Регулирование и надзор Центральным банком Российской Федерации деятельности кредитных организаций: состояние и направление деятельност

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:17, реферат

Описание работы

В данной работе рассматриваются  вопросы становления и развития системы банковского надзора  в России, принципы и механизмы  банковского надзора. Уделяется внимание проблемам правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России. Также затронуты такие немаловажные институты регулирования как, финансовое оздоровление кредитных организаций и противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Излагаются возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.

Содержание

Введение._______________________________________________________3
Глава I. Развитие системы банковского надзора в России. Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______________________________5
1.1Становление и развитие системы банковского надзора в России._______5
1.2 Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______10
Глава II. Принципы и механизмы банковского надзора в России._________13
2.1 Регулирование банковской деятельности и банковский надзор
в России.________________________________________________________13
2.1.1 Организационная структура банковского регулирования и банковского надзора в России._______________________________________________
2.1.2 Проблемы правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России._____________________________________15
2.2 Текущий надзор.______________________________________________17
2.2.1 Документарный надзор._______________________________________17
2.2.2 Инспектирование.____________________________________________19
Глава III. Финансовое оздоровление кредитных организаций. Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Основные направления повышения эффективности банковского надзора в России._________________________________________________22
3.1 Финансовое оздоровление кредитных организаций._________________22
3.2 Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.______________________________________________________25
3.3 Возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.____________________________________30 Заключение.______________________________________________________33
Список использованных источников._________________________________34

Работа содержит 1 файл

ахах.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

3) Инструкции и  методики, регулирующие инспекци-онную  деятельность Банка России.

Наряду с общей  инструкцией, регулирующей органи-зацию инспекционной деятельности, в 1997--1999 гг. был разработан ряд методических рекомендаций по проверке отдельных операций и участков деятельности банков: кас-совой работы, депозитных и валютных операций, кредит-ного портфеля и др.

Накопление опыта  инспекционных и аудиторских  про-верок, изучение международной  практики обусловило совершенствование  созданного методического обеспече-ния  и разработку новых методических документов.

В целях повышения  эффективности инспекционной деятельности была усилена ориентация на проверку транс-парентности учета и отчетности, выявление и оценку бан-ковских рисков, на качество инспекционных процедур.

Выводы инспектора стали формироваться в виде мотиви-рованного  суждения.

4) инструкции, положения, методические разработки, касающиеся оценки деятельности кредитных организаций, классификации их по степени проблемности.

С введением системы  страхования депозитов кредит-ных  организаций в 2004 г. была разработана  методика оценки финансовой устойчивости банков в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкла-дов (Указания Центрального банка Российской Федерации от 16 января 2004 г. № 1379-У). В соответствии с этой мето-дикой все банки подразделяются на допускаемые в систему страхования вкладов и недопускаемые. Критериями оценки являются: достаточность капитала, качество активов, доход-ность, ликвидность и качество управления банком, в том числе банковскими рисками. По содержанию данная мето-дика существенно приближена к международным стандар-там оценки финансовой устойчивости банка.

В целом процесс  становления и развития банковского  надзора в России характеризуется  следующими особенно-стями:

- начиная с 1990-х  годов в России происходил  процесс формирования отдельных  элементов системы бан-ковского надзора, адекватной рыночным условиям;

- в настоящее время  в России уже сложилась система  банковского надзора, все элементы  которой в значи-тельной мере  соответствуют международным стан-дартам;

особенностями современной российской системы банковского надзора являются: сосредоточение этой функции у Банка России; превалирование централи-зованного регулирования банковской деятельности по сравнению с саморегулированием; в основном экстенсивный характер надзора; отсутствие доста-точного опыта и квалификации у сотрудников над-зорного блока Банка России и его территориальных учреждений.

1.2 Подразделения Банка  России занимающиеся  организацией и

осуществлением  надзора за деятельностью  кредитных организаций.

Организацией и  осуществлением текущего банков-ского надзора в Банке России занимаются два подразделе-ния: 1) Департамент банковского регулирования и надзора и 2) Главная инспекция кредитных организаций. Каждое из них имеет ряд управлений, отражающих основные направления их деятельности Организация деятельности Центрального банка: учебник/ Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонтова; под общ. Ред. Г.Г. Фетисова.- М.: КНОРУС, 2006 с. 403-405..

Департамент банковского  регулирования и надзора имеет  следующие управления:

- Управление методологии  финансовых рисков;

- Управление методологии  рисков внутрибанковских систем;

- Управление методологии  текущего надзора;

- Управление анализа  банковского сектора;

- Управление экспертизы  правовых актов;

- Управление организации  надзора за кредитными организациями  Московского региона;

- Управление организации  надзора за кредитными организациями  российских регионов;

- Организационно-экономическое  управление;

- Управление информационного  обеспечения.

Главная инспекция  кредитных организаций Банка  Рос-сии включает следующие подразделения:

- Инспекцию № 1;

- Инспекцию № 2;

- Управление инспектирования  кредитных организа-ций с преобладающим  участием в капитале Россий-ской  Федерации нерезидентов;

- Управление инспектирования  кредитных организа-ций по специальным  проверкам;

- Информационно-аналитическое управление;

- Управление координации  и методологии сопровож-дения  инспекционной деятельности Организация  деятельности Центрального банка:  учебник/ Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонтова; под общ. Ред.  Г.Г. Фетисова.- М.: КНОРУС, 2006 с. 404..

Как видно из приведенной  структуры, в Банке России особо  выделены подразделения, занимающиеся методоло-гическими, аналитическими, организационными, право-выми и информационными вопросами  текущего надзора.

В территориальных  учреждениях Банка России в основ-ном выдержана укрупненная схема организации текущего надзора, т.е. в большинстве территориальных учреждений имеются подразделения, занимающиеся дистанционным надзором и инспектированием. Исключение составляют территории, в которых имеется небольшое количество кре-дитных организаций, например Калмыкия, Карачаево-Чер-кессия. В этих территориальных управлениях Банка России вопросами текущего надзора и инспектирования занима-ется одно подразделение.

Если методологическая работа и макроэкономический анализ главным образом осуществляются в подразделениях Банка России, то первичная работа с отчетностью кредит-ных организаций и самими кредитными организациями, в том числе в процессе их инспектирования, преимуще-ственно проводится на уровне территориальных учрежде-ний с последующей передачей информации соответству-ющему подразделению Банка России.

Наиболее принципиальные вопросы банковского регу-лирования  и надзора выносятся на рассмотрение Комитета банковского надзора Банка  России, представляющего собой совещательный орган, созданный по решению Совета директоров.

В последние годы главной  задачей всех структурных подразделений, занимающихся текущим банковским над-зором, является повышение эффективности  надзора, т.е. лучшее выполнение ими  своих задач, не сопровожда-ющееся пропорциональным увеличением ресурсов, выде-ляемых на эти цели.

Этому содействует  проведение Банком России ряда мер, отвечающих передовой международной банковской практике. Это:

- формирование текущего  банковского надзора как системы, т.е. разработка методик анализа, оценки и мониторинга финансового состояния банка как единого комплексного технологического процесса, в которой включены специалисты дистанционного и контактного надзора;

- ориентация на  содержательную составляющую теку-щего надзора, предполагающего интенсификацию процедур надзора на стадии как проведения анализа и оценки финансового состояния банка, так и при-нятия мер надзорного реагирования по результатам этих оценок;

- совершенствование  организационной структуры текущего надзора с выделением института курато-ров, обеспечивающего систематическую контактную деятельность Банка России;

- повышение квалификации  сотрудников Банка Рос-сии, занимающихся  вопросами текущего банков-ского  надзора.

Глава II. Принципы и механизмы банковского надзора в России.

2.1 Регулирование банковской  деятельности и  банковский надзор  в России.

2.1.1 Организационная  структура банковского  регулирования и  банковского надзора  в России.

В соответствии с Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»Банк России, как орган банковского регулирования и банковского надзора, призван поддерживать стабильность банковской системы Российской Федерации и обеспечивать защиту интересов кредиторов и вкладчиков.

Регулирующие и  надзорные функции Банка России, установленные данным Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, - объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Структура Комитета банковского  надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского  надзора назначается председателем  Банка России из числа членов Совета директоров. Председатель Банка России по представлению председателя Комитета банковского надзора назначает заместителей председателя Комитета банковского надзора, в том числе из числа руководителей структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета банковского надзора Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»..

В настоящее время  в состав Комитета банковского надзора  входят следующие структурные подразделения  Банка России:

- Департамент банковского  регулирования и надзора;

- Департамент лицензирования  деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;

- Департамент финансового  мониторинга и валютного контроля;

- Юридический департамент;

- Главная инспекция  кредитных организаций;

- Главное управление  безопасности и защиты информации;

- Московское главное  территориальное управление Бачка России.

Комитет банковского  надзора отвечает за подготовку решений  по реализации политики Банка России в сфере банковского регулирования  и надзора.

Основными задачами подразделений, входящих в Комитет банковского  надзора, являются методическое и организационное обеспечение законодательно установленных функций Банка России в сфере банковского регулирования и банковского надзора. Эта работа охватывает весь «надзорный цикл»: от лицензирования кредитных организаций, осуществления текущего надзора за их деятельностью, инспектирования, до финансового оздоровления и осуществления в случае необходимости мероприятий по ликвидации финансово неустойчивых кредитных организаций.

Реализация политики Банка России в области регулирования  и надзора за деятельностью кредитных организаций осуществляется через его территориальные учреждения в субъектах Российской Федерации (национальные банки и главные управления). По состоянию на 1.01.2007 г. в системе Банка России функционировали 19 национальных банков и 59 главных управлений.

2.1.2 Проблемы правового  обеспечения банковского  регулирования и  банковского надзора  в России.

Развитие банковского  бизнеса требует адекватного  надзорного инструментария, поэтому, несмотря на достигнутый за последние годы очевидный прогресс в области банковского законодательства, правовое обеспечение банковского регулирования и надзора является далеким от совершенства и требует серьезного дальнейшего улучшения как в сфере законодательства, так и в сфере нормативных актов Банка России.

Основным принципом  совершенствования системы регулирования  банковской деятельности и банковского  надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта  с учетом особенностей организации  и функционирования российского  рынка банковских услуг. Это предполагает существенное развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора. Для этого необходимо законодательно наделить Банк России полномочиями по применению профессионального (мотивированного) суждения в надзорной практике Банковский надзор: европейский опыт и российская практика: пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала Банка России. Этап III»: пер. с англ./ Ред. М. Олсен. - М., 2005 с.138.

.

Одной из характерных  особенностей российского банковского сектора является его недостаточная капитализация. Важной мерой, которая способна стимулировать собственников банков к наращиванию капитальной базы и поддержанию адекватного уровня достаточности капитала банков, станет повышение минимального требования к его достаточности. Невыполнение этого требования будет рассматриваться как основание для обязательного отзыва лицензии на осуществление банковских операций. В целях привлечения иностранного капитала следует установить общий для резидентов и нерезидентов порядок приобретения крупных пакетов акций (долей) кредитной организации.

Требует дальнейшего  совершенствования правовая база консолидированного надзора, в том числе в области  составления консолидированной  отчетности и расчета на ее основе консолидированных рисков.

Стремительное развитие технологий дистанционного банковского  обслуживания, в том числе Интернет-банкинга, ставит задачу правового регулирования  такого рода деятельности и пруденциального  ограничения связанных с этим операционных рисков, в том числе технологического и правового.

Одной из основных причин потери банками устойчивости является низкий уровень управления. В этой связи готовятся изменения в  Закон о банках относительно повышения  требований к владельцам и руководителям  кредитных организаций. Это нужно, чтобы эффективно противодействовать участию в управлении кредитными организациями руководителей и владельцев с сомнительной репутацией или неустойчивым финансовым положением. В связи с этим будут предусмотрены меры в сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций Банковский надзор: европейский опыт и российская практика: пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала Банка России. Этап III»: пер. с англ./ Ред. М. Олсен. - М., 2005 с. 139.

Информация о работе Регулирование и надзор Центральным банком Российской Федерации деятельности кредитных организаций: состояние и направление деятельност