Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:17, реферат
В данной работе рассматриваются вопросы становления и развития системы банковского надзора в России, принципы и механизмы банковского надзора. Уделяется внимание проблемам правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России. Также затронуты такие немаловажные институты регулирования как, финансовое оздоровление кредитных организаций и противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Излагаются возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.
Введение._______________________________________________________3
Глава I. Развитие системы банковского надзора в России. Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______________________________5
1.1Становление и развитие системы банковского надзора в России._______5
1.2 Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______10
Глава II. Принципы и механизмы банковского надзора в России._________13
2.1 Регулирование банковской деятельности и банковский надзор
в России.________________________________________________________13
2.1.1 Организационная структура банковского регулирования и банковского надзора в России._______________________________________________
2.1.2 Проблемы правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России._____________________________________15
2.2 Текущий надзор.______________________________________________17
2.2.1 Документарный надзор._______________________________________17
2.2.2 Инспектирование.____________________________________________19
Глава III. Финансовое оздоровление кредитных организаций. Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Основные направления повышения эффективности банковского надзора в России._________________________________________________22
3.1 Финансовое оздоровление кредитных организаций._________________22
3.2 Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.______________________________________________________25
3.3 Возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.____________________________________30 Заключение.______________________________________________________33
Список использованных источников._________________________________34
- требование об
осуществлении мер по ее
- требование о приведении
в соответствие размера
- требование о реорганизации кредитной организации.
При получении требования Банка России кредитная организация обязана принять решение об осуществлении мер по финансовому оздоровлению (разработка и осуществление плана мер по финансовому оздоровлению).
Порядок и сроки представления плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также порядок и сроки осуществления контроля за его выполнением устанавливаются нормативными актами Банка России.
В случае, если величина собственных средств (капитала) кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала, зарегистрированного учредительными документами, кредитная организация обязана осуществить меры по увеличению величины собственных средств (капитала) до размера уставного капитала, а в случае невозможности ее увеличения - снизить размер уставного капитала до величины собственных средств (капитала) и внести соответствующие изменения в учредительные документы в соответствии с нормативными актами Банка России.
Неисполнение кредитной организацией требований Банка России является основанием для применения Банком России мер в порядке надзора, установленных Федеральными законами.
Со дня возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства и до дня их устранения кредитная организация обязана уведомлять Банк России о проведении общих собратий учредителей (участников) кредитной организации, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), на которые Банк России вправе направить наблюдателя, а также информировать о совершении сделок с заинтересованными лицами и крупных сделок.
3.2 Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Под влиянием общемировых тенденций глобализации, бурного развития информационных и коммуникационных технологий, интенсификации денежных потоков неизбежно растет уязвимость банковской системы перед попытками ее использования в целях легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Проникновение в банковскую систему средств, имеющих преступное происхождение, представляет серьезную угрозу ее устойчивости и стабильности, поскольку резко повышает вероятность возникновения рисков, прежде всего - правового, кредитного и операционного, а также риска потери репутации. Деятельность кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) как важная составляющая механизма управления рисками стала одним из актуальных вопросов, решаемых в последнее время российским банковским сообществом. Эта тенденция повлияла и на расстановку акцентов банковского надзора в сфере ПОД/ФТ: от формального к содержательному, основанному на мотивированном экспертном суждении относительно деятельности банка и направленному на оценку возможных рисков участия кредитной организации или ее клиентов в схемах, связанных с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.
Правовые механизмы ПОД/ФТ в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Основные направления деятельности кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ ориентированы на выполнение возложенной на них данным Федеральным законом функции: выявлять операции, подлежащие обязательному контролю (на основании законодательно установленных критериев), и подозрительные операции (согласно дополнительным признакам), и представлять информацию о таких операциях непосредственно в уполномоченный орган (Федеральную службу по финансовому мониторингу Росфинмониторинг) в порядке, установленном Банком России. Направления деятельности сформулированы в Федеральном законе и включают в себя:
- разработку правил
внутреннего контроля в целях
ПОД/ФТ и программ его
- назначение специальных
должностных лиц,
- реализацию иных внутренних организационных мер в целях ПОД/ ФТ.
Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ подготовлены и утверждены Банком России в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Они основываются на 40 Рекомендациях Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), стандартах Базельского комитета по банковскому надзору, Всеобщих директивах по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе («Вольфсбергских принципах»), а также учитывают положительную практику организации такой работы в кредитных организациях индустриально развитых иностранных государств и российских банках. Рекомендации содержат комплекс мер (программ), которые кредитным организациям следует осуществлять в целях ПОД/ ФТ. и которые включают в себя Банковский надзор: европейский опыт и российская практика: пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала Банка России. Этап III»: пер. с англ./ Ред. М. Олсен. - М., 2005 с. 160.
:
- процедуры идентификации
и изучения клиентов и
- механизмы выявления
в деятельности клиентов
- правила документального
фиксирования и хранения
- порядок отказа от заключения договоров банковского счета и выполнения распоряжения клиента о совершении операции, а также порядок приостановления операций клиентов в случаях, установленных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Кредитные организации
разрабатывают правила
Ответственность за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления возлагается на специальных должностных лиц (ответственных сотрудников по ПОД/ФТ). Ответственные сотрудники по ПОД/ФТ должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным Банком России. Банком России также определены квалификационные требования и к сотрудникам структурного подразделения кредитной организации по ПОД/ФТ в случае его создания кредитной организацией под руководством ответственного сотрудника по ПОД/ФТ.
С учетом особенностей
своей деятельности, деятельности клиентов,
степени риска совершения клиентами
операций в целях легализации
доходов, полученных преступным путем,
или финансирования терроризма, кредитные
организации разрабатывают
подразделений кредитной организации, сотрудники которых должны
пройти обучение по ПОД/ФТ.
Для обеспечения передачи кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Банком России установлен порядок, предусматривающий использование информационных и телекоммуникационных каналов связи Банка России. Информация передается в электронном виде с применением современных криптографических технологий, обеспечивающих высокую степень ее защищенности от несанкционированного доступа. Использование унифицированных форматов дает возможность осуществлять автоматизированную обработку передаваемой информации в уполномоченном органе.
Чтобы предотвратить
использование банковской системы
для финансирования терроризма, Банк
России регулярно доводит до сведения
кредитных организаций перечни
лиц, имеющих отношение к
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Банк России в рамках реализации надзорных функций осуществляет контроль за исполнением кредитными организациями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ. ориентируясь на оценку возможных рисков участия кредитных организаций либо их клиентов в операциях, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, в целях обеспечения своевременного принятия упреждающих мер надзорного реагирования.
Основные формы контроля:
1. Документарный (текущий) надзор с акцентом на реализацию проактивной функции банковского надзора, основанной на использовании информационных и аналитических систем мониторинга текущего состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и регулятивных требований в области ПОД/ФТ для выявления на возможно более ранних стадиях негативных тенденций в деятельности кредитных организаций по ПОД/ФТ.
2. Инспекционные проверки
Надзорная деятельность в области ПОД/ФТ осуществляется Банком России по следующим основным направлениям:
- проверка организации
в кредитных организациях
- проверка соответствия
практической деятельности
- проверка соответствия практической деятельности кредитных организаций собственным правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программам его осуществления.
Специфической особенностью применения мер воздействия к кредитным организациям за неисполнение требований законодательства о ПОД/ФТ является право Банка России отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случае неоднократного нарушения ей в течение одного года требований Федерального закона «О противодействии детализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», сопровождающегося реальной угрозой интересам кредиторов и вкладчиков.
3.3 Возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.
Возможные в перспективе изменения в правовой базе банковского надзора в значительной мере будут зависеть от позиции банковского сообщества. Если, конечно, оно, памятуя об ошибках и упущениях прошлых лет, станет более активно участвовать в совершенствовании банковского законодательства.
Как показала работа состоявшегося 6 апреля 2007 года XVIII съезда Ассоциации российских банков (АРБ), дискуссия о проблемах банковского надзора не осталась незамеченной в банковском сообществе. Не случайно одним из трех основных вопросов повестки дня форума стал вопрос о банковском надзоре как инструменте развития банковской системы и обеспечения конкурентоспособности российских кредитных организаций.
Вниманию участников съезда были предложены для обсуждения следующие тезисы "О надзоре" президента АРБ Г.А. Тосуняна Журнал "Юридическая работа в кредитной организации", 2007, N 2:
Тезис 1. Надзор не самоцель,
а средство обеспечения устойчивого
развития национальной банковской системы
и конкурентоспособности
Тезис 2. Надзор - это не карательный инструмент в руках ЦБ РФ для того, чтобы держать все кредитные организации "в тонусе" якобы в интересах клиентов.
Тезис 3. Эффективность надзора следует оценивать с точки зрения того, насколько он:
- обеспечивает принципы равной конкуренции;
- способствует доступности банковских услуг;
- влияет на снижение стоимости банковских услуг;
- способствует развитию кредитного рынка.
Тезис 4. Если норма закона нарушается практически всеми участниками рынка, значит, необходимо срочно провести ревизию тех правил, которые вызывают столь массовую эпидемию нарушений, с точки зрения их разумности и соответствия экономическим реалиям.
Тезис 5. При осуществлении надзора необходимо сосредоточить внимание на случаях совершения правонарушений, имеющих особую общественную опасность.
Тезис 6. Мотивированное суждение должно использоваться исключительно в интересах банков. Оно должно служить основанием для принятия во внимание существенных обстоятельств, которые позволяют исключить или смягчить ответственность за незначительные нарушения, а не использоваться для расширительного толкования норм, устанавливающих те или иные ограничения.