Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:58, курсовая работа
Цель работы заключается в комплексном изучении денежных агрегатов, их сущности и видов, а также в их полном анализе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, значение и виды денежных агрегатов;
- проанализировать состояние денежной массы банковской системы Республики Беларусь;
- рассмотреть пути совершенствования денежной системы.
Введение…………..………………………………………………………...…4
Методология денежных агрегатов…………………………………………..6
Сущность денежной массы и ее структура……………………………..6
Денежные агрегаты Республики Беларусь……………………………..12
Анализ показателей, характеризующих денежную массу в Республике Беларусь……………………………………………………………………...16
Динамика денежных агрегатов Республики Беларусь………………..16
Факторы влияющие на объем денежной массы……………………….23
Проблемы связанные с динамикой денежных агрегатов. Пути совершенствования денежной системы…………………………………....28
Заключение…………………………………………………………………..33
Библиографический список…………………………………………………34
Показатели | годы | 01.01 | 01.02 | 01.03 | 01.04 | 01.05 | 01.06 | 01.07 | 01.08 | 01.09 | 01.10 | 01.11 | 01.12 |
Денежная база | 2009 | 7702,7 | 5545,5 | 6170,6 | 5882,6 | 6485,9 | 6058,0 | 6075,7 | 6703,9 | 6955,3 | 6513,7 | 7216,4 | 7584,7 |
2010 | 6829,5 | 6934,7 | |||||||||||
Наличные деньги в обороте | 2009 | 3836,2 | 3141,4 | 3130,1 | 3093,0 | 3343,0 | 3341,1 | 3341,0 | 3552,8 | 3513,9 | 3515,8 | 3631,7 | 3601,4 |
2010 | 3647,2 | 3700,9 | |||||||||||
Обязательные резервы | 2009 | 2244,6 | 1325,5 | 1939,5 | 1727,5 | 2008,6 | 1360,8 | 1430,2 | 1882,2 | 2112,4 | 1650,1 | 2236,4 | 2353,4 |
2010 | 1706,6 | 2005,5 | |||||||||||
Избыточные резервы | 2009 | 1620,6 | 1077,6 | 1100,0 | 1061,5 | 1132,9 | 1355,3 | 1303,8 | 1267,6 | 1327,9 | 1347,0 | 1346,7 | 1629,2 |
2010 | 1474,3 | 1227,6 | |||||||||||
Депозиты других секторов | 2009 | 1,2 | 1,0 | 1,1 | 0,6 | 1,4 | 0,8 | 0,7 | 1,5 | 1,1 | 0,8 | 1,6 | 0,7 |
2010 | 1,4 | 0,8 | |||||||||||
Ценные бумаги НБ, кроме акций, включенные в денежную массу | 2009 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
2010 | 0,0 | 0,0 |
Примечание
– Источник [6, c. 5]
В зависимости от размеров страны центробанки выбирают обычно один из двух следующих вариантов регулирования денежной массы. Центробанки государств с емким внутренним рынком выбирают ориентиры на регулирование денежной массы в целях удержания заданных темпов инфляции. Классические примеры: США, Великобритания, Германия. Небольшие государства с малым внутренним рынком и открытой экономикой ориентируются на валютный курс (Австрия, Бельгия, Нидерланды).
Беларусь
относится к небольшим странам,
ориентированным на экспорт. Поэтому
в качестве основной цели регулирования
денежной массы для Национального банка
является регулирование валютного курса
белорусского рубля, то есть выбор траектории
реального курса белорусского рубля к
валютам основных торговых партнеров
и постоянное отслеживание отклонений
от заданной траектории. По мере перехода
на единый курс эта задача становится
все более актуальной.
2.2
Факторы влияющие
на объем денежной
массы
Первым фактором является размер официальной учетной ставки. Посредством манипуляции с официальной учётной ставкой Национальный банк РБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по долгам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих займах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учётной ставки, напротив, удешевляет займы и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная цена.
Таким образом, учётная политика Национального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости займов дополнительного вложения капитала, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.
Повышая или понижая официальную учетную ставку, Национальный банк оказывает воздействие на возможности частных банков и их клиентов в получении ссуды, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам [15].
Операции с ценными бумагами на открытом рынке. В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность частных банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если Национальный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а частные банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможность предоставлять займы клиентам уменьшается. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у частных банков, Национальный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг [14].
Анализ двух методов кредитного регулирования показывает, что установление и изменение нормы обязательных резервов имеют свои достоинства и недостатки по сравнению с методами повторного вложения капитала банков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для коммерческих и других банков является сугубо административным методом, в отличие от операций на открытом рынке, относящимся к рыночным методам регулирования.
Политика количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных задолженностей. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование ссуды является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать займы в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
В настоящее время в развитых странах наблюдается снижение роли центробанка как главного органа денежно-кредитного регулирования. Это объясняется появлением и развитием новых форм небанковского займа, падением эффективности интервенций на денежном рынке зависимостью Национального банка от правительства.
Величина минимальных резервов. В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Национальном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых резервным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме задолженностей или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением займов частных банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Национальный банк поддерживает степень ликвидности частных банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центробанком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центробанк регулирует масштабы активных операций частных банков (в основном объем выдаваемых ими обязательств), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной дополнительного выпуска. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Национальном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, Национальный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
Повышение нормы обязательных резервов не означает, что большая часть банковских средств “заморожена” на счетах центрального банка и не может использоваться частными банкам для выдачи задолженностей. В результате сокращаются банковские кредиты и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских займов и денежной массы, к снижению рыночного процента.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов частных банков в центробанке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Национальный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение дохода. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению страхования банки прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции.
Суть этого метода регулирования: частный банк не может превышать норму выдачи долгов, установленную центральным банком. На практике национальный банк определяет предельные темпы роста выдачи долгов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи задолженностей. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем обязательств в целом, но и на их структуру.
Политика Национального банка распространяется непосредственно на объекты его контроля – займы прочих банков, а не их ликвидность, как в случае использования косвенных методов регулирования. Этим также объясняется большая эффективность кредитных ограничений [15].
Приток инвестиций из-за рубежа. Возможность интенсивного роста денежной массы при удержании инфляции на достаточно низком уровне – зиждется на неявном предположении о притоке иностранного капитала. Именно приток инвестиций из-за рубежа обеспечивает рост международных резервов центрального банка как базы уверенности в национальной валюте. Действительно, можно финансировать бюджетный дефицит неинфляционным способом за счет внешних заимствований и снизить % ставку. Однако нельзя надеяться на постоянный приток иностранного капитала – последние события на нашем финансовом рынке подтверждают этот нерадостный тезис.
Заметим, что устойчивый приток зарубежного капитала – лишь одна из возможных подпорок в конструкции безынфляционного роста денежной массы. Аналогичный эффект может быть достигнут, например, в условиях активной дедолларизации хозяйства или быстрого (особенно экспортно-ориентированного) роста национальной промышленности. К несчастью, и эти сценарии приходится признать не слишком адекватными действительности [11].
Также существуют и косвенные факторы, которые включают:
- регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”.
- регулирование процентных ставок частных банков через управление ими национальным банком.