Регулирование денежного оборота

Автор: p**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 01:26, курсовая работа

Описание работы

В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку кругооборот денежных средств играет огромную роль в хозяйственной жизни предприятия любой формы собственности. Переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночным отношениям вызвал необходимость создания новой платежной системы, базирующейся на двухуровневой системе банков. Потребовались разделение и обособление денежных ресурсов различных хозяйствующих рыночных субъектов, формирование самостоятельных коммерческих банков, введение корреспондентских отношений между ними. Перестройка платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форм и способов осуществления платежей.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 591.50 Кб (Скачать)

     Курсовая  политика сохранит за собой ключевую роль, имея целью обеспечить адаптацию экономики к возможным внешним воздействиям и ограничить рост потребительских цен. Национальный банк сохранит режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора колебаний плюс/минус 8% от центрального значения, равного стоимости корзины на начало 2011 г.

     Процентная  политика ориентирована на обеспечение  стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок на положительном уровне в реальном выражении, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте при доступности банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

     С учетом уровня инфляции в 10,9% за январь-апрель 2011г. ставка рефинансирования составляет 13% годовых, процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору в белорусских рублях — 14—18% годовых, по новым срочным депозитам в рублях — 13-16% годовых. [17]

     Международные резервные активы предполагается увеличить не менее чем на 1,2 млрд. долл. США. Решение данной задачи во многом будет определяться принимаемыми Правительством Республики Беларусь мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики, снижению сальдо внешней торговли товарами и услугами до 9% от ВВП, привлечению прямых иностранных инвестиций в объеме не менее 6,5 млрд. долл. США.

     В 2011 г. требуется обеспечить прирост депозитов физических лиц в объеме 6,4—7,2 трлн. руб., при этом большая часть из них должна быть в белорусских рублях и с длительными сроками привлечения.

     Крайне  важно разработать и внедрить новые банковские продукты, стимулирующие приток депозитов населения в национальной валюте на долгосрочной основе и обеспечивающие рост доли указанных депозитов в ресурсной структуре.

     В целом среди источников формирования ресурсной базы банков должны преобладать средства субъектов хозяйствования, населения и нерезидентов Республики Беларусь.

     Параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 г. предполагают увеличение объемов кредитования экономики на 24—25%. При этом банкам следует более активно работать с малым и средним бизнесом, оказывая максимальную кредитную поддержку его становлению и дальнейшему развитию.

     Особенностью  экономики 2011 г. и ближайшего пятилетия является ускоренный рост доли малого и среднего бизнеса в производстве товаров и услуг. Предпринимательство должно стать основой развития экономики, обеспечить ее гибкость, инновационную активность, быстрое реагирование на изменение внешних факторов и рыночной конъюнктуры. Малый и средний бизнес, возникающие на его основе более крупные негосударственные предприятия и предприятия смешанной формы собственности должны оперативно осваивать производство новых видов продукции и услуг, создавать рабочие места в малых, средних городах, сельской местности, расширять экспортный потенциал страны, производить продукцию, заменяющую ныне импортируемую. Малый и средний бизнес к концу следующего пятилетия должен производить такой объем ВВП, какой производит сейчас вся национальная экономика в целом.

     Банковский  сектор может и должен сыграть  здесь самую активную роль. Никто лучше банков не знает производственного, технологического, интеллектуального потенциала своих клиентов и партнеров из малого и среднего бизнеса, деловой конъюнктуры в той или иной отрасли экономики, в том или ином регионе.

     Банки, опираясь на свои знания, опыт, потенциал, должны не просто расширить кредитную поддержку предпринимателям, вновь создающимся малым и средним предприятиям, но и оказывать им помощь в деловой ориентации, разработке, сопровождении и своевременной корректировке бизнес-планов. Банкам необходимо содействовать своим клиентам и партнерам в налаживании внутриреспубликанских и международных деловых связей, выходе на зарубежный рынок, замещении импортируемой продукции лучшей или равной по качеству отечественной.

     Для этого целесообразно иметь в  каждом банке специализированные подразделения, ориентированные на работу с предпринимателями, малыми и средними предприятиями.

     Особым  вниманием и поддержкой банков должны пользоваться предприятия, которые уже работают на экспорт, обладают экспортным потенциалом или ставят перед собой такую цель. Предпринимательский негосударственный сектор экономики должен иметь положительное сальдо внешней торговли как в целом, так и по каждому предприятию, выходящему на внешний рынок, в отдельности. Это цель и критерий успешности государственной экономической политики в отношении данного сектора экономики.

     Как показало недавнее рассмотрение на Консультативном  совете при Национальном банке вопросов взаимодействия банков с малым и средним бизнесом, имеющаяся нормативно-правовая база дает банкам необходимые возможности для работы в данном направлении.

     Второй  особенностью кредитной политики, осуществляемой начиная с 2011 г., становится широкое участие негосударственных банков в кредитовании государственных программ социально-экономического развития на взаимовыгодных условиях в рамках государственно-частного партнерства. Республика Беларусь заинтересована в привлечении средств негосударственных банков и средств нерезидентов в те секторы экономики, которые ранее традиционно обслуживались государственными банками.

     Примером  может служить сотрудничество государства и ОАО “БПС-Банк” по реализации ориентированного на экспорт масштабного проекта в молочной отрасли республики. Имеются предложения подобного рода и от других банков.

     Как ожидается, активы банковского сектора в текущем году вырастут на 21—22%, что потребует поддержания нормативного капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков. Поэтому банкам следует осуществить меры по увеличению нормативного капитала не менее чем на 15—21%.

     Актуальным  остается вопрос качества кредитного портфеля банков. Перед банковским сектором в 2011 г. ставится задача обеспечить долю проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, на уровне не выше 8%.

     Как и ранее, банкам следует продолжать работу по повышению эффективности систем корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля.

     Среди приоритетов банков остаются: внедрение новых технологий, расширение спектра услуг, повышение их качества, применение современных стратегий продажи банковских продуктов.

     Кроме того, должна надежно функционировать национальная платежная система. Необходимо и далее повышать ее эффективность, надежность, безопасность.

     В рамках международного сотрудничества следует продолжить реализацию мероприятий по интеграции банковской системы Республики Беларусь с банковскими системами государств таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, СНГ в целом. Следует и далее активно развивать взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными банками. В наступившем году национальная банковская система должна сделать все необходимое для успешного социально-экономического развития страны, повышения благополучия ее граждан, усиления собственного потенциала.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключении работы сформулируем некоторые  выводы.

     Денежный  оборот представляет собой процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах

     Общие принципиальные черты денежного оборота можно охарактеризовать следующим образом:

     - денежный оборот — это совокупность  всех потоков денежных средств предприятий, хозяйственных, государственных, частных и кооперативных организаций, кредитных учреждений и населения, образующихся в процессе совершения платежей при посредстве денег, выступающих в функции средства платежа и средства обращения. При этом преобладающее место занимают денежные потоки между предприятиями и организациями;

     - денежный оборот представляет  собой единство обращения наличных  денег и безналичных форм расчетов, поскольку деньги во всех случаях  выступают единым мерилом стоимости общественного продукта и национального богатства;

     - денежный оборот охватывает весь  процесс воспроизводства с его  составными элементами — производством, распределением, обменом и потреблением;

     - регулирование денежного оборота  имеет кредитную основу, т.е. авансирование денег хозяйственному обороту базируется на кредитных отношениях;

     - научное регулирование и прогнозирование  денежного оборота осуществляется посредством разработки  финансовых  и кредитных прогнозов, а также прогнозов по денежному обращению.

     Денежный  оборот в условиях рыночной модели экономики обслуживает не только рыночные, но и распределительные отношения в хозяйстве. Это прежде всего финансовые отношения, связанные с существованием федерального и местного бюджетов; кредитные отношения, связанные с предоставлением центральным банком кредитов правительству, а также льготных кредитов коммерческим банкам.

     Структура денежного оборота характеризует  его отдельные целостные части. Она может определяться по различным  признакам. Наиболее распространенными является классификация денежного оборота в зависимости от:

  • формы функционирующих в  нем денег;
  • характера отношений, которые обслуживает та или иная части денежного оборота; особенностей платежа;
  • субъектов, между которыми осуществляется движение денег;
  • функциональной структуры денежного оборота.

     Принципы  денежного оборота - основополагающие положения при организации денежного оборота. К основным принципам денежного оборота можно отнести:

  • предприятия, предприниматели, физические лица самостоятельно выбирают банк для расчетно-кассового обслуживания;
  • все предприятия (объединения), организации, учреждения обязаны хранить денежные средства на счетах в банках. Установлен единый порядок открытия банками всех видов счетов и он обязателен для исполнения всеми банками, иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами;
  • регулирование порядка осуществления расчетов и платежей.

     Денежный  оборот регулируется центральным банком с помощью осуществления денежно-кредитной политики. Регулирование денежного обращения центральным банком может быть направлено на любой из элементов денежно-кредитного рынка: на объем предложения денег в наличной и безналичной формах, величину спроса на кредит и его цену.

     Денежно-кредитная  политика представляет комплекс взаимосвязанных  мер, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью регулирования воспроизводственного процесса, обеспечения экономического роста, снижения уровня безработицы и инфляции в рамках национальной экономики.

     Денежно-кредитная  политика является важнейшей составной  частью механизма управления экономикой любого вида. Поэтому вполне закономерно, что современные государства с рыночной экономикой, используя различные денежно-кредитные инструменты, могут влиять на эффективность протекания большинства процессов  общественного воспроизводства.

     Имеющиеся в распоряжении центрального банка  инструменты денежно-кредитного регулирования  различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.

     Денежно-кредитная  политика в Республике Беларусь осуществляется эволюционным путем в рамках развития общей системы экономического регулирования страны.  Основные направления развития кредитно-денежной политики Республики Беларусь и пути ликвидации существующих проблем предусмотрены Программой развития банковского сектора экономики на 2011-2015 гг. и Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 г. Установление параметров изменения курса белорусского рубля к доллару США в 2011 году позволит воздействовать на снижение инфляционных и девальвационных ожиданий, в значительной степени определяющих поведение экономических агентов, и тем самым окажет стабилизирующее влияние на уровень цен и динамику обменного курса.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
      
  1. Головачев А.С. Макроэкономика: Курс лекций / А.С. Головачев. - Минск: АУП, 2002. - 252с.
  2. Деньги, кредит, банки: учебник / О.И. Лаврушин [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина. – Москва: Финансы и статистика, 2000. - 263 с.
  3. Деньги, кредит, банки: учебник. / Г.И. Кравцова [и др.]; под общ. ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2003. – 527 с.
  4. Зеленевич М.Л. Денежно-кредитная политика  как элемент макроэкономической стабилизации / М.Л. Зеленевич // Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета. – 2003 - № 3 - С. 24-30.
  5. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник.- 2-е изд.,испр.,доп./ С.Н. Ивашковский. – Москва: Дело, 2002. – 472 с.
  6. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2010 г. и задачи банковской системы страны по их дальнейшей реализации в 2011 г. // Банковский вестник. - Февраль 2011. - № 5. -  С. 4-9.
  7. Новиков А.Н. Проблемы регулирования денежного оборота / А.Н. Новиков // Вестник ФА [Электронный ресурс]. – 2001. - № 4(20). Режим доступа Интернет: http://www.vestnik.fa.ru/4(20)2001/6.html. – Дата доступа: 30.03.2011.
  8. Общая теория денег и кредита/ Е.Ф. Жуков [и др.]; под ред. Е.Ф Жукова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 423 с.
  9. Основы банковского дела: Уч. пос./ Ю.М. Ясинский [и др.]; под ред. Ю.М. Ясинского. – Минск: «Тесей», 1999. - 448 с.
  10. Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 гг. – Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2006.
  11. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Уч. пособие/ В.И. Тарасов – Минск: Мисанта, 2003. – 512 с.
  12. Тихонов А.О. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: проблемы и перспективы / А.О. Тихонов // Белорусский экономический журнал. -  2000. - №3. - С.86-93.
  13. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев [и др.]; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск: БГЭУ, 2002. – 752 с.
  14. Ясинский Ю.М. Макроэкономика: опыт и проблемы. Курс лекций / Ю.М. Ясинский. – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1999.
  15. Сайт Национального банка Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.nbrb.by/. – Дата доступа 14.04.2011.
  16. Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 гг. – Национальный банк Республики Беларусь. – Минск., 2010.
  17. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. Режим доступа: http://belstat.gov.by/. – Дата доступа: 15.04.2011.

Информация о работе Регулирование денежного оборота