Проблема создания единой кредитной системы европейского сообщества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем говорить о кредитной системе и приемах, с помощью которых осуществляется кредитно-денежная политика, важно четко понять цели кредитно-денежной политики и знать учреждения, ответственные за разработку и проведение в жизнь этой политики.

Содержание

Введение 2
1. Экономическая характеристика коммерческого банка ОАО «Траст» 5
1.1. История НБ «Траст» 5
1.2. Анализ экономической деятельности банка 7
2. Основные черты и особенности современной кредитной системы 14
2.1. Сущность кредитной системы 14
2.2. Механизм функционирования кредитной системы 16
2.3. Отдельный коммерческий банк и его роль в кредитной системе 20
3. Кредитная система Европейского сообщества 27
3.1. Европейский центральный банк и Евросистема 27
3.2. Организационная структура и функции подразделений Европейской системы центральных банков 29
3.3. Цели и принципы организации деятельности ЕСЦБ 35
3.4. Инструменты денежно-кредитной политики и операции ЕСЦБ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список литературы: 63

Работа содержит 1 файл

вариант1.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

     50% этой доли – в соответствии  с удельным весом каждой страны  в общей численности населения  Европейского Экономического Сообщества;

     50% - в соответствии с ее удельным  весом в совокупном валовом  внутреннем продукте ЕЭС.

     Эти данные будут корректироваться каждые 5 лет.

     По  состоянию на 1 июня 1998г. одиннадцать  Национальных центральных банков стран  – участниц ЕЭВС полностью оплатили свою долю капитала Европейского центрального банка. Остальные четыре внесли по 5% от своей доли капитала. Вследствие этого в настоящее время ЕЦБ обладает действительно оплаченным первоначальным капиталом в сумме, составляющей почти 4 млрд. евро (Приложение 9). 

     Согласно  учредительным документам чистая прибыль  ЕЦБ должна распределяться в следующем порядке:

     часть ее, которая определяется Советом  Управляющих (но не более 20% всей чистой прибыли), перечисляется в общий  резервный фонд (объем которого не должен превышать 100% уставного капитала);

     оставшаяся  часть распределяется между держателями акций банка в соответствующей пропорции. 
 

     3.4 Инструменты денежно-кредитной политики и операции Европейской системы центральных банков.

     В Уставе ЕСЦБ (статьи с 17 по 24) определены инструменты денежной политики и  операции, осуществление которых позволит системе решить возложенные на нее задачи. Основные инструменты денежной политики ЕСЦБ: проведение операций на открытом рынке, регулирование дисконтной ставки путем проведения депозитно-ссудных сделок и установление минимальных резервных требований для кредитных институтов.

     Основной  объект регулирования при проведении этих операций – ликвидность кредитных  учреждений, которая непосредственно  влияет на спрос и предложение  денег в экономике, тем самым  существенно воздействуя на темпы  инфляции. Одинаковые для всех стран – участников «зоны евро» условия проведения этих операций дают информацию участникам денежного рынка об основных направлениях денежно-кредитной политики Европейского экономического и валютного союза и обеспечивают ее единство. К операциям ЕЭВС допускаются кредитные учреждения, отвечающие следующим квалификационным требованиям: устойчивость, эффективное управление, широкие операционные возможности. В список кредитных институтов, которые должны выполнять минимальные резервные требования, входят более 8 тысяч кредитных организаций еврозоны, причем свыше 4 тысяч из них имеют доступ к депозитно-ссудным операциям, а около 3 тысяч участвуют в операциях по рефинансированию. 

     Проведение  операций на открытом рынке играет важную роль в денежно-кредитной политике ЕСЦБ с целью влияния на величину процентной ставки, управления общей ликвидностью денежного рынка и прогнозирования возможных трудностей в проведении денежной политики. Для проведения операций на открытом рынке в распоряжении ЕСЦБ находятся четыре финансовых инструмента. Самым важным из них являются операции по рефинансированию, применяемые на основе соответствующих соглашений о перепродаже кредитов или заложенных займов. ЕСЦБ может также осуществлять эмиссию долговых сертификатов, операции по обмену иностранной валюты и привлечение депозитов на ограниченный срок. Возможно также проведение операций на основе стандартных тендеров, срочных тендеров или двусторонних процедур. В зависимости от цели, повторяемости и принимаемых шагов, операции на открытом рынке, осуществляемые ЕСЦБ, можно подразделить на четыре основные категории. 

     1. Главные операции рефинансирования играют центральную роль в регулировании процентных ставок, управлении объемом ликвидности на рынке и разъяснении смысла проводимой ЕЦБ кредитно-денежной политики. Именно эти операции обеспечивают основную часть рефинансирования частного сектора.

     Отличительные черты главных операций рефинансирования состоят в следующем:

  • «работают» лишь в одном направлении, в сторону передачи частному сектору дополнительных ликвидных средств;
  • проводятся регулярно, каждую неделю;
  • имеют обычно срок погашения, составляющий две недели;
  • операции осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;
  • доступ к ним предоставляется на основе стандартных тендеров;
  • все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут представлять заявки на участие в них;
  • в качестве залога принимаются активы как первой так и второй категории.
 

     2. Долговременные операции рефинансирования призваны обеспечить требуемый уровень рефинансирования долгосрочных операций. Они не служат средством регулирования процентных ставок и предоставляются на основе текущих рыночных ставок, поэтому обычно проводятся тендеры на основе варьируемых процентных ставок. Лишь при исключительных обстоятельствах ЕСЦБ может проводить тендеры на основе фиксированных процентных ставок. Используя эти операции, ЕСЦБ не намерен оказывать какое-либо давление на денежный рынок, и будет выступать как обычный получатель ссудного процента. Объем этих операций ограничен и относительно невелик.

     Отметим отличительные черты долговременных операций рефинансирования:

  • служат средством предоставления ликвидности;
  • проводятся регулярно, каждый месяц;
  • имеют обычно срок погашения, составляющий три месяца;
  • осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;
  • проводятся на основе стандартных тендеров;
  • все контрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут подавать заявки на участие в них;
  • в качестве залога, в принципе, могут приниматься активы и первой, и второй категорий. Однако с согласия Совета Управляющих ЕЦБ Национальные центральные банки имеют право накладывать определенные ограничения, касающиеся как размера, так и состава залога.
 

     3. Обратные операции «точной настройки» проводятся с использованием инструмента обратных трансакций (путем проведения дополнительных обратных сделок, продажи и покупки активов на условиях простых форвардных сделок), кроме того, ЕСЦБ может принимать вклады и проводить валютные операции «своп». Цель данных операций – оказать воздействие на положение с ликвидностью на рынке и процентные ставки, в частности, чтобы сгладить влияние неожиданных изменений в объеме ликвидности на рынке на процентные ставки. Потенциальная важность быстрых действий обусловливает стремление ЕСЦБ сохранить высокую степень гибкости в выборе процедур и конкретных форм данного типа операций.

     Обратные  операции «точной настройки» имеют  следующие особенности:

  • могут применяться как для предоставления, так и для изъятия ликвидных средств;
  • могут быть как регулярными, так и не регулярными;
  • имеют срок погашения априори, который не регламентируется;
  • операции, имеющие целью предоставление ликвидности, обычно проводятся на основе быстрых тендеров, хотя при этом не исключена и возможность применения двусторонних процедур;
  • операции, имеющие целью поглощение ликвидности, как правило, проводятся через двусторонние процедуры;
  • обычно осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки (при исключительных обстоятельствах Совет Управляющих ЕЦБ может принять решение о проведении двусторонних обменных операций непосредственно ЕЦБ);
  • ЕСЦБ может отобрать ограниченное число контрагентов для проведения данного типа операций;
  • в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.
 

     4. Структурные обратные операции относятся к прерогативе ЕСЦБ и осуществляются путем эмиссии долговых сертификатов, обратных сделок, покупки и продажи активов на условиях простого форварда. Эти операции проводятся на открытом рынке с целью корректировки структурного положения ЕСЦБ в отношении частного сектора.

     Они характеризуются следующими моментами:

  • осуществляются с целью предоставления ликвидности;
  • проводятся регулярно или не регулярно;
  • имеют срок погашения, который априори не регламентируется;
  • проводятся на основе стандартных тендеров;
  • осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;
  • все контрагенты, отвечающие общим критериям, могут подавать заявки на участие в данном типе операций;
  • в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.
 

     Активы  первого класса включают рыночные долговые инструменты, удовлетворяющие общим  критериям надежности, установленным  ЕЦБ для всей «зоны евро».

     Активы  второго класса – это рыночные и нерыночные долговые инструменты, ценные бумаги и нерыночные финансовые инструменты, критерии надежности которых устанавливаются Национальными центральными банками в соответствии с требованиями ЕЦБ.

     С точки зрения надежности при проведении денежной политики различий между инструментами  обоих классов нет (за исключением того, что активы второго класса не используются ЕЭВС в простых форвардных сделках). Список активов, допущенных к участию в операциях на открытом рынке, был опубликован в октябре 1998г., причем их курсовая стоимость на начало текущего этапа интеграции составила более 5000 млрд. евро, из которых 98% пришлось на ценные бумаги, представляющие собой обеспечение первого класса.

     Основная  часть активов (75%), используемых в  операциях ЕЭВС, представлена правительственными ценными бумагами; на ценные бумаги, выпущенные кредитными учреждениями, приходится 18%, корпоративным сектором – 4%; оставшиеся 3% выпущены национальными центральными банками.

     Ставка  по первой основной операции рефинансирования была установлена в 3%. В настоящее  время (с 11 октября 2000г.) эта величина составляет 4,75%. 

     Специфические черты имеют и депозитно-ссудные операции ЕСЦБ, которые играют важную роль в регулировании ликвидности банковских институтов. ЕСЦБ предлагает два постоянно действующих вида операций:

  • «дополнительные кредитные операции», позволяющие кредитным институтам привлечь предельный кредит овернайт НЦБ с целью достижения необходимого уровня дневной ликвидности против залога собственных активов с заранее установленной процентной ставкой (процентная ставка в этом случае будет максимально возможной для данного рынка однодневных кредитов);
  • «депозитные операции», дающие возможность банковским институтам размещать на счетах НЦБ депозиты овернайт с начислением процентов по заранее установленной процентной ставке (следует отметить, что заработать на этом удастся немного – процентная ставка опустится до отметки, минимально возможной для данного рынка).

     Данные  операции следует рассматривать  во взаимосвязи, как единую систему, посредством которой кредитные  учреждения могут пополнять свою ликвидность или, напротив, уменьшать ее в краткосрочном плане на условиях овернайт. Депозитно-ссудные операции ЕЦБ проводятся по инициативе банковских институтов.

     С 1 января 1999г. процентные ставки по операциям  ЕСЦБ были установлены в следующих размерах: 4,5% - по дополнительным кредитным операциям и 2% - по депозитным. В настоящее время (с 6 октября 2000г.) соответственно – 5,75% и 3,75%. 

      При проведении антиинфляционной политики ЕСЦБ опирается и на такой инструмент, как минимальные резервные требования к кредитным учреждениям. Эти требования выполняют две взаимосвязанные функции: стабилизации процентных ставок денежного рынка и оказания влияния на структуру ликвидности банковской системы. Механизм минимальных резервных требований оставляет значительные возможности для регулирования ликвидной позиции банков рыночными методами на ежедневной основе, позволяет проводить краткосрочные арбитражные операции и поддерживать необходимый уровень прибыльности. Это достигается тем, что резервные требования ЕСЦБ к кредитным учреждениям должны быть выполнены исходя из средней за месяц, а не ежедневной позиции. При этом соответствующий месяц начинается с 24-го календарного дня каждого месяца и заканчивается на 23-й день следующего месяца.

     Система минимальных резервных требований, функционирующая в странах «зоны евро», опирается на следующие принципы:

Информация о работе Проблема создания единой кредитной системы европейского сообщества