Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:58, курсовая работа
Цель работы заключается в комплексном изучении денежных агрегатов, их сущности и видов, а также в их полном анализе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, значение и виды денежных агрегатов;
- проанализировать состояние денежной массы банковской системы Республики Беларусь;
- рассмотреть пути совершенствования денежной системы.
Введение…………..………………………………………………………...…4
Методология денежных агрегатов…………………………………………..6
Сущность денежной массы и ее структура……………………………..6
Денежные агрегаты Республики Беларусь……………………………..12
Анализ показателей, характеризующих денежную массу в Республике Беларусь……………………………………………………………………...16
Динамика денежных агрегатов Республики Беларусь………………..16
Факторы влияющие на объем денежной массы……………………….23
Проблемы связанные с динамикой денежных агрегатов. Пути совершенствования денежной системы…………………………………....28
Заключение…………………………………………………………………..33
Библиографический список…………………………………………………34
- обязательные денежные резервы частных банков.
- операции народного банка на открытом рынке ценных бумаг [15].
Косвенные факторы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных долгов у нас отсутствует, а, соответственно, Национальный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.
Подводя
итог главе, мы видим что показатели
денежной массы характеризовались
снижением в большей степени
в начале 2009 года, что в основном было
обусловлено сезонным фактором, снижением
объемов реализации товаров и услуг на
внутреннем и внешнем рынках, ростом запасов
готовой продукции и отрицательного сальдо
внешней торговли, вызванных мировым финансовым
кризисом. Во второй половине 2009 г. и начале
2010 г. данные показатели характеризовались
увеличением, чему во многом способствовала
проводимая процентная политика, антикризисная
политика Правительства, деятельность
Национального банка.
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ
СВЯЗАННЫЕ С ДИНАМИКОЙ
ДЕНЕЖНЫХ АГРЕГАТОВ.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕНЕЖНОЙ СИТЕМЫ
Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов, как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.).
Ускорению
обращения денег способствуют замена
металлических денег
При обесценении денег потребители увеличивают покупки товаров для того чтобы оградить себя от падения покупательной способности денег, что ускоряет денежный оборот. При прочих равных условиях ускорение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.
Применяемые кредитными институтами методы покрытия бюджетного дефицита обычно вызывают рост денежной массы в обращении сверх реальных потребностей экономического оборота, обесценение денег.
Расширение масштабов кредитования ведет к росту дополнительного выпуска кредитных денег и платежеспособного спроса. В этом заключается активная роль кредитной системы в инфляционном процессе [15].
В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение долгов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по задолженностям, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.
Все денежные средства – наличные и безналичные – должны иметь кредитную основу. Выдача ссуды увеличивает количество денег или денежную массу, погашение займа уменьшает количество денег (наличных и безналичных), поэтому предоставление ссуд должно осуществляться на макроуровне с учетом действия денежно-кредитных законов. На основе бюджетных денежных прибылей и затрат населения и плана кассовых оборотов.
На уровне конкретных частных банков обязательно надо учитывать данные кредитных планов, т. к. там определены ресурсы кредитования (кредитный потенциал частного банка), складываемые из собственных средств банка, привлеченных средств в виде депозитов депозитеров и средств частного банка на межбанковском рынке, дополнительного выпуска. Другая часть кредитного плана – направление (размещение) ресурсов.
Частные банки осуществляют депозитно-кредитную политику дополнительным выпуском – денежная масса увеличивается, когда банки выдают кредиты своим клиентам, и уменьшается, когда кредиты возвращаются. Эти банки являются кредитным орудием обращения. Предоставляемая клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т. е. банк создает депозит (вклад до востребования), при этом увеличиваются долговые займы банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение денег в обращении. При наличии спроса на банковские займы современный эмиссионный механизм позволяет расширить денежную массу дополнительным выпуском, что подтверждается ростом денежной массы в развитых странах. Вместе с тем, экономика нуждается в необходимом, но не в чрезмерном поступлении денег, «основной психологический закон», смысл которого состоит в том, что по мере роста прибыли, увеличения богатства склонность к потреблению снижается. Отмечаются мотивы поведения людей, подталкивающие их к некоторому сдерживанию издержек, направляемых на покупки, расширение потребления.
Стабильный
и умеренный рост денежной массы,
при соответствующем росте
С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае – на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной) [12].
С
помощью денежно-кредитного регулирования
государство стремится смягчить
экономические кризисы, сдержать рост
инфляции, в целях поддержания конъюнктур
Эффективность денежной системы также зависит от покупательной способности денежной единицы. Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:
- прямое и непосредственное регулирование задолженностей и их распределения государством.
- государственное регулирование цен.
- государственное регулирование пределов заработной платы.
- государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
- государственное регулирование валютного курса [15].
Изменение количества денег, циркулирующих в экономической системе, может оказывать существенное воздействие на реальный выпуск товара, уровень цен, занятость населения и другие экономические переменные. Существование определенного соответствия между долгосрочной динамикой денежной массы и движением уровня цен было замечено еще в давние времена. В центре внимания – механизм воздействия денежной массы на цены, структура самой денежной массы, ее агрегаты. Для экономической стабильности очень важен контроль за количеством денег, а экономисты, аналитики и политики должны обладать адекватными возможностями для изменения денежной массы. К инструментам государственного регулирования денежного обращения относятся: проведение эффективной денежно-кредитной политики; управление государственным займом; реализация налоговой политики; формирование финансового рынка; контроль за денежной массой в ходе проведения денежно-кредитной политики [11].
Для осуществления эффективного контроля за состоянием денежной массы необходимо:
- полностью отказаться от разграничения принципов и сфер обращения наличных денег и безналичных денежных средств;
- строго соблюдать монополию Национального банка на осуществление дополнительного выпуска денег, выпуска в обращение банкнот во всех формах, что ведет к увеличению денежной массы;
- регулировать единый денежный оборот на следующих принципах:
1. прогнозирование потребности в денежных средствах на макроуровне, в отдельных отраслях и регионах;
2. разработка системы и внедрение контрольных цифр и нормативов (минимальные и максимальные границы прироста денежной массы и объема кредитования, лимиты наличности и резервов в банках);
3. разработка и использование экономико-математического аппарата и функций спроса и предложения денег.
4. внедрение в практику учета, анализа
и регулирования денежного обращения системы
5. разработка показателей совокупной денежной массы, расчет соответствующих агрегатов и проведение мероприятий денежно-кредитной политики [15].
Также существуют инструменты регулирования денежной массы в обращении. Они выглядят следующим образом:
1. Операции на открытом рынке, являющиеся самым основным инструментом в мировой практике, и влияющие на деятельность частных банков через объем имеющихся у них ресурсов (купля-продажа векселей, облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Если Национальный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять кредиты клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у частных банков, Национальный банк представляет им дополнительные ресурсы.
2. Девизные операции, то есть покупка и продажа Национальным банком иностранной валюты для поддержания курса национальной валюты и предотвращения его резких колебаний, противодействия спекулятивным настроениям участников рынка.
3. Депозитные операции НБ, которые также используются для изъятия излишней ликвидности коммерческого банка. Эти операции позволяют НБ оперативно привлекать в депозиты временно свободные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок, не допуская обесценения национальной валюты и росту инфляции в связи с этим.
4. Политика учетной ставки, т.е. регулирование процента по кредитам частных банков у Национального банка. Предоставление задолженностей происходит по ставке самостоятельного инвестирования, устанавливаемых Национальным банком Республики Беларусь. Повышение ставки по учетно-ссудным операциям призвано ограничить темпы роста инфляции путем «сжатия» денежной массы, находящейся в обращении. Эта ставка не вечна.
5. Изменение нормы обязательных резервов, устанавливаемой также Национальным банком. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах Национального банка и не может быть использована частными банкам для выдачи займов. В результате сокращается денежная масса в обращении [13].
Подводя
итог данной главе мы можем сказать,
что денежная масса сильно влияет
на инфляцию, уровень цен, ВВП. Избыточная
денежная масса вызывает обесценение
денег, и, как следствие, снижение жизненного
уровня населения, ухудшение валютного
положения в стране. Чтобы избежать этих
процессов нужно использовать инструменты
регулирования денежной массы, эффективно
проводить денежно-кредитную политику,
что в итоге приводит к совершенствованию
денежной системы в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной работы, хотелось бы отметить, что проведенный анализ денежных агрегатов и денежной системы в целом показал, что Беларусь располагает относительно развитым законодательством, направленным на стимулирование денежной массы, развитие банковской системы, на ее государственную поддержку, а также защиту прав населения осуществляющих вклады в национальной валюте. Однако в данной сфере существует и ряд недостатков, требующих совершения определенных действий со стороны государства, Национального банка и коммерческих банков. Такими действиями могут быть: