Регулирование денежного оборота

Автор: p**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 01:26, курсовая работа

Описание работы

В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку кругооборот денежных средств играет огромную роль в хозяйственной жизни предприятия любой формы собственности. Переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночным отношениям вызвал необходимость создания новой платежной системы, базирующейся на двухуровневой системе банков. Потребовались разделение и обособление денежных ресурсов различных хозяйствующих рыночных субъектов, формирование самостоятельных коммерческих банков, введение корреспондентских отношений между ними. Перестройка платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форм и способов осуществления платежей.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 591.50 Кб (Скачать)

     Структура денежного оборота в зависимости  от субъектов, между которыми осуществляется движение денег складывается с учетом каналов (потоков) денежного оборота. Это может быть межбанковский оборот (между банками); банковский оборот, где один из участников оборота банк, а его партнерами выступают юридические и физические лица; межхозяйственный оборот между юридическими лицами; оборот домашнего хозяйства между физическими лицами и др.

     Функциональная структура денежного оборота включает в себя денежные обороты звеньев народного хозяйства - сферы материального производства, непроизводственной сферы, населения, финансово-кредитной системы.

     Таким образом, денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах. Структуру денежного оборота можно определять по разным признакам. Из них наиболее распространенным является классификация денежного оборота в зависимости от формы функционирующих в нем денег. По этому признаку денежный оборот подразделяется на безналичный и налично-денежный обороты.

     Различные модели экономики накладывают свой отпечаток на характер денежного оборота. Это отражается на особенностях денежного оборота при административно-распределительной и рыночной моделях экономики.

     В условиях административно-распределительной  модели экономики денежному обороту были присущи следующие особенности:

     - как наличный, так и безналичный обороты обслуживали распределительные отношения в хозяйстве. Весь общественный продукт в виде средств производства и в виде продуктов и услуг (предметов потребления) распределялся: в первом случае - через систему материально-технического снабжения; во втором - через систему государственных торговых точек в соответствии с жалованьем (заработной платой), получаемым членами общества;

     - законодательно делился на безналичный и наличный обороты, причем государство устанавливало, какие отношения должны обслуживаться безналичным, а какие - налично-денежным оборотом. При этом безналичный оборот преимущественно обслуживал распределение средств производства, а наличный оборот - распределение предметов потребления;

     - служил объектом директивного планирования государством;

     - функционировал в рамках единой государственной формы собственности;

     - был централизован - его исходный и завершающий этапы были сосредоточены в государственном банке;

     - существовала монополия государственного банка на эмиссию как безналичных, так и наличных денежных знаков;

     - не существовал механизм банковского мультипликатора [2, с. 37].

     В условиях рыночной модели экономики  особенности денежного оборота следующие:

     - обслуживает преимущественно рыночные отношения в хозяйстве и только в незначительной части - распределительные отношения;

     - служит объектом прогнозного планирования государством, коммерческими банками, юридическими и физическими лицами;

     - функционирует в условиях существования различных форм собственности;

     - децентрализован - его исходный и завершающий этапы рассредоточены в разных коммерческих и государственных банках;

     - безналичный и налично-денежный обороты тесно связаны друг с другом - налично-денежный оборот совершается только на базе безналичного оборота;

     - эмиссию безналичных денег осуществляет система коммерческих банков, эмиссию наличных денег - государственный банк [2, с. 39].

     Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений при рыночной модели экономики представлена на рис. 1.2. 
 

     Рисунок 1 - Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений

     Примечание - Источник: [2, с. 40] 

     Как видно из рисунка, система рыночных отношений распадается на две  сферы: денежно-товарных и денежно-нетоварных отношений. Особенностью денежно-товарных отношений является то, что происходит не только денежный, но и товарный (стоимостной) обороты, поскольку движение денег здесь всегда связано со встречным движением товаров.

     При денежно-нетоварных отношениях стоимостного оборота не происходит, меняются только владельцы денег. Например, на рынке кредитных ресурсов у кредитора временно уменьшается количество имеющихся у него денег и, тем самым, уменьшается его право выйти в другие сферы рынка. У заемщика же увеличивается количество имеющихся у него денег и тем самым увеличивается его возможность выйти на другие рынки.

     Каждая  часть денежного оборота обслуживает  свою сферу рыночных отношений (см. рис. 1.1), причем деньги свободно переходят из одной части денежного оборота в другую, что позволяет оперативно перебрасывать их из одной сферы рыночных отношений в другую в соответствии со складывающейся в результате действия закона спроса и предложения конъюнктурой рынка. В отличие от других рынков валютный рынок не обслуживается конкретно какой-то частью денежного оборота, он только увеличивает или уменьшает этот оборот.

     Таким образом, можно сформулировать две  основные задачи, которые решает денежный оборот, обслуживая систему рыночных отношений, что и определяет его роль:

     - денежный оборот, перераспределяя деньги между своими частями, обеспечивает свободный перелив капитала из одной сферы рыночных отношений в другую, тем самым осуществляя их взаимосвязь;

     - в денежном обороте создаются новые деньги, обеспечивающие удовлетворение потребности в них всех сфер рыночных отношений.

     Итак, денежный оборот в условиях рыночной модели экономики обслуживает не только рыночные, но и распределительные отношения в хозяйстве. Это, прежде всего финансовые отношения, связанные с существованием федерального и местного бюджетов; кредитные отношения, связанные с предоставлением центральным банком кредитов правительству, а также льготных кредитов коммерческим банкам.

 

2 НЕОБХОДИМОСТЬ, МЕТОДЫ  И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА

 

     Правильная  организация денежного оборота  — одно из важнейших условий эффективного управления экономикой. Денежный оборот отражает как положительные итоги процесса производства товаров и услуг, так и его отрицательные моменты. Практика хозяйствования доказала целесообразность концентрации управления денежным оборотом центральным банком, который является единым кредитным, эмиссионным, кассовым и расчетным центром государства.

     Рассмотрим основные принципы организации денежного оборота.

     В учебном пособии Тарасова В.И. «Деньги, кредит, банки» выделены следующие  принципы организации денежного  оборота:

     -  все предприятия (объединения), организации  и учреждения обязаны хранить  денежные средства на счетах  в банке, проводить расчеты через банк преимущественно в безналичной форме;

     -  банки должны обеспечивать ведение  счетов предприятий и организаций, проведение по ним безналичных и налично-денежных расчетов с соответствующим контролем, прием и хранение денежных сбережений населения, выдачу их по первому требованию вкладчиков в любой форме;

     -  во внутрибанковском обороте  применяются только расчетные документы установленной формы, а во внебанковском обороте — только государственные денежные знаки [11, с. 52].

     Денежный  оборот регулируется центральным банком. При этом регулирование денежного обращения центральным банком может быть направлено на любой из элементов денежно-кредитного рынка: на объем предложения денег в наличной и безналичной формах, величину спроса на кредит и его цену.

     Возможность воздействия на предложение денег  обеспечивается совмещением в лице центрального банка субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и субъекта денежно-кредитного регулирования. При этом монополия на эмиссию банкнот создает базу для контроля над наличной составляющей денежного обращения, а особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом — основу для определения возможного объема банковских кредитов.

     Совокупность  мероприятий, осуществляемых центральным банком страны в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики, называется денежно-кредитной политикой.

     Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. [13, с. 604].

     Имеющиеся в распоряжении центрального банка  инструменты денежно-кредитного регулирования  различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика государства, деятельность центрального банка может быть направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на се ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры. При помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.

     По  форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального байка, и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков не только развитых стран, но и широко применяются в развивающихся государствах. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не являются мгновенными и не всегда адекватны намеченной цели.

     По  характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественных параметров рынка и, прежде всего, стоимости банковских кредитов.

     По  срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики [5, с.77-85].

     Инструменты денежно-кредитной политики включают:

     а) лимиты кредитования;  прямое регулирование  ставки процента;

     б) изменение нормы обязательных резервов;

     в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

     г) операции на открытом рынке [1, с. 146].

     Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана  со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Информация о работе Регулирование денежного оборота