Рейтинговая оценка деятельности коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия рейтинговой оценки деятельности коммерческих банков, Экскурс в историю вопроса, в частности, о возникновении международных кредитных рейтингов, о первом и последующих советских и российских опытах, о процедуре присвоения рейтингов, об оценке России крупнейшими международными агентствами. Также об оценке рейтинга долговых обязательств и о формировании в России рейтинговой системы банков.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды рейтинговой оценки банков
2. Современные методики рейтинговой оценки банков
2.1 Обзор методов оценки рейтингов коммерческих банков.
2.2 Описание исходных данных и результатов их обработки
2.3 Разработка математической модели
2.4 Применение разработанной модели для оценки рейтингов КБ и РБС.
3. Структурный анализ расходных статей коммерческого банка
3.1 Сущность и значение анализа доходов и расходов кб. Его место в составе анализа финансовых результатов деятельности коммерческих банков
3.2 Оценка основных методик анализа доходов и расходов коммерческих....20 банков в составе анализа финансовой деятельности коммерческих банков
3.3 Основные методики оценки расходов коммерческих банков
4. Классификационные группы кредитных организаций Росси
4.1 Общие положения
4.2 Краткая характеристика категорий и групп
5. Международные рейтинги
5.1 Из истории о международных рейтингах
5.2 Методические вопросы
5.3 Процедуры присвоения рейтингов
5.4 Оценка России международными рейтинговыми агентствами
5.5 Сравнительные характеристики рейтинговых агентств
( Moody's, Standard & Poor's, Fitch Ratings и «Рус-Рейтинг» )
5.6 Международные рейтинги российских банков
6. Рейтинг долговых обязательств
6.1 Оценка риска облигации
6.2 Кредитный рейтинг эмитента как инструмент определения рисков
6.3 Кредитный рейтинг эмитента как кредитный спрэд облигации
7. Банковские рейтинги в России
7.1 Формирование в России рейтинговой системы
7.2 Развитие банковской системы и банковские услуги
7.3 Банковские рэнкинги
7.4 Рейтинги, основанные на многомерных списках
Заключение
Литература
Задачи
Приложение

Работа содержит 1 файл

Рейтинговая оценка деятельности коммерческого банка.docx

— 271.98 Кб (Скачать)

Следует отметить, что в  течение длительного периода  рейтинги формировались исключительно  в отношении конкретных долговых обязательств эмитентов. Корпоративные  кредитные рейтинги, кредитные рейтинги эмитентов и заемщиков появились  значительно позже, что было связано  с возникшей потребностью оценивать  кредитоспособность компаний, чьи долговые обязательства не обращаются на рынке  публично. Кроме того, в 1970 - 1980-е гг. ведущие международные рейтинговые  агентства (Moody's, Standard & Poor's и Fitch Ratings) существенно расширили перечень оцениваемых субъектов, долговых обязательств и финансовых инструментов.

5.2 Методические вопросы

Формирование кредитных  рейтингов, рассмотренных ранее, в  принципиальных вопросах достаточно схоже. Кредитный рейтинг представляет собой мнение агентства относительно кредитоспособности заемщика или долговых обязательств. При формировании рейтингов  большое значение имеют такие  факторы, как суверенные, отраслевые, деловые и финансовые риски. При  присвоении рейтинга конкретным долговым обязательствам рассматриваются риски, присущие именно этому обязательству.

Важными ограничивающими  факторами являются суверенный рейтинг, а также уровень развития банковской системы в целом, прежде всего  стратегия ее развития, интегральные показатели, анализ конкуренции на рынке финансовых продуктов и  услуг.

Анализ показателей финансовых результатов деятельности банка  представляет ключевой компонент процесса определения рейтинга. Базой анализа  является отчетность банка по МСФО (балансовые от четы, отчеты о прибылях и убытках, движение денежных средств). Особое внимание обращается на такие  бизнес-факторы, как позиция на рынке, структура собственности, стратегия  и менеджмент, а также на финансовые факторы (качество активов, прибыльность, фондирование и управление ликвидностью, капитал). При структурном и индексном  анализе рассматриваются:

• различные группы коэффициентов, позволяющие оценить фи нансово-экономическое  состояние эмитента (ликвидности, деловой  активности, рентабельности, финансовой устойчивости и др.);

• коэффициенты, нормативные  и структурные показатели в динамике, в том числе для прогноза финансового  состояния в будущем;

• оценка деловой репутации  и кредитной истории.

Существенное внимание в  анализе уделяется реализуемой  и перспективной стратегии развития кредитного института, в том числе  в сопоставлении с конкурентами и тенденциями развития продуктового ряда и технологического развития банковского сектора в целом и ближайших конкурентов в частности.

5.3 Процедуры присвоения  рейтингов

Используемые международными рейтинговыми агентствами процедуры  достаточно схожи и включают экспертный (очный) этап, предусматривающий встречу  экспертов с руководством рейтингуемой компании (банка).

Этапы типовой процедуры  присвоения рейтинга приведены ниже.

1. Запрос на присвоение  рейтинга.

2. Формирование аналитической  группы рейтинговым агентством.

3. Запрос у эмитента  базового комплекта документов  и информации.

4. Предоставление эмитентом  базового комплекта документов (рейтинговой  книги).

5. Проведение предварительного  исследования эмитента.

6. Подготовка встречи с  руководством эмитента. Дополнительный  перечень тем для обсуждения.

7. Встреча аналитической  группы с руководством эмитента.

8. Подготовка отчета аналитической  группы для рейтингового комитета.

9. Рассмотрение результатов  анализа на рейтинговом комитете  и присвоение рейтинга.

10. Уведомление эмитента  о рейтинге; согласование и определение  статуса рейтинга.

11. Публикация рейтинга  или инициализация процедуры  апелляции.

12. Наблюдение за рейтингом.  Организация и проведение ежегодной  встречи с эмитентом.

При получении от эмитента запроса на присвоение рейтинга рейтинговое  агентство формирует аналитическую  группу, состоящую из аналитиков, обладающих знаниями в соответствующих областях бизнеса. В этой группе назначается  ведущий аналитик, который руководит  процессом и служит главным контактным лицом для эмитента.

Перед очной официальной  встречей группа анализирует финансовую отчетность за предшествующие периоды, прогнозы финансовых показателей и  денежных потоков, документацию по сделкам, юридические заключения и прочие данные, которые имеют отношение  к предмету. При этом рейтинговое  агентство не осуществляет дополнительной аудиторской проверки предоставляемой  эмитентом информации.

Данные, запрашиваемые аналитической  группой, охватывают:

• организационную структуру  эмитента, включая отношения с  дочерними компаниями;

• полномочия менеджеров и  сотрудников в бизнес-процессах  и принятии решений;

• информацию об опыте работы и стаже топ-менеджеров;

• финансовые отчеты за последние  пять лет по МСФО (иногда при отсутствии таковых за более короткий срок) и решения, влияющие на оценку текущего финансового состояния компании и тенденций его развития;

• информацию о транзакциях  с момента последних финансовых отчетов;

• планы и прогнозные данные на несколько ближайших лет;

• корпоративную стратегию  развития и финансовую политику;

• данные о финансовых операциях, включая внебалансовую задолженность  и залоговые обязательства;

• долю/позицию на рынке  по сегментам и основных конкурентов;

• описание характера деятельности по основным направлениям и ключевым подразделениям.

Встреча аналитической группы с руководством эмитента проводится для обсуждения основных факторов, влияющих на рейтинг, включая финансовые и производственные планы, стратегию  развития. Эта встреча дает эмитентам  возможность затронуть качественные вопросы, принципиальные для решения  о присвоении рейтинга.

После изучения всей необходимой  информации и встречи с руководством эмитента аналитики составляют аналитический  отчет, представляемый рейтинговому комитету. Все факторы, имеющие отношение  к рейтингу, тщательно обсуждаются. После принятия решения комитетом  эмитент уведомляется о присвоенном  рейтинге.

Как правило, предусмотрена  возможность апелляции в случае, когда предлагаемый рейтинг не отвечает ожиданиям эмитента и когда по данному вопросу имеется дополнительная информация, которая может быть рассмотрена  комитетом. К тому же после того, как рейтинг присвоен и его  значение сообщено эмитенту, он обычно имеет право со хранить рейтинг  конфиденциальным, однако рейтинг будет  отслеживаться и пересматриваться так же, как публичный рейтинг.

После присвоения рейтинга агентство  постоянно контролирует все факторы, такие, как финансовые результаты, изменения  в структуре капитала, поглощение других компаний или иные крупные  экономические события, которые  могут повлиять на рейтинг. Обычно рейтинг  официально пересматривается не реже одного раза в год, когда проводится встреча с руководством эмитента. В то же время рейтинговое агентство  на договорной основе регламентирует предоставление ему информации о  существенных финансовых и производственных событиях или изменениях, которые  могли бы повлиять на рейтинг. Рейтинговое  агентство оставляет за собой  право изменять рейтинг в любое  время в течение цикла наблюдения.

5.4 Оценка России международными  рейтинговыми агентствами

Международные рейтинговые  агентства за последнее время  не однократно повышали рейтинги России, что стало свидетельством определенных успехов в экономике и финансовом секторе страны.

Международное рейтинговое  агентство Moody's в октябре 2003 г. повысило России потолок рейтингов долгосрочных депозитов в иностранной валюте до Bal и долговой рейтинг эмитента до ВааЗ, присвоив впервые в новейшей российской истории рейтинг инвестиционного  уровня. Для всех рейтингов установлен стабильный прогноз.

Агентство объясняет повышение  рейтингов активным экономическим  ростом в России в течение нескольких лет, улучшением макро экономических  показателей, впечатляющим положительным  сальдо платежного баланса, серьезным  улучшением положения с бюджетом. Отмечается также стабильность в политической сфере, предсказуемость политики и структурных преобразований.

Уровень российской задолженности  значительно понизился, уязвимость в части внешних рисков упала  в связи с ростом валютных резервов и резким уменьшением краткосрочных  долгов. Некоторые долги были погашены досрочно, а также были сформированы объемы средств на погашение пиков  долговых платежей в 2003 и 2005 гг. Успешно  пройден пик выплат по обязательствам в 2003г.

Тем не менее Moody's отметило высокий  уровень расходов на обслуживание долгов, а также тот факт, что отношение  расходов на обслуживание долгов к  средствам федерального бюджета  пока превышает аналогичный показатель до финансового кризиса 1998г. На меченные структурные реформы в таких  областях, как банковский сектор, естественные монополии, ЖКХ, могут натолкнуться, по мнению агентства, на сопротивление, что уже случалось в российской истории, когда реформы сверху тормозились  на местном уровне.

Рейтинговое агентство Standard & Poor's в течение 2002г. дважды повышало суверенные рейтинги России, причем в  декабре 2002г. долгосрочный кредитный  рейтинг в национальной валюте был  повышен сразу на два пункта, с  ВВ- до ВВ+. Долгосрочный валютный рейтинг  РФ был увеличен с ВВ- до ВВ. В январе 2004 г. агентство повысило указанные  рейтинги еще на одну ступень, соответственно до ВВВ- и ВВ+. Таким образом, рейтинги заимствований в иностранной  валюте на одну ступень ниже рейтинга инвестиционного уровня.

С точки зрения Standard & Poor's, повышение рейтингов отражает приверженность руководства страны проведению в  течение ряда последних лет взвешенной политики, что обеспечило предсказуемость  финансового состояния. Такой подход к управлению в бюджетной сфере, а также совершенствование системы  управления долгом скорее всего исключат, по мнению агентства, возможность возврата к значительному дефициту в среднесрочной  перспективе, даже в случае падения  цен на нефть. Руководство Центрального банка РФ способствовало прогрессу  в реализации реформы банковской системы. Достижение реального прогресса  в совершенствовании банковской системы потребует времени. В  то же время развитие производства, рост покупательной способности  населения, реформа пенсионной системы, по мнению агентства, будут способствовать росту внутренних сбережений, что  укрепит финансовую систему в  целом.

Standard & Poor's полагает, что  повышение долгосрочного рейтинга  Российской Федерации в национальной  валюте поддерживается значительными  улучшениями налоговой системы.  В последние годы Федеральное  правительство повысило собираемость  налогов, уменьшая при этом  риск дефолта по рублевому  долгу, сумма которого невелика. Хотя прогресс в области реформ  движется значительно быстрее,  чем ожидалось, они еще далеки  от завершения. Судебная и административная  реформы продолжаются, однако достигнутые  успехи в повышении эффективности  аппарата государственной и судебной  системы пока невелики. Сохраняющиеся  риски на начало 2004г. были все  еще достаточными для того, чтобы  оставить рейтинг России прежним  - на одну ступень ниже инвестиционного  уровня.

На предынвестиционном уровне находится также страновой рейтинг  России по версии агентства Fitch Ratings, а  именно: долгосрочный кредитный рейтинг  находится на уровне ВВ+.

Динамика изменения суверенных рейтингов России показана на рис. 1.

Видно, что корреляция рейтингов  различных агентств, несмотря на различия в методиках и целевых установок, достаточно высокая. Это свидетельствует  о том, что агентства внимательно  следят не только за развитием экономической  и политической ситуации в Рос  сии, но и за шагами конкурентов.

Присвоение России рейтинга инвестиционного уровня открывает  возможность инвестировать в  Россию целому ряду партнеров, которые  имеют возможность вложений в  ценные бумаги только инвестиционного  уровня.

 

Рис. 1 Динамика суверенных рейтингов  России 

 

5.5 Сравнительные характеристики  рейтинговых агентств

Некоторые основные статистические характеристики деятельности международных  рейтинговых агентств в России по состоянию на июнь 2004г. сведены в  табл. 5.1. Как видим, активность агентств в России приблизительно одинаковая, хотя в мировом масштабе деятельность Fitch Ratings несколько скромнее. Оценка рейтингов России как заемщика приблизительно одинаковая и находится на границе  инвестиционного уровня.

Таблица 5.1 - Характеристики деятельности международных рейтинговых  агентств в России

Показатель

Рейтинговое агентство

 

Moody's

Standard & Poor's

Fitch Ratings

Количество банковских и корпоративных рейтингов, тыс.

3,5

2,7

0,8

Количество шкал инвестиционного уровня

10

10

10

Текущий суверенный рей-

ВааЗ

ВВ+

BB+

Количество пунктов  рейтинга России до инвестиционного  уровня

0

1

1

Наивысший рейтинг  российского банка

Bal

ВВ+

BB+

Наивысший рейтинг  выпуска ценных бумаг компаний и  регионов

ВааЗ

ВВ+

BB+

Количество российских банков, имеющих рейтинг агентства

21

21

18

Наличие партнеров  в России

РА «Интерфакс»

EA-Ratings Представительство

Представительство


 

С 2003г. мировые рейтинговые  агентства испытывают повышенную нагрузку не только у нас в стране, но и  в развивающихся странах. Рейтинговые  услуги стали пользоваться спросом  в развитых странах и странах  с переходной экономикой. Все больше «экзотических» государств включаются в рейтинговый процесс. Основные рейтинговые агентства, по данным газеты «The Financial Times», присваивают рейтинг  примерно половине стран мира (больше всех -Moody's, поддерживающий рейтинги 101 страны).

Информация о работе Рейтинговая оценка деятельности коммерческого банка