Автор: p**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 01:26, курсовая работа
В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку кругооборот денежных средств играет огромную роль в хозяйственной жизни предприятия любой формы собственности. Переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночным отношениям вызвал необходимость создания новой платежной системы, базирующейся на двухуровневой системе банков. Потребовались разделение и обособление денежных ресурсов различных хозяйствующих рыночных субъектов, формирование самостоятельных коммерческих банков, введение корреспондентских отношений между ними. Перестройка платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форм и способов осуществления платежей.
Курсовая политика сохранит за собой ключевую роль, имея целью обеспечить адаптацию экономики к возможным внешним воздействиям и ограничить рост потребительских цен. Национальный банк сохранит режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора колебаний плюс/минус 8% от центрального значения, равного стоимости корзины на начало 2011 г.
Процентная политика ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок на положительном уровне в реальном выражении, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте при доступности банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
С учетом уровня инфляции в 10,9% за январь-апрель 2011г. ставка рефинансирования составляет 13% годовых, процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору в белорусских рублях — 14—18% годовых, по новым срочным депозитам в рублях — 13-16% годовых. [17]
Международные резервные активы предполагается увеличить не менее чем на 1,2 млрд. долл. США. Решение данной задачи во многом будет определяться принимаемыми Правительством Республики Беларусь мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики, снижению сальдо внешней торговли товарами и услугами до 9% от ВВП, привлечению прямых иностранных инвестиций в объеме не менее 6,5 млрд. долл. США.
В 2011 г. требуется обеспечить прирост депозитов физических лиц в объеме 6,4—7,2 трлн. руб., при этом большая часть из них должна быть в белорусских рублях и с длительными сроками привлечения.
Крайне важно разработать и внедрить новые банковские продукты, стимулирующие приток депозитов населения в национальной валюте на долгосрочной основе и обеспечивающие рост доли указанных депозитов в ресурсной структуре.
В целом среди источников формирования ресурсной базы банков должны преобладать средства субъектов хозяйствования, населения и нерезидентов Республики Беларусь.
Параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 г. предполагают увеличение объемов кредитования экономики на 24—25%. При этом банкам следует более активно работать с малым и средним бизнесом, оказывая максимальную кредитную поддержку его становлению и дальнейшему развитию.
Особенностью экономики 2011 г. и ближайшего пятилетия является ускоренный рост доли малого и среднего бизнеса в производстве товаров и услуг. Предпринимательство должно стать основой развития экономики, обеспечить ее гибкость, инновационную активность, быстрое реагирование на изменение внешних факторов и рыночной конъюнктуры. Малый и средний бизнес, возникающие на его основе более крупные негосударственные предприятия и предприятия смешанной формы собственности должны оперативно осваивать производство новых видов продукции и услуг, создавать рабочие места в малых, средних городах, сельской местности, расширять экспортный потенциал страны, производить продукцию, заменяющую ныне импортируемую. Малый и средний бизнес к концу следующего пятилетия должен производить такой объем ВВП, какой производит сейчас вся национальная экономика в целом.
Банковский сектор может и должен сыграть здесь самую активную роль. Никто лучше банков не знает производственного, технологического, интеллектуального потенциала своих клиентов и партнеров из малого и среднего бизнеса, деловой конъюнктуры в той или иной отрасли экономики, в том или ином регионе.
Банки, опираясь на свои знания, опыт, потенциал, должны не просто расширить кредитную поддержку предпринимателям, вновь создающимся малым и средним предприятиям, но и оказывать им помощь в деловой ориентации, разработке, сопровождении и своевременной корректировке бизнес-планов. Банкам необходимо содействовать своим клиентам и партнерам в налаживании внутриреспубликанских и международных деловых связей, выходе на зарубежный рынок, замещении импортируемой продукции лучшей или равной по качеству отечественной.
Для этого целесообразно иметь в каждом банке специализированные подразделения, ориентированные на работу с предпринимателями, малыми и средними предприятиями.
Особым вниманием и поддержкой банков должны пользоваться предприятия, которые уже работают на экспорт, обладают экспортным потенциалом или ставят перед собой такую цель. Предпринимательский негосударственный сектор экономики должен иметь положительное сальдо внешней торговли как в целом, так и по каждому предприятию, выходящему на внешний рынок, в отдельности. Это цель и критерий успешности государственной экономической политики в отношении данного сектора экономики.
Как показало недавнее рассмотрение на Консультативном совете при Национальном банке вопросов взаимодействия банков с малым и средним бизнесом, имеющаяся нормативно-правовая база дает банкам необходимые возможности для работы в данном направлении.
Второй особенностью кредитной политики, осуществляемой начиная с 2011 г., становится широкое участие негосударственных банков в кредитовании государственных программ социально-экономического развития на взаимовыгодных условиях в рамках государственно-частного партнерства. Республика Беларусь заинтересована в привлечении средств негосударственных банков и средств нерезидентов в те секторы экономики, которые ранее традиционно обслуживались государственными банками.
Примером может служить сотрудничество государства и ОАО “БПС-Банк” по реализации ориентированного на экспорт масштабного проекта в молочной отрасли республики. Имеются предложения подобного рода и от других банков.
Как ожидается, активы банковского сектора в текущем году вырастут на 21—22%, что потребует поддержания нормативного капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков. Поэтому банкам следует осуществить меры по увеличению нормативного капитала не менее чем на 15—21%.
Актуальным остается вопрос качества кредитного портфеля банков. Перед банковским сектором в 2011 г. ставится задача обеспечить долю проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, на уровне не выше 8%.
Как и ранее, банкам следует продолжать работу по повышению эффективности систем корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля.
Среди приоритетов банков остаются: внедрение новых технологий, расширение спектра услуг, повышение их качества, применение современных стратегий продажи банковских продуктов.
Кроме того, должна надежно функционировать национальная платежная система. Необходимо и далее повышать ее эффективность, надежность, безопасность.
В рамках международного сотрудничества следует продолжить реализацию мероприятий по интеграции банковской системы Республики Беларусь с банковскими системами государств таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, СНГ в целом. Следует и далее активно развивать взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными банками. В наступившем году национальная банковская система должна сделать все необходимое для успешного социально-экономического развития страны, повышения благополучия ее граждан, усиления собственного потенциала.
В заключении работы сформулируем некоторые выводы.
Денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах
Общие принципиальные черты денежного оборота можно охарактеризовать следующим образом:
-
денежный оборот — это
-
денежный оборот представляет
собой единство обращения
-
денежный оборот охватывает
-
регулирование денежного
-
научное регулирование и
Денежный оборот в условиях рыночной модели экономики обслуживает не только рыночные, но и распределительные отношения в хозяйстве. Это прежде всего финансовые отношения, связанные с существованием федерального и местного бюджетов; кредитные отношения, связанные с предоставлением центральным банком кредитов правительству, а также льготных кредитов коммерческим банкам.
Структура
денежного оборота
Принципы денежного оборота - основополагающие положения при организации денежного оборота. К основным принципам денежного оборота можно отнести:
Денежный оборот регулируется центральным банком с помощью осуществления денежно-кредитной политики. Регулирование денежного обращения центральным банком может быть направлено на любой из элементов денежно-кредитного рынка: на объем предложения денег в наличной и безналичной формах, величину спроса на кредит и его цену.
Денежно-кредитная политика представляет комплекс взаимосвязанных мер, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью регулирования воспроизводственного процесса, обеспечения экономического роста, снижения уровня безработицы и инфляции в рамках национальной экономики.
Денежно-кредитная политика является важнейшей составной частью механизма управления экономикой любого вида. Поэтому вполне закономерно, что современные государства с рыночной экономикой, используя различные денежно-кредитные инструменты, могут влиять на эффективность протекания большинства процессов общественного воспроизводства.
Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.
Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь осуществляется эволюционным путем в рамках развития общей системы экономического регулирования страны. Основные направления развития кредитно-денежной политики Республики Беларусь и пути ликвидации существующих проблем предусмотрены Программой развития банковского сектора экономики на 2011-2015 гг. и Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 г. Установление параметров изменения курса белорусского рубля к доллару США в 2011 году позволит воздействовать на снижение инфляционных и девальвационных ожиданий, в значительной степени определяющих поведение экономических агентов, и тем самым окажет стабилизирующее влияние на уровень цен и динамику обменного курса.