Проблема создания единой кредитной системы европейского сообщества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем говорить о кредитной системе и приемах, с помощью которых осуществляется кредитно-денежная политика, важно четко понять цели кредитно-денежной политики и знать учреждения, ответственные за разработку и проведение в жизнь этой политики.

Содержание

Введение 2
1. Экономическая характеристика коммерческого банка ОАО «Траст» 5
1.1. История НБ «Траст» 5
1.2. Анализ экономической деятельности банка 7
2. Основные черты и особенности современной кредитной системы 14
2.1. Сущность кредитной системы 14
2.2. Механизм функционирования кредитной системы 16
2.3. Отдельный коммерческий банк и его роль в кредитной системе 20
3. Кредитная система Европейского сообщества 27
3.1. Европейский центральный банк и Евросистема 27
3.2. Организационная структура и функции подразделений Европейской системы центральных банков 29
3.3. Цели и принципы организации деятельности ЕСЦБ 35
3.4. Инструменты денежно-кредитной политики и операции ЕСЦБ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список литературы: 63

Работа содержит 1 файл

вариант1.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

Относительная значимость различных пунктов балансового  отчета коммерческого банка является результатом того, что банкир преследует две входящие в конфликт друг с другом цели. Одна цель – прибыль. Коммерческие банки, как и другие предприятия, стремятся к прибыли. Поэтому они стремятся предоставлять кредиты и покупать ценные бумаги. Эти два пункта – основные активы, приносящие доходы коммерческим банкам. Банковская прибыль определяется как соотношение доходов и расходов. 2/3 доходов составляют проценты и сборы по ссудам (разница между суммой процентов заемщиков и процентов вкладчиков). Важными статьями доходов являются прибыль от инвестиций, биржевых операций (доходы по государственным ценным бумагам, от продажи акций и облигаций компаний), а также комиссионные вознаграждения. Основными статьями расходов являются проценты по вкладам, заработная плата и пособия служащим. Кроме того к расходам относятся проценты по займам, взятых у банков Федеральной резервной системы и банков-корреспондентов, уплата процентов по векселям и обязательствам, расходы по содержанию зданий и эксплуатации оборудования, а также отчисления на возможные убытки по ссудам. С другой стороны, коммерческий банк должен стремиться к безопасности. Для банков безопасность обеспечивается ликвидностью, т.е. их способностью выплачивать деньги в срок по своим обязательствам, в частности такими ликвидными активами, как наличность и избыточные резервы. Банки должны следить, чтобы вкладчики переводили свои текущие счета в наличность. Аналогично, существует возможность, что чеков, предъявленных банку к оплате, будет больше, чем предъявляемых к оплате им самим, в результате чего произойдет отток резервов. Поэтому банкиры стремятся к балансу между осторожностью и прибылями. Достигнутый компромисс определяет относительный размер приносящих доходы активов, противостоящих активам высоколиквидным. 
 
 
 
 

 

     3. Кредитная система Европейского сообщества 

     3.1. Европейский Центральный Банк и Евросистема

    Двенадцать  национальных центральных банков, в  том числе Банк Франции, Банк Италии, Банк Испании, Нидерландский банк, Национальный банк Бельгии, Австрийский национальный банк, Банк Греции, Банк Португалии, Банк Финляндии, Центральный банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Бундесбанк Германии, а также Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), расположенный во Франкфурте-на-Майне, вместе образуют Евросистему. Структура европейской системы центральных банков представлена на приводимой ниже схеме.

    

    Термин "Евросистема" выбран Советом  управляющих ЕЦБ, чтобы объяснить  устройство (соглашение), с помощью  которого Европейская система центральных  банков (ЕСЦБ) выполняет свои задачи в зоне евро. До тех пор, пока некоторые члены ЕС не ввели у себя в обращение единую валюту евро, отличие между Евросистемой и ЕСЦБ сохранится.

    Помимо  внесенного капитала 12 НЦБ ЕВС перевели на счета ЕЦБ валютные резервы  на сумму 40 млрд. евро. Передача валютных резервов также проведена пропорционально доле каждой страны в капитале ЕЦБ. Взамен каждый национальный центральный банк был кредитован ЕЦБ денежными требованиями в евро-эквиваленте за их дополнительный валютный вклад. Причем 15% этих вкладов были внесены монетарным золотом, а оставшиеся 85% в долларах США и японских йенах. Любая другая страна ЕС, пожелавшая присоединиться к евро, должна прежде всего отвечать критериям присоединения (конвергенции). При этом ЕЦБ обязан дать свое заключение о степени соответствия данной страны критериям присоединения.

    

    ЕЦБ представляет уникальную организационную  структуру, не имеющую аналога в  мировой практике. Уникальность заключается  в том, что в одной системе  сочетаются качественно разные структуры: централизованные и децентрализованные.

    Евросистемой и ЕСЦБ управляют те органы Европейского Центрального Банка, которые наделены правом принятия решения. Таковыми органами являются: Совет управляющих и Исполнительный комитет.

    Высшим  звеном ЕЦБ является Совет управляющих, в который в количестве 18 человек входят все члены Исполнительного комитета (6 человек) и управляющие всех 12 НЦБ Евросистемы.

    На  Совет управляющих возлагаются  следующие функции:

    разрабатывать важнейшие направления деятельности и принимать необходимые решения, обеспечивающие выполнение задач, возложенных на Евросистему;

    определять  денежно-кредитную политику для  зоны евро, включая ассигнования, решения, касающиеся промежуточных денежно-кредитных  ориентиров (целей), основных процентных ставок и резервов в Евросистеме, и устанавливать необходимые ориентиры для их реализации;

    рассматривать и утверждать годовой отчет ЕЦБ.

    Совет управляющих заседает в городе Франкфурте-на-Майне, как правило, два раза в месяц; допускаются также заседания  Совета управляющих в НЦБ ЕС.

    При принятии решений по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики или других задач Евросистемы члены Совета действуют не как представители национальных банков, а как независимые профессионалы по принципу "один член, один голос". Решение считается принятым, если за него проголосуют не менее 2/3 членов Совета.  

     3.2. Организационная структура и функции подразделений Европейской системы центральных банков.

     Европейская система центральных  банков (ЕСЦБ) – это  международная банковская система, состоящая  из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов Европейского Экономического Сообщества.

     Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза.

     По своей структуре она отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка.

     Национальные  центральные банки Великобритании, Дании, Греции и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: им не разрешено принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для «зоны евро» и реализовывать подобные решения.

     Рассмотрим  подробнее организационную структуру ЕСЦБ, основные задачи и принципы деятельности структурных подразделений и системы в целом.

     Европейская система центральных банков включает в себя Европейский центральный банк и Национальные центральные банки стран - участниц «зоны евро».

     В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран – членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и, прежде всего, Советом Управляющих.

     Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран – участниц Европейского экономического и валютного союза.

     К основным функциям Совета Управляющих  относятся:

  • адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;
  • определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по ее проведению.

     Кроме того, Совет Управляющих утверждает правила внутренней организации  Европейского центрального банка и  его руководящих органов, выполняет  функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества. 

     Исполнительная  Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран- членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после Консультаций с Европейским Парламентом и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих выборов). Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции. 

     Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества, независимо от их участия в ЕЭВС. Генеральный Совет выполняет функции, которые ранее осуществлялись Европейским Валютным Институтом и которые необходимо продолжать на третьем этапе плана ЕЭВС. К основным задачам Генерального Совета можно отнести следующие:

  • осуществление консультационных функций ЕСЦБ;
  • сбор и обработка статистической информации;
  • подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
  • разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;
  • принятие мер, относящихся к оплате Уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим Договором ЕЭС;
  • разработка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;
  • организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют к евро.
 

     Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его  руководящих органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет ЕЦБ. 

     Национальные  центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

     В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно используется институт кураторов, при котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление деятельности Европейского центрального банка.

     Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен  разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция – претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков. 

     В период разработки и создания ЕСЦБ подготовительные работы проводились, в частности, тремя комитетами и шестью специализированными рабочими группами, объединяющими представителей Национальных центральных банков и Европейского Валютного Института. Этот опыт тесного сотрудничества продолжается внутри ЕСЦБ с необходимыми изменениями. Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов:

  • Комитет внутренних аудиторов;
  • Комитет по банкнотам;
  • Бюджетный комитет;
  • Комитет внешней коммуникации;
  • Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;
  • Юридический комитет;
  • Комитет по рыночным операциям;
  • Комитет по денежно-кредитной политике;
  • Комитет международных отношений;
  • Статистический комитет;
  • Комитет банковского надзора;
  • Комитет информационных систем;
  • Комитет платежно-расчетных систем.

Информация о работе Проблема создания единой кредитной системы европейского сообщества