Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:17, реферат
В данной работе рассматриваются вопросы становления и развития системы банковского надзора в России, принципы и механизмы банковского надзора. Уделяется внимание проблемам правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России. Также затронуты такие немаловажные институты регулирования как, финансовое оздоровление кредитных организаций и противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Излагаются возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.
Введение._______________________________________________________3
Глава I. Развитие системы банковского надзора в России. Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______________________________5
1.1Становление и развитие системы банковского надзора в России._______5
1.2 Подразделения Банка России занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.______10
Глава II. Принципы и механизмы банковского надзора в России._________13
2.1 Регулирование банковской деятельности и банковский надзор
в России.________________________________________________________13
2.1.1 Организационная структура банковского регулирования и банковского надзора в России._______________________________________________
2.1.2 Проблемы правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России._____________________________________15
2.2 Текущий надзор.______________________________________________17
2.2.1 Документарный надзор._______________________________________17
2.2.2 Инспектирование.____________________________________________19
Глава III. Финансовое оздоровление кредитных организаций. Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Основные направления повышения эффективности банковского надзора в России._________________________________________________22
3.1 Финансовое оздоровление кредитных организаций._________________22
3.2 Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.______________________________________________________25
3.3 Возможные перспективы развития банковского надзора, выработанные Ассоциацией российских банков.____________________________________30 Заключение.______________________________________________________33
Список использованных источников._________________________________34
3) Инструкции и методики, регулирующие инспекци-онную деятельность Банка России.
Наряду с общей инструкцией, регулирующей органи-зацию инспекционной деятельности, в 1997--1999 гг. был разработан ряд методических рекомендаций по проверке отдельных операций и участков деятельности банков: кас-совой работы, депозитных и валютных операций, кредит-ного портфеля и др.
Накопление опыта инспекционных и аудиторских про-верок, изучение международной практики обусловило совершенствование созданного методического обеспече-ния и разработку новых методических документов.
В целях повышения
эффективности инспекционной
Выводы инспектора стали формироваться в виде мотиви-рованного суждения.
4) инструкции, положения, методические разработки, касающиеся оценки деятельности кредитных организаций, классификации их по степени проблемности.
С введением системы
страхования депозитов кредит-
В целом процесс становления и развития банковского надзора в России характеризуется следующими особенно-стями:
- начиная с 1990-х
годов в России происходил
процесс формирования
- в настоящее время
в России уже сложилась
- особенностями современной российской системы банковского надзора являются: сосредоточение этой функции у Банка России; превалирование централи-зованного регулирования банковской деятельности по сравнению с саморегулированием; в основном экстенсивный характер надзора; отсутствие доста-точного опыта и квалификации у сотрудников над-зорного блока Банка России и его территориальных учреждений.
1.2 Подразделения Банка России занимающиеся организацией и
осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций.
Организацией и осуществлением текущего банков-ского надзора в Банке России занимаются два подразделе-ния: 1) Департамент банковского регулирования и надзора и 2) Главная инспекция кредитных организаций. Каждое из них имеет ряд управлений, отражающих основные направления их деятельности Организация деятельности Центрального банка: учебник/ Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонтова; под общ. Ред. Г.Г. Фетисова.- М.: КНОРУС, 2006 с. 403-405..
Департамент банковского регулирования и надзора имеет следующие управления:
- Управление методологии финансовых рисков;
- Управление методологии
рисков внутрибанковских
- Управление методологии текущего надзора;
- Управление анализа банковского сектора;
- Управление экспертизы правовых актов;
- Управление организации
надзора за кредитными
- Управление организации
надзора за кредитными
- Организационно-экономическое управление;
- Управление информационного обеспечения.
Главная инспекция кредитных организаций Банка Рос-сии включает следующие подразделения:
- Инспекцию № 1;
- Инспекцию № 2;
- Управление инспектирования
кредитных организа-ций с
- Управление инспектирования
кредитных организа-ций по
- Информационно-аналитическое управление;
- Управление координации
и методологии сопровож-дения
инспекционной деятельности
Как видно из приведенной структуры, в Банке России особо выделены подразделения, занимающиеся методоло-гическими, аналитическими, организационными, право-выми и информационными вопросами текущего надзора.
В территориальных учреждениях Банка России в основ-ном выдержана укрупненная схема организации текущего надзора, т.е. в большинстве территориальных учреждений имеются подразделения, занимающиеся дистанционным надзором и инспектированием. Исключение составляют территории, в которых имеется небольшое количество кре-дитных организаций, например Калмыкия, Карачаево-Чер-кессия. В этих территориальных управлениях Банка России вопросами текущего надзора и инспектирования занима-ется одно подразделение.
Если методологическая работа и макроэкономический анализ главным образом осуществляются в подразделениях Банка России, то первичная работа с отчетностью кредит-ных организаций и самими кредитными организациями, в том числе в процессе их инспектирования, преимуще-ственно проводится на уровне территориальных учрежде-ний с последующей передачей информации соответству-ющему подразделению Банка России.
Наиболее принципиальные
вопросы банковского регу-
В последние годы главной задачей всех структурных подразделений, занимающихся текущим банковским над-зором, является повышение эффективности надзора, т.е. лучшее выполнение ими своих задач, не сопровожда-ющееся пропорциональным увеличением ресурсов, выде-ляемых на эти цели.
Этому содействует
проведение Банком России ряда мер, отвечающих
передовой международной
- формирование текущего
банковского надзора как
- ориентация на
содержательную составляющую
- совершенствование
организационной структуры
- повышение квалификации
сотрудников Банка Рос-сии,
Глава II. Принципы и механизмы банковского надзора в России.
2.1 Регулирование банковской деятельности и банковский надзор в России.
2.1.1 Организационная структура банковского регулирования и банковского надзора в России.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»Банк России, как орган банковского регулирования и банковского надзора, призван поддерживать стабильность банковской системы Российской Федерации и обеспечивать защиту интересов кредиторов и вкладчиков.
Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные данным Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, - объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
Структура Комитета банковского
надзора утверждается Советом директоров.
Руководитель Комитета банковского
надзора назначается
В настоящее время
в состав Комитета банковского надзора
входят следующие структурные
- Департамент банковского регулирования и надзора;
- Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;
- Департамент финансового
мониторинга и валютного
- Юридический департамент;
- Главная инспекция кредитных организаций;
- Главное управление
безопасности и защиты
- Московское главное территориальное управление Бачка России.
Комитет банковского
надзора отвечает за подготовку решений
по реализации политики Банка России
в сфере банковского
Основными задачами подразделений, входящих в Комитет банковского надзора, являются методическое и организационное обеспечение законодательно установленных функций Банка России в сфере банковского регулирования и банковского надзора. Эта работа охватывает весь «надзорный цикл»: от лицензирования кредитных организаций, осуществления текущего надзора за их деятельностью, инспектирования, до финансового оздоровления и осуществления в случае необходимости мероприятий по ликвидации финансово неустойчивых кредитных организаций.
Реализация политики Банка России в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций осуществляется через его территориальные учреждения в субъектах Российской Федерации (национальные банки и главные управления). По состоянию на 1.01.2007 г. в системе Банка России функционировали 19 национальных банков и 59 главных управлений.
2.1.2 Проблемы правового обеспечения банковского регулирования и банковского надзора в России.
Развитие банковского бизнеса требует адекватного надзорного инструментария, поэтому, несмотря на достигнутый за последние годы очевидный прогресс в области банковского законодательства, правовое обеспечение банковского регулирования и надзора является далеким от совершенства и требует серьезного дальнейшего улучшения как в сфере законодательства, так и в сфере нормативных актов Банка России.
Основным принципом
совершенствования системы
.
Одной из характерных особенностей российского банковского сектора является его недостаточная капитализация. Важной мерой, которая способна стимулировать собственников банков к наращиванию капитальной базы и поддержанию адекватного уровня достаточности капитала банков, станет повышение минимального требования к его достаточности. Невыполнение этого требования будет рассматриваться как основание для обязательного отзыва лицензии на осуществление банковских операций. В целях привлечения иностранного капитала следует установить общий для резидентов и нерезидентов порядок приобретения крупных пакетов акций (долей) кредитной организации.
Требует дальнейшего совершенствования правовая база консолидированного надзора, в том числе в области составления консолидированной отчетности и расчета на ее основе консолидированных рисков.
Стремительное развитие технологий дистанционного банковского обслуживания, в том числе Интернет-банкинга, ставит задачу правового регулирования такого рода деятельности и пруденциального ограничения связанных с этим операционных рисков, в том числе технологического и правового.
Одной из основных причин потери банками устойчивости является низкий уровень управления. В этой связи готовятся изменения в Закон о банках относительно повышения требований к владельцам и руководителям кредитных организаций. Это нужно, чтобы эффективно противодействовать участию в управлении кредитными организациями руководителей и владельцев с сомнительной репутацией или неустойчивым финансовым положением. В связи с этим будут предусмотрены меры в сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций Банковский надзор: европейский опыт и российская практика: пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала Банка России. Этап III»: пер. с англ./ Ред. М. Олсен. - М., 2005 с. 139.