Регулирование и надзор Центральным банком Российской Федерации деятельности кредитных организаций: состояние и направление деятельност

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:17, реферат

Описание работы

В данной работе рассматриваются  вопросы становления и развития системы банковского надзора  в России, принципы и механизмы  банковского надзора. Уделяется внимание проблемам правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России. Также затронуты такие немаловажные институты регулирования как, финансовое оздоровление кредитных организаций и противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Излагаются возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.

Содержание

Введение._______________________________________________________3
Глава I. Развитие системы банковского надзора в России. Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______________________________5
1.1Становление и развитие системы банковского надзора в России._______5
1.2 Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______10
Глава II. Принципы и механизмы банковского надзора в России._________13
2.1 Регулирование банковской деятельности и банковский надзор
в России.________________________________________________________13
2.1.1 Организационная структура банковского регулирования и банковского надзора в России._______________________________________________
2.1.2 Проблемы правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России._____________________________________15
2.2 Текущий надзор.______________________________________________17
2.2.1 Документарный надзор._______________________________________17
2.2.2 Инспектирование.____________________________________________19
Глава III. Финансовое оздоровление кредитных организаций. Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Основные направления повышения эффективности банковского надзора в России._________________________________________________22
3.1 Финансовое оздоровление кредитных организаций._________________22
3.2 Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.______________________________________________________25
3.3 Возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.____________________________________30 Заключение.______________________________________________________33
Список использованных источников._________________________________34

Работа содержит 1 файл

ахах.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Введение._______________________________________________________3

Глава I. Развитие системы  банковского надзора в России. Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора  за деятельностью кредитных организаций.______________________________5

1.1Становление и  развитие системы банковского  надзора в России._______5

1.2 Подразделения Банка  России занимающиеся организацией  и осуществлением надзора за  деятельностью кредитных организаций.______10

Глава II. Принципы и  механизмы банковского надзора в России._________13

2.1 Регулирование банковской  деятельности и банковский надзор

в России.________________________________________________________13

2.1.1 Организационная  структура банковского регулирования  и банковского надзора в России._______________________________________________

2.1.2 Проблемы правового  обеспечения банковского регулирования  и банковского надзора в России._____________________________________15

2.2 Текущий надзор.______________________________________________17

2.2.1 Документарный надзор._______________________________________17

2.2.2 Инспектирование.____________________________________________19

Глава III. Финансовое оздоровление кредитных организаций. Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Основные направления повышения эффективности банковского надзора в России._________________________________________________22

3.1 Финансовое оздоровление  кредитных организаций._________________22

3.2 Противодействие  отмыванию преступных доходов  и финансированию терроризма.______________________________________________________25

3.3 Возможные перспективы  развития банковского надзора,  выработанные Ассоциацией российских  банков.____________________________________30 Заключение.______________________________________________________33

Список использованных источников._________________________________34

Введение:

Важным условием успешного  функционирования банковской системы  рыночного типа является ее государственное  регулирование.

Необходимость регулирования  банковской деятель-ности вообще, и государственного в частности, обусловли-вается особой экономической и социальной природой бан-ков, их значимостью для развития экономики страны. Учитывая эти обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспе-чения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Государственное регулирование банковской деятель-ности осуществляется законодательными органами посред-ством принятия соответствующих законов, касающихся банков, а также уполномоченным государством специаль-ным органом, устанавливающим регулятивные нормы и тре-бования к кредитным институтам.

В законодательных  и других официальных документах регулирование банковской деятельности посредством уста-новления законодательных норм и регулятивных требова-ний к кредитным институтам определяется как банковское регулирование.

Таким образом выстраивается  особая система, называ-емая банковским надзором, включающая совокупность мер  по установлению и проведению в жизнь требований к кре-дитным институтам, направленных на обеспечение стабиль-ного функционирования всей банковской системы.

Банковский надзор могут осуществлять как централь-ные  банки, так и другой орган, уполномоченный государством.

В настоящее время  в мировой практике тенденция такова, что банковское регулирование и банковский над-зор осуществляют разные органы. В нашей стране органом банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» является Банк России.

Независимо от того, выполняет ли эту деятельность один орган или несколько, банковское регулирование и бан-ковский надзор есть единый процесс, поскольку имеют  еди-ную сферу и цели регулирования, различны лишь способы и инструменты, технологии и процедуры достижения этих целей.

Именно поэтому  банковский надзор следует определить как разновидность государственного (банковского) регулирования, осуществляемого  надзорным органом посредством  специфических процедур, технологий и инст-рументов.

Тема данной курсовой работы является актуальной, поскольку  необходимость банковского надзора  определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков.

В данной работе рассматриваются  вопросы становления и развития системы банковского надзора  в России, принципы и механизмы  банковского надзора. Уделяется внимание проблемам правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России. Также затронуты такие немаловажные институты регулирования как, финансовое оздоровление кредитных организаций и противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Излагаются возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.

Глава I. Развитие системы банковского надзора в России. Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.

1.1. Становление и  развитие системы  банковского надзора  в России.

Правовую основу банковского  регулирования и надзора составляет, прежде всего, законодательство Российской Федерации, в частности Конституция Российской Федера-ции, Федеральный закон «О Центральном банке Россий-ской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

Первые банковские законы, регулирующие деятель-ность  Банка России и коммерческих банков, были приняты в 1990 г. Уже в первой редакции этих законов содержалось указание на то, что Центральный банк осуществляет над-зор за деятельностью кредитных организаций, устанавли-вает для них обязательные нормативы, проводит проверки на месте соблюдения кредитными организациями и их филиалами действующего законодательства и нормативных актов Банка России.

Вместе с тем  в банковском законодательстве 90-х  годов не был четко прописан порядок  надзора за деятельностью коммерческих банков.

Новая редакция этих законов, принятая в 1995 и 1996 г., существенно расширила изложение этих вопросов.

С тех пор законодательно зафиксированы процедуры выдачи и отзыва лицензий на банковскую деятельность; порядок представления отчетности в Банк России; способы обеспечения  стабильности банковской системы; экономи-ческие нормативы, которых должны придерживаться ком-мерческие банки; основные подходы к организации и про-ведению инспекционных проверок.

Законодательство  четко определило и цель банковского  регулирования и надзора, которая состоит в поддержании стабильности банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов. При этом отмечено, что Банк Рос-сии не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организации, за исключением случаев, предусмотрен-ных федеральными законами.

Впоследствии банковское законодательство расшири-лось за счет ряда новых законов:

- Федерального закона  от 14 октября 1998 г. № 40-ФЗ «О  несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций», определившего  порядок регулирова-ния отношений,  возникающих в связи с несостоя-тельностью (банкротством) кредитных организаций;

- Федерального закона  от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О  кредитных историях», установившего  порядок формирования, хранения  и использования кредит-ных историй,  принципы взаимодействия бюро кре-дитных историй с заемщиками и Банком России;

- Федерального закона  от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О  страховании вкладов физических  лиц в банках Российской Федерации», предусматривающего усло-вия допуска  банков в систему страхования  вкладов, а также порядок их участия в этой системе;

- Федерального закона  от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О  валютном регулировании и валютном  контроле», согласно которому  органами валютного регулирова-ния  являются Правительство Российской  Федерации Банк России, а органом валютного контроля - Банк России.

Наряду с развитием  банковского законодательства за эти  годы была создана серьезная нормативная  база Банка России, касающаяся банковского  регулирования и надзора, существенно  расширившая правовую основу банковского  регулирования и надзора.

Нормативные документы  Банка России имеют харак-тер  положений, инструкций, указаний, рекомендаций: они предназначены для кредитных  институтов и подразделений Банка  России, осуществляющих надзорные функции  Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»..

Особое место среди  них занимают нормативные документы, определяющие пруденциальные нормы  и тре-бования к кредитным организациям.

Первая группа пруденциальных норм регулирует пре-дельные уровни банковских рисков. Первоначально их сос-тав, алгоритм расчета и предельные значения были зафик-сированы в Инструкции Банка России № 1 от 1991 г. «О порядке регулирования деятельности банков», в соответ-ствии с которой было установлено 10 экономических нормативов, которые, в свою очередь, подразделялись на четыре группы и регулировали: 1-я группа -капитал банка, 2-я -объем обязательств банка, 3-я -ликвидность баланса, 4-я -максимальный размер риска на одного заем-щика.

В апреле 1995 г. в связи  с принятием новой редакции Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», существенно изменившей набор экономических нормативов, была пересмотрена и Инструкция Банка России № 1, принятая 1 октября 1997 г. В соответствии с ней состав экономических нормативов был расширен, впоследствии он изменялся еще несколько раз. В последней редакции данного документа (от 6 мая 2002 г.) экономических нормативов насчитывалось 17, они регули-ровали: достаточность капитала банка; ликвидность; мак-симальный размер риска на одного заемщика или группы связанных заемщиков; максимальный размер крупных кре-дитных рисков; максимальный размер риска на одного кре-дитора (вкладчика); максимальный размер кредитов, гаран-тий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам (участникам) и инсайдерам; максимальный раз-мер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населе-ния; максимальный размер вексельных обязательств банка; использование собственных средств для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

В 2004 г. вместо Инструкции Банка России № 1 была принята новая, регулирующая банковскую деятельность: Инструкция Центрального банка Российской Федерации № 110-И «Об обязательных нормативах банков». В соответ-ствии  с этим документом была существенно  изменена сис-тема регулирования банковской деятельности.

Кроме того, в рамках Концепции развития ипотечного кредитования, принятой Правительством Российской Феде-рации, Банком России в Инструкции от 31 марта 2004 г. № 112-И «Об обязательных нормативах кредитных органи-заций, осуществляющих эмиссию облигацией с ипотечным покрытием» внесены некоторые изменения в методику рас-чета действующих обязательных нормативов примени-тельно к данной группе кредитных организаций, а также установлен для них ряд дополнительных нормативов.

Вторая группа пруденциальных норм Банка России, регулирующих банковскую деятельность, содержит нормы и требования к созданию кредитными организациями  резервов, обеспечивающих их стабильность.

Третья группа нормативных  требований Банка России касается правил выполнения отдельных банковских опе-раций.

К ним, в частности, относятся:

- Положение Банка  России от 3 октября 2002 г. №  2-П «О безналичных расчетах  в Российской Федерации»;

- Положение Банка  России от 31 августа 1998 г. №  54-П «О порядке предоставления (размещения) кредит-ными организациями денежных средств и их воз-врата (погашения)»;

- Положение Банка  России от 9 октября 2002 г. №  199-П «О порядке ведения кассовых  операций в кредитных организациях  на территории Российской Федера-ции».

К инструментам надзора, посредством которых осу-ществляется регулирование банковской деятельности, кроме пруденциальных норм и требований относятся разработанные Банком России инструкции, методики, используемые сотрудниками Банка России.

К таким инструментам следует отнести:

1) Инструкцию Банка  России от 14 января 2004 г. № 109-И  «О порядке принятия Банком  России решения о государственной  регистрации кредитных организаций  и выдаче лицензий на осуществление  банковских операций», посредством  которой регулируется лицензионная деятельность;

2) методики по анализу  деятельности кредитных орга-низаций,  на основе которых ведется  аналитическая работа сотрудников  Банка России. Создание таких  методик позво-ляет дать аналитикам  Банка России единый инструмента-рий  диагностики кредитной организации, включающий определение основных направлений и методов анализа, информационной базы, способов обобщения аналити-ческой информации;

Информация о работе Регулирование и надзор Центральным банком Российской Федерации деятельности кредитных организаций: состояние и направление деятельност