Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:58, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе выступает рынок розничных банковских услуг в Республике Беларусь. Предметом же изучения является деятельность ОАО АСБ «Беларусбанк», в частности, его Минского филиала №514 на розничном рынке.
Современный розничный банковский рынок Беларуси характеризуется существенным возрастанием объемов предоставления услуг населению. В связи с этим целью курсовой работы является проанализировать отечественный и зарубежный опыт банковской деятельности на розничном рынке и выявить наиболее эффективные пути совершенствования этой деятельности для достижения такого уровня обслуживания, который бы позволил максимально удовлетворять потребности частных лиц в банковских услугах.
Введение………………………………………………………………….
3
1
РЫНОК РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ……
5
1.1
Экономическая сущность и значение розничных банковских услуг определения…………………….…………………………
5
1.2
Основные факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг …………………………………………….….
6
1.3
Основные тенденции развития розничных банковских услуг в зарубежных странах
10
2
АНАЛИЗ РЫНКА РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ ….……
15
2.1
Современное состояние и тенденции развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь…………….…….....
15
2.2
Оценка работы банка на розничном рынке на примере филиала № 514 ОАО АСБ «Беларусбанк» ………….………...
18
3
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………………....
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….……………………………………….…………..….
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….…..
44
На рынке приема платежей доля АСБ «Беларусбанк» составляет 60 % по республике в целом. В том числе удельный вес на рынке приема платежей в пользу операторов сотовой связи составляет: 58,6 % - МЦС, 53,2 % - МТС [13].
В филиале N 514 ОАО АСБ «Беларусбанк» клиенты могут отравить и получить средства по системам Western Union (внедрена совсем недавно) и «Стриж» (внедрена в мае 2004 года). Результаты работы филиала в 2010-2011 гг. с денежными переводами «Стриж» отражены в таблице 2.5.
Полученный результат
Таблица 2.5 Результаты работы с денежными переводами «Стриж»
Показатели |
на 01.10.2010(за 3-ий квартал 2010) |
на 01.04.2011(за 1-ый квартал 2011) |
Динамика в сумме |
Темп роста | ||
Кол-во переводов, шт |
Сумма тыс.руб. |
Кл-во переводов, шт |
Сумма тыс.руб. |
тыс.руб. |
||
Получено денежных переводов |
9 |
1350 |
21 |
1453 |
103 |
1,08 |
Отправлено денежных переводов |
7 |
1882,4 |
13 |
15776,4 |
13894 |
8,4 |
Получено комиссии |
37,6 |
315,5 |
277,9 |
8,4 |
Примечание. Источник: собственная разработка, на основании отчётных данных банка.
В целом же по Республике Беларусь на 01.01.2011 года действовали 828 пунктов обслуживания системы денежных переводов «Стриж» на базе филиалов и отделений ОАО АСБ «Беларусбанк»[19]. Последними в 20105 году было отправлено 18,2 тыс. переводов на сумму 2,5 млрд.руб. [13]. И все же развитие этой услуги требует более положительной динамики, более активного использования потенциальных возможностей.
В 2010 году АСБ «Беларусбанк» заключил
договор с Белгосстрахом на прием
в его пользу страховых взносов
от автовладельцев, и теперь в качестве
агента Белгосстраха осуществляет сделки
по обязательному страхованию
Как доказывает
вышеприведенная статистика, ОАО
АСБ «Беларусбанк» является лидером
среди банков республики в сфере
обслуживания физических лиц. С целью
улучшения качества обслуживания этой
категории клиентов Правлением банка
разработана Программа
1) привлечение денежных средств населения предполагает необходимость постоянно обеспечивать прирост средств населения на счета в банке; увеличивать долю долгосрочных (более года) депозитов физических лиц в общей сумме привлеченных средств населения с целью связывания денежных средств населения и обеспечения дальнейшего развития инвестиционных проектов банка (на 01.01.2010 – 45 %); с этой целью планируется водить новые виды вкладов с длительными сроками хранения; с учетом состояния рынка привлечения сбережений населения, оперативно вносить изменения в действующие виды сбережений для поддержания их конкурентоспособности; осуществлять мониторинг процентных ставок банков-конкурентов для оперативного реагирования на изменение рынка банковских депозитов и кредитов для физических лиц.
2) создание условий и обеспечение качества обслуживания населения предполагает: открытие отделений с полным набором розничных услуг (в первую очередь в строящихся микрорайонах); открытие дополнительных касс, совершающих валютно-обменные операции в отделениях, расположенных в сельских населенных пунктах, а также отдельно стоящих пунктов обмена валют (ОПВ); открытие круглосуточных отделений самообслуживания; оборудование их современными техническими средствами (банкоматы, инфокиоски и т. д.); создание рабочих мест для обслуживания пенсионеров и комнат для индивидуального обслуживания клиентов; обеспечение продажи услуг по принципу «одно окно»:
- путем
выделения кабин
- путем
выполнения функции
- осуществление
постоянного мониторинга
3) развитие розничного банковского бизнеса включает: внедрение системы приема платежей на основании единого платежного документа за коммунальные и другие услуги; внедрение продажи новых страховых услуг (добровольное страхование наземных транспортных средств, обязательное страхование владельцев транспортных средств, выезжающих за пределы Республики Беларусь по системе «Зеленая карта»); расширение сферы сотрудничества с организаторами лотерей; расширение системы быстрых денежных переводов «Стриж» для включения других банков-участников Республики Беларусь; внедрение пакета услуг для физических лиц по операциям с валютой и драгоценными металлами: размен иностранной валюты, операции с драгоценными металлами в виде мерных слитков, проведение валютно-обменных операций по банковским пластиковым карточкам; организацию оформления документов гражданам при обращении их в банк для получения льготных кредитов и осуществление этой работы на основе заявительного принципа «одно окно»;
4) совершенствование информационных технологий включает разработку и внедрение новейшего и высокопродуктивного программного обеспечения.
5) организация консультационной и информационной поддержки населения предполагает: внедрение новых информационно-справочных форм (звуковая реклама, бегущая строка, инфокиоски и т. д.); проведение рекламной кампании по новым продуктам, предоставляемым населению;
6) кадровое обеспечение процесса продажи рознично-банковских услуг осуществляется посредством: обучения сотрудников на курсах повышения квалификации; проведение подбора и расстановки высококвалифицированного персонала, имеющего профессиональный опыт и образовательный уровень, необходимый для качественного обслуживания населения; организации учебно-методической работы, направленной на обучение сотрудников банка, работающих с клиентами, психологическим основам эффективного делового сотрудничества. Для этого необходимо добиваться в процессе работы с клиентами обязательного выполнения каждым сотрудником банка этических норм и правил.
3 НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА
Проведенный анализ современного состояния розничного рынка банковских услуг показал, что несмотря на положительные результаты, достигнутые в последние годы, розничные банковские услуги в республике остаются пока недостаточно развитыми по сравнению с европейскими странами. Так, кредитная задолженность населения в 2010 г. в Республике Беларусь составила около 2,6 процента к ВВП, при этом в Российской Федерации указанный показатель составляет около 3% к ВВП, в США – 77, в странах Евросоюза – 52%, в развивающихся государствах – 10-30%. Сумма кредитной задолженности в среднем на одного жителя республики составляет около 40 долларов США, в то время как в Российской Федерации – около 60, Казахстане – более 45 долларов [3,с.35].
В современных условиях возрастающей конкуренции среди банков республики на рынке розничных кредитных услуг основой при разработке кредитной политики должны являться маркетинговые исследования действующих условий кредитования населения в различных банках.
В настоящее время в
Рассмотрим основные проблемы для банков, решение которых может осуществляться уже сегодня в рамках совершенствования действующей практики кредитования и не требует кардинальных изменений в нормативных документах, а именно:
Недостаток долгосрочных ресурсов
обусловлен преобладанием краткосрочных
вкладов в общем объеме рублевых
депозитов населения вследствие
высоких темпов инфляции, а также
неразвитости долгосрочных целевых
видов вкладов, в частности жилищных
строительных сбережений, получивших
широкое распространение в
В то же время в большинстве случаев белорусские банки на начальном этапе кредитного процесса используют недостаточно эффективные методики оценки кредитоспособности клиента, поэтому управление кредитным риском осуществляется только после образования просроченной задолженности. В частности, по телефону или по почте сотрудники кредитных служб напоминают кредитополучателю о необходимости внесения платежей по кредиту, обращаются за содействием к администрации по месту работы или учебы кредитополучателя, интересуются дисциплиной оплаты клиентом коммунальных платежей в жилищно-коммунальных службах. Представляется, что для практического решения данной проблемы следует совершенствовать методику оценки кредитоспособности кредитополучателя на основе всестороннего анализа доходов и расходов кредитополучателя и оценки его моральных качеств.
Сравнительный анализ рынка розничного кредитования в Беларуси и сходных по экономическому развитию стран показывает, что отечественный рынок обладает значительным потенциалом роста. Для его реализации необходимо принятия мер как со стороны государства, так и на уровне банка, направленных на совершенствование кредитного процесса, расширения спектра и внедрение современных стратегий продаж оказываемых кредитных услуг.
Стратегическими целями развития розничного банковского рынка в Республике Беларусь являются:
- достижение уровня
- приближение параметров
Для достижения поставленных целей деятельность банков должна вестись по следующим направлениям:
- стандартизация и
- внедрение современных
- развитие и оптимизация
- расширение спектра розничных банковских услуг и повышение их качества.
Увеличение масштабов
В целях увеличения объемов оказания
услуг при одновременном
а) продажа индивидуальных услуг, рассчитанных на спрос определенных групп населения и требующих консультирования клиентов работниками банка. Цена индивидуальных услуг должна одновременно обеспечивать необходимый уровень спроса на эти услуги и конкурентоспособности;
б) продажа стандартизированных
высокотехнологичных базовых
Информация о работе Розничные банковские услуги, их развитие в Республике Беларусь