Регулирование денежного оборота

Автор: p**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 01:26, курсовая работа

Описание работы

В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку кругооборот денежных средств играет огромную роль в хозяйственной жизни предприятия любой формы собственности. Переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночным отношениям вызвал необходимость создания новой платежной системы, базирующейся на двухуровневой системе банков. Потребовались разделение и обособление денежных ресурсов различных хозяйствующих рыночных субъектов, формирование самостоятельных коммерческих банков, введение корреспондентских отношений между ними. Перестройка платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форм и способов осуществления платежей.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 591.50 Кб (Скачать)

     Тем не менее, в 1999 г. не удалось решить проблему инфляции, в среднемесячном исчислении составившую 11 %. Кроме упомянутых негативных факторов, можно назвать и экспансионистскую денежно-кредитную политику, связанную с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области АПК и жилищного строительства. Все это в сочетании с административным регулированием официального обменного курса белорусского рубля и множественностью валютных курсов обусловило возникновение существенных деформаций на денежном и валютном рынках. Лимит кредитной эмиссии, предусмотренной в размере 35 трлн р., был превышен почти в 2,5 раза. В результате ежемесячный индекс потребительских цен находился в пределах 12 — 14 %. Таким образом, возникла необходимость трансформации денежно-кредитной политики, что и было осуществлено в 2000 г.

     В 2000 г. денежно-кредитная политика основывалась на концепции перехода к политике "скользящей фиксации" обменного курса белорусского рубля, которая близка к системе "валютного совета", однако, в отличие от нее, допускает возможность ограниченной кредитной эмиссии. Предполагалось, что последняя будет направляться на финансирование дефицита государственного бюджета, а рефинансироваться банковская система будет на рыночной основе. Одним из критериев степени жесткости денежно-кредитной политики является уровень и соотношение процентной ставки по однодневным рублевым межбанковским кредитам и ставки рефинансирования Национального банка. На протяжении 1999 г. и в первом квартале 2000 г. ставка по однодневным рублевым межбанковским кредитам была ниже ставки рефинансирования и темпа инфляции, но, начиная с апреля 2000 г., это соотношение изменилось. При этом, начиная с февраля 2000 г., был обеспечен положительный уровень в реальном выражении процентных ставок по основным рублевым операциям, включая ставки по кредитам и депозитам. В дальнейшем размер ставок постепенно снижался, но оставался выше текущих темпов инфляции.

     Положительным моментом стало и то, что в течение  всего 2000 г. Нацбанк Республики Беларусь гибко сочетал меры по поддержке  ликвидности банков путем использования всего комплекса инструментов, включая ломбардный кредит, сделки репо, свопы, покупку и продажу валюты. Кредит обеспечивали ресурсами в основном на безэмиссионной основе [15].

     Определенный  прогресс был достигнут в области  повышения надежности банковской системы: в Национальном банке Республики Беларусь усовершенствовали систему нормативов, которая приближена к международным стандартам, рекомендуемым Базельским комитетом, и к нормативам, действующим в России. Ужесточение денежно-кредитной политики явилось важным фактором того, что, начиная с апреля 2000 г., произошла стабилизация рыночных котировок белорусского рубля, среднемесячные темпы девальвации которых не превышали 2 %. Наиболее важным и положительным результатом денежно-кредитной политики 2000 г. явилось осуществление перехода к единому валютному курсу. Ликвидация системы множественности курсов и расширение сферы использования белорусского рубля во внешней торговле создали более благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий. Практически, начиная с 2000 г., обеспечивалась высокая стабильность рыночных котировок белорусского рубля, что сделало валютный рынок предсказуемым, а также позволило снизить издержки на проведение валютных и внешнеторговых операций.

     Однако  этот процесс оказал на экономику  и негативное влияние: уменьшились оборотные средства субъектов хозяйствования, выросли неплатежи. Все это вызвало повышение цен на белорусскую продукцию. Как следствие — высокий темп инфляции — 6,3 % (прогноз — 4,5 — 5,5 %). Это самый высокий показатель по странам СНГ [5, с.27-29].

     В 2001 г. приоритет отдавался плавной предсказуемой динамике единого курса белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка. В условиях малой открытой экономики стабильный валютный курс обеспечивает наиболее благоприятные условия для динамичного развития внешнеэкономических связей и на этой основе — интеграции экономики в систему глобальных экономических процессов. Динамика валютного курса в условиях нестабильной экономики — более четкий ориентир и показатель эффективности политики центрального банка по сравнению с динамикой различных денежных агрегатов. Обеспечение стабильного валютного курса само по себе предполагает проведение жесткой денежно-кредитной политики, что является залогом достижения других ее целей.

     Укрепление  белорусского рубля отразилось не только в темпах девальвации, но и в других показателях, свидетельствующих о росте доверия к нему как полноценной национальной валюте, и о ситуации в валютной сфере в целом.

     Таким образом, начиная с 2000 г. денежно-кредитная  политика в республике становится жестче, что согласуется с объективными социально-экономическими условиями, а также базируется на опыте (зарубежном и собственном) рыночных преобразований и достижения макроэкономической стабилизации. Цели и методы денежно-кредитной политики могут и должны корректироваться в процессе изменения общей макроэкономической ситуации в стране, направлений экономических реформ, а также внешнеэкономических факторов, которые становятся определяющими в условиях малой открытой экономики Республики Беларусь.

     В связи сложившейся экономической ситуацией в стране на начало 2011 года Национальный банк Республики Беларусь продолжает осуществлять курс на существенное ужесточение денежно-кредитной политики и ограничение совокупного внутреннего спроса в целях стабилизации ситуации в экономике и сокращения отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса с начала 2011 года. Для этого используются все имеющиеся инструменты.

     В области денежно-кредитной политики в январе-марте 2011 г. были предприняты следующие меры: повышены на 1,5 процентного пункта ставка рефинансирования Национального банка до 12 процентов годовых (с 20.04 – 13 процентов годовых) , на 2 процентных пункта процентные ставки по постоянно доступным инструментам поддержки ликвидности до 18 процентов годовых (с 20.04 – 19 процентов годовых), ставки по аукционным операциям поддержки ликвидности (до 16,5 процента годовых) и двусторонним сделкам СВОП до 17 процентов годовых (с 20.04 – 19 процентов годовых); увеличен норматив обязательных резервов от привлеченных средств юридических лиц в национальной валюте и привлеченных средств в иностранной валюте с 6 до 9 процентов;

снижен  курс белорусского рубля к корзине иностранных валют, состоящей из доллара США, евро и российского рубля, с начала года на 6,17 процента.

     Основной  целью денежно-кредитной политики республики на современном этапе является обеспечение устойчивости национальной валюты, выражаемое, прежде всего, в поддержании низкого уровня инфляции. На достижение этого направлено действие всех монетарных инструментов совместно с мерами экономической политики Беларуси. Именно отсутствие высокой инфляции в течение достаточно длительного периода — принципиально необходимое условие устойчивого экономического роста. Ведь долгосрочный рост производства, обеспечивающий подъем жизненного уровня граждан Беларуси, возможен только на основе постоянного обновления основных фондов и совершенствования технологий за счет внутренних и внешних инвестиций, а инвесторы, в том числе предприятия и банки, могут эффективно действовать только в условиях гарантированной финансовой стабильности. 

     Не  менее важным признаком устойчивости национальной валюты является стабильность ее обменного курса. В условиях открытой экономики нашей страны, где доля внешней торговли во всем экономическом обороте очень велика, динамика обменного курса имеет существенное значение для регулирования внутренних цен. Именно поэтому Национальный банк, как и центральные банки целого ряда стран с открытой экономикой, традиционно использует курсовую политику в качестве одного из основных каналов достижения конечной цели своей денежно-кредитной политики по сдерживанию инфляции. 

     Таким образом, денежно-кредитная политика является эффективным средством  государственного регулирования экономики. Эта эффективность может многократно  усиливаться, если денежно-кредитная политика увязана с общеэкономической политикой государства. Если же денежно-кредитная политика функционирует как бы сама по себе или, образно говоря, обращена «внутрь» банковской системы, то ее воздействие на экономику является незначительным, а иногда и негативным.

 

3 СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО  БАНКА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

     В 2010 г. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в условиях постепенного преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса как в национальной экономике, так и в экономиках стран — основных торговых партнеров. Вместе с тем, по мнению международных финансовых организаций, последствия кризиса будут сказываться на макроэкономической ситуации многих стран мира еще долгое время.

     Прежде  всего, необходимо отметить следующее: темп инфляции находился в пределах прогнозного коридора. Прирост индекса потребительских цен в январе — декабре составил 9,9%, или 0,8% в среднем за месяц (рисунок 3.1).  

     

 

Рисунок 2 - Индекс потребительских  цен в 2010—2011 гг., в  процентах, нарастающим  итогом

     Примечание - Источник: [17] 

     Вместе  с тем в январе — марте 2011 г. среднемесячный прирост индекса потребительских цен (2,0%) в 2,5 раза выше аналогичного показателя прошлого года (0,8%). Это объясняется действием ряда факторов, среди которых увеличение внешних цен на топливо, а также рост цен на ряд продовольственных товаров, динамика которых в основном определяется ситуацией на внешних рынках.

     Среднемесячный темп инфляции на уровне 2% не позволяет обеспечить достижение конечной цели денежно-кредитной политики по 2011 году в целом — инфляции, не превышающей 8,5%.

     В условиях неблагоприятной динамики внешней торговли, превышения спроса над предложением на валютном рынке курсовая политика была ориентирована на сохранение финансовой стабильности и обеспечение устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. Стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 1,8% при установленном Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год коридоре возможных колебаний ее стоимости в пределах плюс/минус 10% в соответствии с рисунком А.1. Была поддержана ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта. В январе — ноябре 2010 г. индекс реального эффективного курса белорусского рубля по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. снизился на 6,29%.

     По  предварительным данным, валютная выручка от экспорта товаров, услуг и прочих поступлений за 2010 г. составила 29,3 млрд. долл. США. Относительно выручки за предыдущий год имеет место ее увеличение на 4,1 млрд. долл. США, или на 16,2%.

     Валютная  выручка, поступившая из стран СНГ, возросла на 5,5 млрд. долл. США, или на 62,6%, а выручка из стран вне СНГ снизилась на 1,4 млрд. долл. США, или на 8,3%.

     В истекшем году не удалось достичь  поставленных целей по наращиванию международных резервных активов Республики Беларусь. В национальном измерении их прирост составил 176,8 млн. долл. США, или 3% - см. рисунок А.2. В международном измерении произошло снижение данного показателя на 621,8 млн. долл. США.

     Негативное  влияние на динамику международных резервных активов оказал сложившийся в течение года высокий спрос на иностранную валюту со стороны предприятий-резидентов, который составил на чистой основе 6,9 млрд. долл. США. В последнем квартале возрос спрос на валюту со стороны населения, достигнув в итоге 1,5 млрд. долл. США на чистой основе.

     Положительную роль в наполнении национального валютного рынка сыграли банки — резиденты Республики Беларусь. За отчетный год они на чистой основе продали валюты на сумму почти 500 млн. долл. США. Важно отметить, что в прошедшем году удалось удержать инфляцию в рамках прогнозных значений.

Прирост индекса потребительских цен за 2010 г. составил 9,9% против 10,1% годом ранее.

     Кредитная политика банков была направлена на максимальное с учетом банковских рисков удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах. Требования банков к экономике на 1 января 2011 г. составили почти 92,9 трлн. руб. согласно рисунку А.3. За отчетный год по номиналу они увеличились на 39,9%, что соответствует прогнозному параметру.

По  итогам 2010 г. отношение требований банков к экономике в процентах к ВВП составило 57%, превысив прогнозное значение на 6 процентных пунктов.

Банки, как и ранее, весомо участвовали в реализации крупных государственных социально-экономических программ и мероприятий, осуществляемых по решениям Президента и Правительства Республики Беларусь. В 2010 г. на эти цели выдано кредитов в сумме 17,8 трлн. руб., что на 3,3 трлн. руб., или в 1,23 раза, больше, чем за предыдущий год.

     Стратегическим  приоритетом в нашей стране традиционно  является жилищное строительство. Более того, в условиях кризисного и посткризисного развития данная сфера экономики рассматривается как очень важный рычаг поддержания деловой активности в смежных отраслях экономики.

     Одним из направлений реализации данной стратегии является расширение льготного кредитования банками жилищного строительства. За 2010 г. банки выдали льготных кредитов на цели жилищного строительства в сумме 6,76 трлн. руб., что на 2,2 трлн. руб., или в 1,48 раза, превышает объем вы-

дачи  за 2009 г. Совокупная задолженность населения по всем кредитам на цели жилищного строительства и приобретения жилья к 1 января 2011 г. достигла 15,8 трлн. руб., что в 1,5 раза больше, чем на начало прошлого года.

Информация о работе Регулирование денежного оборота