011 года объем депозитов возрос  на 52% и составил 1939,1 млрд. руб.; вклады  в иностранной валюте увеличились  на 50,6% и составили в рублевом  эквиваленте 1166,3 млрд. руб.) [29, с.22];

- преобладание удельного веса  краткосрочных вкладов в общем  объеме рублевых депозитов населения  (на протяжении последних лет  этот показатель составляет более  50%) [9, с.23].

При этом несмотря на то, что в настоящее  время банки предлагают от 20 до 60 видов вкладов населения (различных  по срокам, ставкам и условиям внесения и снятия денежных средств), долгосрочные их виды не получили должного развития. Подтверждением этому является то, что население для накопления необходимой денежной суммы на покупку  или строительство жилья размещает  средства не в жилищных сберегательных вкладах, как это принято за рубежом, а в краткосрочных депозитах, не имеющих целевой направленности [9, с.24].

В дальнейшем поддержание  белорусскими банками процентных ставок по депозитам населению на уровне, стабильно превышающем уровень  инфляции, будет способствовать увеличению долгосрочных кредитных ресурсов банков и расширению их возможности по кредитованию населения, в том числе на цели строительства и покупки жилья  [30, c.50].

Проведем анализ кредитной деятельности АСБ «Беларусбанк» как лидера на рынке розничного кредитования. Структура кредитного портфеля банка  на 01.01.2011представлена на рис.2.1

 

Рис.2.1 Cтруктура кредитного портфеля ОАО АСБ “Беларусбанк”

Примечание. Источник: собственная разработка, на основании отчётных данных банка.

Как видно  из рис.2.1 наибольший удельный вес в  кредитном портфеле физических лиц  занимают льготные жилищные кредиты (68%), остаток задолженности по кредитам на приобретение жилья на 01.01.2011 составил в национальной валюте 20,2 млрд. руб. или 12% от общего остатка задолженности по кредитам населению. Объем жилищных кредитов в иностранной валюте за последние 2 года увеличился более чем в 5 раз, и на 01.01.2011 остаток задолженности равен 40,8 млн. долл. и 0,9 млн.EUR [7, с.18].

Информация о работе Розничные банковские услуги, их развитие в Республике Беларусь