Процентная политика коммерческих банков и ее особенности в условиях инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение процентной политики коммерческого банка и ее особенностей в условиях инфляции.
Задачами написания данной работы являются:
- рассмотреть теоретические основы ведения процентной политики банка;
- рассмотреть виды процентных ставок
- изучить особенности процентной политики коммерческого банка в условиях инфляции;
- отметить направления совершенствования организации и проведения процентной политики коммерческого банка

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…. 4
Теоретические аспекты процентной политики банков…………………..…….6
1.1Сущность процентной политики……………...……………………….…….6
1.2 Виды процента…………………………………………………………..…....8
Процентная политика коммерческих банков, ее особенности в условиях инфляции…………………………………………………………………….…..15
2.1 Процентная политика коммерческих банков……....………………….….15
2.2 Особенности процентной политики в условиях инфляции……….……..20
3. Совершенствование процентной политики коммерческих банков.………….23
Заключение………………………..……………………………………………..….27
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

МОЯКУРСОВАЯ.docx

— 69.66 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра денежного обращения, кредита и фондового рынка

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Деньги, кредит, банки

на тему: Процентная политика коммерческих банков и ее особенности в условиях инфляции

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 31 страница, 17 источников, 2 приложения

 

ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА, ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА, МАРЖА, ДЕПОЗИТ, КРЕДИТ, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ  БАНК, КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК

 

Объект исследования – процентная политика

Предмет исследования – процентная политика коммерческих банков и ее особенности в условиях инфляции

Цель работы: рассмотреть механизм построения процентной политики коммерческого банка, изучить виды процентных ставок, проанализировать влияние инфляции на процентную политику

Методы исследования: сравнительный, диалектический, аналитический.

Исследования  и разработки: изучено функционирование ОАО «АСБ Беларусбанк» и разработаны таблицы процентных ставок по вкладам и кредитам данного банка

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….…. 4

  1. Теоретические аспекты процентной политики банков…………………..…….6

1.1Сущность процентной  политики……………...……………………….…….6

1.2 Виды процента…………………………………………………………..…....8

  1. Процентная политика коммерческих банков, ее особенности в условиях инфляции…………………………………………………………………….…..15

2.1 Процентная политика  коммерческих банков……....………………….….15

2.2 Особенности процентной  политики в условиях инфляции……….……..20

3. Совершенствование процентной  политики коммерческих банков.………….23

Заключение………………………..……………………………………………..….27

Список использованной литературы…………………………..……………….....29

Приложение А: Проценты, выплаченные по вкладам, депозитам в течение 2010г. ………………………………………………………………………………..30

Приложение В: Процентные ставки по кредитам ОАО «Беларусбанк»………..31

 

ВВЕДЕНИЕ

Основная общественно-экономическая  функция коммерческих банков состоит  в финансовом посредничестве, суть которого сводится к перемещению  денежных потоков от субъектов, имеющих  избыток денежных средств, к субъектам, нуждающимся в них. За выполнение этой функции банки получают доход  в виде процента, который позволяет  им развиваться. В свою очередь эффективность  посредничества во многом определяется возможностью размещения ресурсов по ставкам, превышающим ставки заимствования, что обусловливает актуальность вопросов формирования процентной политики коммерческих банков.

Развитие рыночных отношений, с одной стороны, создало возможности  для рыночного формирования ставки процента и усиления дифференциации процентных ставок в зависимости  от местонахождения банков, их типа, размера, длительности функционирования, степени развития региональной конкуренции  и т.п., с другой стороны, обострило  проблемы управления процентными отношениями  и присущими им рисками.

В условиях усиления конкуренции, ужесточения законодательства, снижения общего уровня доходности на банковском рынке, снижения процентной маржи между  привлекаемыми и размещаемыми ресурсами  сохранить уровень прибыли возможно за счет роста общих оборотов и  объема осуществляемых операций.

Разработка каждым банком своей процентной политики, в которой  оговариваются общие подходы  в ценообразовании на оказываемые  услуги, рассчитываются и фиксируются  на определенный период времени процентные ставки по кредитам и депозитам, и  ее воплощение на практике позволяет  банку иметь ориентиры в ценообразовании  на сегодняшний день и на некоторую  перспективу, согласовать другие направления  банковского менеджмента в части  управления доходами и расходами, управления прибылью и т.д., что в конечном итоге обеспечивает эффективную  деятельность кредитной организации  в целом.

В научных исследованиях  по банковскому делу до недавнего  времени не уделялось должного внимания вопросам разработки теоретических  и методологических основ формирования и практической реализации процентной политики, поэтому сегодня нет  единого подхода к раскрытию  ее содержания. Наиболее значимый вклад  в исследование общих вопросов банковского  дела, а также отдельных аспектов формирования процентной политики коммерческих банков внесли исследования лишь нескольких специалистов, в работах большинства  других авторов процентная политика представлена в основном как элемент  кредитной политики, а из всех видов  процентных ставок анализируется преимущественно  процент за банковский кредит. Такое  положение вполне объяснимо тем, что процент за кредит является основным источником процентных доходов. Тем  не менее, поскольку объектом процентной политики коммерческого банка является вся система процентных ставок, используемых в деятельности банка, то представляется, что с развитием денежно-кредитных отношений необходимость анализа и разработки всех направлений процентной политики, а также факторов, ее определяющих, становится все актуальнее.

С учетом вышеизложенного, можно  отметить актуальность и важность выбранной  для рассмотрения курсовой работы.

Целью написания данной работы является изучение процентной политики коммерческого банка и ее особенностей в условиях инфляции.

Задачами написания данной работы являются:

- рассмотреть теоретические  основы ведения процентной политики  банка;

- рассмотреть виды процентных  ставок

- изучить особенности  процентной политики коммерческого  банка в условиях инфляции;

- отметить направления  совершенствования организации  и проведения процентной политики  коммерческого банка

Предметом исследования является процентная политика коммерческого  банка.

Для написания курсовой работы были использованы преимущественно российские учебные материалы, периодическая литература, электронные ресурсы.

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКОВ

1.1 Сущность процентной  политики 

 

Начнем с того, что процентная политика реализуется на двух уровнях: Центрального банка и коммерческих банков. На уровне Центрального банка  национальная процентная политика должна:

  • благоприятствовать росту экономики;
  • сдерживать инфляцию;
  • обеспечивать стабильность национальной валюты;
  • обеспечить выборочную политику процентных ставок в пользу приоритетных производств и секторов народного хозяйства. [1, с. 28]

На уровне коммерческих банков процентная политика является одним  из важнейших элементов общей  политики банка и представляет собой  совокупность мер в области процентных ставок по привлечению и размещению денежных средств в рублях и иностранной  валюте, а также направлена на обеспечение  рентабельности и ликвидности банка. [2, с. 163]

Увеличивая уровень учетной  ставки, Центральный банк достигает  таких регулятивных последствий:

  • сдерживает спрос коммерческих банков на свои ссуды,
  • тормозит рост их избыточных резервов и банковского кредитования экономических субъектов,
  • сдерживает мультипликацию депозитов и рост предложения денег;

Снижение Центральным  банком учетной ставки имеет противоположные  последствия - увеличивает спрос  коммерческих банков на ссуды и их избыточные резервы, что вызывает рост предложения денег.

Процентная политика имеет  определенные недостатки. Для коммерческих банков и других экономических субъектов  важно не просто изменение учетной  ставки, а изменение ее соотношения  с рыночными процентными ставками, по которым они получают ссуды  у других кредиторов и сами предоставляют  ссуды. Если, например, рыночные займы  выросли больше, чем учетная ставка, то коммерческим банкам будет выгодно  не уменьшать свои заимствования  у Центрального банка. Поэтому не достигается эффекта торможения предложения денег повышением учетной  ставки. Кроме того, коммерческие банки  могут не отреагировать соответствующим  образом на изменение учетной  ставки и по другим причинам: из-за инфляционных ожиданий, состояния своей ликвидности  и т.д. В случае высоких инфляционных ожиданий коммерческим банкам целесообразно  увеличивать спрос на ссуды Центрального банка даже при повышении учетной  ставки.

На процентную политику банка  оказывают влияние внешние и  внутренние факторы.

К внешним факторам относятся:

  • состояние финансового рынка;
  • уровень инфляции;
  • спрос на банковские услуги;
  • уровень банковской конкуренции;
  • политика Центрального банка;
  • региональная специфика;
  • состояние социальной среды.

К внутренним факторам относятся:

  • спектр оказываемых банком услуг;
  • квалификация и опыт персонала;
  • состав клиентов банка.

При формировании процентной политики банк учитывает, что для  различных секторов финансового  рынка характерны различные величины процентных ставок. [2, с. 163]

Ставки денежного рынка, используемые при краткосрочных  ссудных операциях между кредитно-финансовыми  институтами (в т.ч. государственными), – это официальная учетная  ставка, ставка по краткосрочным межбанковским  ссудам.

Ставки рынка ценных бумаг  – это преимущественно ставки доходности разнообразных облигаций  в момент их эмиссии и впоследствии на вторичном рынке.

Ставки по операциям банка  с небанковскими заемщиками и  кредиторами – это ставки, связанные  с предоставлением и привлечением средств указанным заемщикам  и кредиторам.

Процентная политика банка  определяется продолжительностью разрыва  между сроками освобождения привлеченных и размещенных средств и колебаний  процентных ставок, уровнем процентного  риска, который выражается в опасности  потерь в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых банком по привлеченным средствам, над ставками по предоставляемым  ссудам.

При формировании процентных ставок по пассивным операциям банк должен учитывать следующие факторы:

  • процентные ставки различаются в зависимости от сроков, размеров привлекаемых средств, категории клиента, валюты денежных средств и т.д.;
  • размер процентной ставки находится в зависимости от официальной учетной ставки Центрального банка и норм резервирования;
  • величина процента по привлекаемым ресурсам должна быть реальной, т.е. учитывать уровень процентных ставок по активным операциям и маржу.

При формировании процентных ставок по активным операциям банк учитывает следующие факторы:

  • официальную учетную ставку Центрального банка;
  • конъюнктуру рынка;
  • издержки привлечения средств;
  • степень риска проекта;
  • финансовое состояние заемщика, степень надежности, платежеспособность.

Разница между процентным доходом и расходом банка, между  процентами полученными и уплаченными  есть процентная маржа. Маржа предназначена  для покрытия издержек банка, рисков, включая инфляционный, для создания прибыли и покрытия договорных скидок.

Абсолютная величина маржи  может рассчитываться как разница  между общей величиной процентного  дохода и расхода банка, а также  между процентным доходом по отдельным  видам активным операций и процентным расходом, связанных с ресурсами, которые используются для этих операций.

Достаточная маржа может  рассчитываться на основе фактических  данных за истекший период и прогнозных величин на планируемые периоды. Расчет прогнозной достаточной маржи  необходим для формирования договорной процентной ставки на предстоящий период. Минимально необходимый размер процентной ставки по активным операциям складывается из достаточной маржи и реальной стоимости ресурсов с учетом инфляции. [1, с. 45]

Информация о работе Процентная политика коммерческих банков и ее особенности в условиях инфляции