Регулирование и надзор Центральным банком Российской Федерации деятельности кредитных организаций: состояние и направление деятельност

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:17, реферат

Описание работы

В данной работе рассматриваются  вопросы становления и развития системы банковского надзора  в России, принципы и механизмы  банковского надзора. Уделяется внимание проблемам правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России. Также затронуты такие немаловажные институты регулирования как, финансовое оздоровление кредитных организаций и противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Излагаются возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.

Содержание

Введение._______________________________________________________3
Глава I. Развитие системы банковского надзора в России. Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______________________________5
1.1Становление и развитие системы банковского надзора в России._______5
1.2 Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______10
Глава II. Принципы и механизмы банковского надзора в России._________13
2.1 Регулирование банковской деятельности и банковский надзор
в России.________________________________________________________13
2.1.1 Организационная структура банковского регулирования и банковского надзора в России._______________________________________________
2.1.2 Проблемы правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России._____________________________________15
2.2 Текущий надзор.______________________________________________17
2.2.1 Документарный надзор._______________________________________17
2.2.2 Инспектирование.____________________________________________19
Глава III. Финансовое оздоровление кредитных организаций. Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Основные направления повышения эффективности банковского надзора в России._________________________________________________22
3.1 Финансовое оздоровление кредитных организаций._________________22
3.2 Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.______________________________________________________25
3.3 Возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.____________________________________30 Заключение.______________________________________________________33
Список использованных источников._________________________________34

Работа содержит 1 файл

ахах.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

.

Своевременному и эффективному применению мер воздействия по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций будет способствовать внесение изменений в законодательство, направленных на совершенствование процедуры ликвидации кредитных организаций, включая создание эффективного механизма реализации банковских активов ликвидируемых банков, исключение залога из конкурсной массы в случае банкротства должника.

Необходимо уточнить полномочия Банка России в области  рассмотрения дел об административных правонарушениях в банковской сфере в соответствии с его функциями и полномочиями как органа банковского надзора. Также нужно установить административную ответственность должностных лиц кредитной организации за нарушения, связанные с осуществлением банковской деятельности.

В максимальной степени  соответствовать международным  стандартам российский банковский сектор будет по завершению третьего этапа  его реформирования (2004 - 2008 гг.), после  реализации задач, предусмотренных  в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года.

2.2 Текущий надзор.

Текущий надзор (надзор за повседневной деятельностью кредитных  организаций) включает в себя документарный (дистанционный) надзор и инспектирование. Стратегической задачей текущего надзора является обеспечение надлежащего уровня управления кредитной организацией, т.е. такого управления, которое учитывает как внутренние, так и внешние аспекты деятельности кредитной организации и обеспечивает ее функционирование на непрерывной основе.

2.2.1 Документарный надзор.

В Российской Федерации  центральным звеном текущего надзора  является документарный надзор. Его  задача заключается в том, чтобы  посредством постоянного мониторинга  деятельности кредитной организации  на возможно ранней стадии обнаруживать возникающие в ее деятельности проблемы, обострение которых может вызвать угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, подорвать платежеспособность кредитной организации и, в конечном счете, привести ее к банкротству. Документарный надзор позволяет также своевременно применить к банку адекватный комплекс корректирующих мероприятий, направленных на преодоление выявленных в деятельности кредитной организации негативных явлений и тенденций Организация деятельности Центрального банка: учебник/ Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонтова; под общ. Ред. Г.Г. Фетисова.- М.: КНОРУС, 2006 с. 402..

Документарный надзор за деятельностью кредитных организаций  осуществляется в Российской Федерации территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения кредитной организации.

Информационной базой  документарного надзора являются:

- отчетность кредитных  организаций (включая консолидированную  отчетность банковской/консолидированной  группы, банковского холдинга в случае, если кредитная организация является головной организацией или участником банковской/консолидированной группы, банковского холдинга);

- акты инспекционных  проверок:

- данные, полученных  в ходе посещения кредитной  организации сотрудниками надзора, совещаний с руководством (руководителями подразделений) кредитной организации либо путем запроса информации от кредитной организации:

- внутренние документы  кредитной организации, регламентирующие  порядок, процедуры контроля за  рисками, функционирования системы и службы внутреннего контроля, бизнес-планы и др.;

- аудиторские заключения;

- сведения из средств  массовой информации, включая электронные;

- другая существенная  с точки зрения деятельности  кредитной организации информация.

Не реже одного раза в месяц надзорные подразделения территориальных учреждений Банка России анализируют текущее финансовое состояние поднадзорных кредитных организаций. По итогам такого анализа выносится оценка финансовой устойчивости, а также, в случае необходимости, принимается решение о применении к кредитной организации корректирующих мер надзорного характера.

В настоящее время  оценка финансовой устойчивости кредитной  организации осуществляется в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 г. № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». При этом оценка базируется, в основном, на оценке состояния собственных средств (капитала) и ликвидности кредитной организации. По результатам оценки кредитные организации классифицируются на финансово стабильные (I категория) или проблемные (II категория). В рамках каждой из указанных категорий выделяются по две группы (всего четыре группы). Для классификации кредитных организаций по формализованным критериям разработано программное обеспечение. Для вынесения оценки территориальное учреждение использует также мотивированное суждение.

2.2.2 Инспектирование.

Проверки кредитных  организаций проводятся Банком России в рамках реализации функций банковского  регулирования и надзора. Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации либо по мотивированному решению Совета директоров. Повторная проверка, проводимая на основании мотивированного решения Совета директоров, осуществляется при участии представителей центрального аппарата Банка России.

Проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет  деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующих году проведения проверки.

Основной целью  проведения проверок кредитных организаций  является оценка общего состояния кредитной  организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

- оценка соблюдения  законодательства Российской Федерации  и нормативных актов Банка  России;

оценка достоверности  учета (отчетности) кредитной организации;

определение размера  рисков, активов, пассивов;

оценка качества активов  кредитной организации, величины и  достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации;

оценка систем управления рисками и организации внутреннего  контроля кредитной организации;

оценка финансового  состояния и перспектив деятельности кредитной организации;

выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и  вкладчиков кредитной организации  Инструкция Банка России от 25 августа 2003 года № 105-И «О порядке про-ведения  проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченны-ми представителями Центрального банка Российской Федерации».

Проверки кредитных  организаций (их филиалов) подразделяются на два вида:

комплексные - проводятся по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период, в срок до 60 рабочих дней;

тематические - проводятся по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и  других сделок, которые осуществляются кредитной организацией, за определенный период, в срок до 35 рабочих дней.

В зависимости от поднадзорности территориальным учреждениям Банка России структурных подразделений кредитной организации, проверяемых в течение одной проверки, они подразделяются на:

- региональные - проверки  структурных подразделений кредитной  организации, надзор за деятельностью которых осуществляется одним и тем же территориальным учреждением Банка России;

- межрегиональные  - проверки структурных подразделений  кредитной организации, надзор  за деятельностью которых осуществляют  разные территориальные учреждения Банка России.

Проверки кредитных  организаций (их филиалов) также могут  быть:

- плановыми - такие  проверки проводятся в соответствии  со Сводным годовым планом  комплексных и тематических проверок  кредитных

организаций, составляемым на очередной календарный год, но при необходимости возможно внесение изменений в Сводный план;

- внеплановыми - они  проводятся на основе решения  Совета директоров Банка России. Председателя Банка России (лица, его замещающего). Комитета банковского  надзора Банка России, а также  решения о проведении внеплановой проверки кредитной организации, которое принимается руководством Банка России по предложению структурного подразделения Банка России, решения руководителя территориального учреждения Банка России (при проведении региональной проверки) или генерального инспектора межрегиональной инспекции.

Подготовка к проведению проверок кредитных организаций  осуществляется на основе имеющейся  в Банке России информации. Подготовка проводится для того, чтобы уточнить вопросы, подлежащие проверке, проверяемый  период, и определить объем выборки документов (информации), необходимых для проведения проверок. Предварительной оценке подлежат:

- финансовое состояние  кредитных организаций;

- подверженность кредитных  организаций рискам;

- системы управления  рисками и организации внутреннего контроля кредитных организаций;

- достоверность представляемой  в Банк России отчетности кредитных  организаций;

- устранение нарушений  и недостатков, выявленных в  ходе предшествующих проверок  кредитных организаций:

- исполнение кредитными организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Результаты проверки кредитной организации отражаются в акте проверки и докладной записке  о результатах проверки. При проведении проверки кредитной организации, имеющей филиалы, составляется сводный акт проверки.

Акт проверки состоит  из трех частей: вводной, аналитической  и заключительной. Структура аналитической  части акта проверки определяется перечнем проверенных вопросов деятельности кредитной организации (ее филиала).

Глава III. Финансовое оздоровление кредитных организаций. Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Основные направления повышения эффективности банковского надзора в России.

3.1 Финансовое оздоровление  кредитных организаций.

Реализация государственной  политики в сфере предупреждения банкротства и финансового оздоровления кредитных организаций осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и изданными на их основании нормативными актами Банка России.

Работа по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций осуществляется на трех уровнях - самой кредитной организацией, территориальным учреждением Банка России и Банком России.

В области предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных  организаций практическими задачами надзорного блока Банка России являются:

- контроль за соблюдением  кредитными организациями требований  Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций»  в части принятия мер по  предупреждению банкротства и  финансовому оздоровлению:

- обеспечение своевременного  предъявления требований об осуществлении  кредитными организациями мер  по предупреждению несостоятельности  (банкротства) кредитных организаций,  а также требований о приведении  в соответствие размера уставного  капитала и величины собственных средств (капитала):

- проведение экспертной  оценки планов мер по финансовому  оздоровлению (реорганизации) кредитных  организаций и контроль за  выполнением предусмотренных ими  мероприятий:

- контроль за деятельностью  временных администраций по управлению кредитными организациями как инструмент для осуществления мер по предупреждению банкротства Банковский надзор: европейский опыт и российская практика: пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала Банка России. Этап III»: пер. с англ./ Ред. М. Олсен. - М., 2005 с. 156.

.

При возникновении  у кредитных организаций оснований, предусмотренных Федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций», Банку России предоставлены  полномочия реализовать следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

- финансовое оздоровление  кредитной организации;

- назначение временной  администрации по управлению  кредитной организацией:

- реорганизация кредитной  организации.

В случае возникновения  оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитные организации, ее учредители (участники) обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации.

Кредитные организации  могут осуществлять меры по предупреждению банкротства по требованию Банка России или самостоятельно.

В случае установления указанных оснований Банк России вправе направить в кредитную  организацию:

Информация о работе Регулирование и надзор Центральным банком Российской Федерации деятельности кредитных организаций: состояние и направление деятельност