Проблема создания единой кредитной системы европейского сообщества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем говорить о кредитной системе и приемах, с помощью которых осуществляется кредитно-денежная политика, важно четко понять цели кредитно-денежной политики и знать учреждения, ответственные за разработку и проведение в жизнь этой политики.

Содержание

Введение 2
1. Экономическая характеристика коммерческого банка ОАО «Траст» 5
1.1. История НБ «Траст» 5
1.2. Анализ экономической деятельности банка 7
2. Основные черты и особенности современной кредитной системы 14
2.1. Сущность кредитной системы 14
2.2. Механизм функционирования кредитной системы 16
2.3. Отдельный коммерческий банк и его роль в кредитной системе 20
3. Кредитная система Европейского сообщества 27
3.1. Европейский центральный банк и Евросистема 27
3.2. Организационная структура и функции подразделений Европейской системы центральных банков 29
3.3. Цели и принципы организации деятельности ЕСЦБ 35
3.4. Инструменты денежно-кредитной политики и операции ЕСЦБ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список литературы: 63

Работа содержит 1 файл

вариант1.doc

— 303.00 Кб (Скачать)
 

     Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты. Кредитные учреждения, отобранные для этой цели, обязаны соответствовать ряду критериев:

  • в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервы;
  • в противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в «зоне евро». ЕЦБ имеет право на не дискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут быть полезными при проведении кредитно-денежной политики;
  • финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартиры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);
  • контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.
 

     Уполномоченные  контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных  банков только через Национальный центральный банк того государства – участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов. С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ. В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией.

     Европейская система центральных банков имеет  право отказать в доступе к  инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств. При отборе участников специализированных операций применяются и некоторые дополнительные критерии. 

     3.3. Цели и принципы организации деятельности Европейской системы центральных банков. 

     «…Основание Европейской системы  центральных банков (ЕСЦБ) является логическим продолжением решения  государств о переходе на единую валюту. Единая европейская денежная единица не может  существовать без  единой системы центральных банков, включающей в себя Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Центральные банки европейских стран…

     …ЕСЦБ основан…с целью  разработать основы для проведения единой денежной политики, начиная с 1 января 1999г., отработать все системы  и процедуры в  рамках разработанных основ и обеспечить плавный переход от национальной денежной политики отдельной европейской страны к будущей единой европейской денежной политике…» 

              В. Дуйзенберг, президент  ЕЦБ 

              (из  речи на церемонии  открытия ЕСЦБ,

              Франкфурт-на-Майне, Германия,

              30 июня 1998г.) 

     Главной целью создания Европейской системы  центральных банков, в соответствии со статьей 2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, является поддержание стабильности цен.

     В октябре 1998г. Совет Управляющих ЕЦБ  уточнил главную цель денежно-кредитной  политики ЕЭВС, указав, что понятие «стабильность цен» предусматривает возможность роста гармонизированного индекса цен на потребительские товары до 2% в год, одновременно определив и его структуру применительно к потребительским товарам и услугам. 
 

     Структура гармонизированного индекса цен на потребительские товары в зоне евро, %. 

          Совокупный  индекс 100
          Товары 65,4
          в том  числе:  
          продукты  питания 22,9
          из  них:  
          обработанные 13,5
          необработанные 9,4
          промышленные  товары 42,5
          из  них:  
          неэнергетические  промышленные товары 33,7
          энергия 8,8
          Услуги 34,6
 

     Установлено, что стабильность цен должна поддерживаться в среднесрочной перспективе, причем недопустимы рост цен сверх установленной  величины и дефляция, т. е. длительное снижение их уровня, отражаемые гармонизированным индексом цен на потребительские товары. Установление стабильности цен в рамках ЕЭВС соответствует принципам, которыми руководствовались Национальные центральные банки большинства стран до их объединения в Союз, чем обеспечивается преемственность в проведении денежно-кредитной политики. 

     Для достижения основной цели ЕСЦБ решает следующие конкретные задачи, определенные в статье 3 его Устава:  

  • определение и проведение единой денежно-кредитной  политики.

     Совет управляющих ЕЦБ определяет единую денежно-кредитную политику, которую Национальные центральные банки внедряют децентрализованным и гармоничным образом. Оперативные рамки единой денежно-кредитной политики должны удовлетворять следующим принципам: соответствие рыночным принципам, равноправный режим для всех, простота, поиск наилучшего соотношения эффективности и стоимости, децентрализация, непрерывность, согласование и соответствие с управленческими решениями ЕСЦБ.

     В основном для проведения денежно-кредитной  политики используются те процедуры  и инструменты, которые использовались большинством центральных банков до становления Европейского экономического и валютного союза. 

  • хранение  и управление официальными валютными  резервами стран-участниц, а также  осуществление валютных операций.

     Европейская система центральных банков осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран-участниц ЕЭВС. Взнос каждого Национального центрального банка определен в соответствии с его долей в капитале Европейского центрального банка.

     Согласно уставу ЕЦБ центральные банки должны передать ему (на кредитной основе) валютные резервы на общую сумму, эквивалентную 50 млрд. евро (в дальнейшем эта сумма по решению Совета Управляющих может быть увеличена). Объем резервов, переведенных одиннадцатью центральными банками стран – участниц ЕЭВС 1 января 1999г. в Европейский центральный банк, составил 39,46 млрд. евро. Из них 85% суммы - в валюте, остальные 15% - в золоте.

     Валютные  резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими  для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Проведение иных операций с этими резервами, сверх лимита, устанавливаемого Советом Управляющих, должно быть согласовано с ЕЦБ. Это считается необходимым для обеспечения согласованной валютной и денежной политики в рамках ЕЭВС.

     Валютные  резервы могут быть использованы Европейским центральным банком для проведения валютных интервенций, причем ему дано право самостоятельно принимать решения о проведении таких интервенций. Это, однако, не означает, что ЕЦБ намерен добиваться установления каких-либо курсовых ориентиров в отношении любой чужой валюты, так как подобный подход может привести к противоречию с приоритетной задачей обеспечения стабильности цен. Тем не менее, Европейская система центральных банков оснащена техническими возможностями для интервенций на валютных рынках с целью противостоять чрезмерным или хаотичным колебаниям курса евро в отношении валют основных стран вне Европейского Экономического Сообщества. 

  • обеспечение правильного функционирования платежно-расчетных систем.

     Для обеспечения успеха новой валюты на третьем этапе становления  ЕЭВС крайне важно наличие эффективной  технической базы платежей и расчетов. В частности, такая база полезна  для содействия формированию общих  краткосрочных межбанковских процентных ставок по всей «зоне евро». Это предполагает, в свою очередь, создание системы, при посредстве которой основные крупномасштабные трансграничные сделки могли бы обслуживаться в течение того же дня.

     Для осуществления платежей в пределах Европы с первого же дня 1999 года задействованы две общеевропейские системы банковских расчетов: ТАРГЕТ (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer system) с внутригосударственными системами клиринговых расчетов - RTGS (Real Time Gross Settlements) и ЕВА (система Европейской банковской ассоциации).  

     ТАРГЕТ - это система межбанковских расчетов для евро, функционирующая в режиме реального времени. ТАРГЕТ состоит  из связанных между собой 15 национальных автоматизированных систем оптовых расчетов в режиме реального времени - RTGS, размещенных в каждой из стран-участниц ЕЭВС и действующих на базе общей инфраструктуры, процедур, и платежной системы Европейского центрального банка в виде механизмов взаимного кольцевания этих центров (Interlinking System). Правительства стран – участниц ЕЭС, не вошедших на данный момент в «зону евро», также сочли необходимым создание на базах своих Национальных центральных банков центров RTGS.

     Основной  целью системы является обеспечение  универсальной основы для осуществления межнациональных расчетов в евро. По мнению ее разработчиков, ТАРГЕТ представляет собой не просто платежную инфраструктуру, а является механизмом снятия противоречий в платежных системах отдельных стран ЕЭС.

     ТАРГЕТ  был разработан для решения трех основных задач:

  • обеспечения безопасности и надежности межнациональных банковских расчетов в евро в режиме реального времени;
  • повышения эффективности межбанковских операций в рамках ЕЭВС;
  • создания технической основы для осуществления Европейской системой центральных банков своих функций.
 

     Предпосылкой  создания системы ТАРГЕТ явилась  необходимость организации безналичного оборота единой европейской валюты, для которой не существует национальных границ. Использование национальными  кредитными учреждениями различных форм банковских документов, разработанных для национальных валют, не могут быть применимы при введении евро, поскольку условия обращения евро значительно отличаются от условий обращения национальных валют. Так возникла идея создания интегрированной платежной системы, позволяющей разрешить национальные противоречия и обеспечить эффективное осуществление межнациональных банковских расчетов в евро.

     Начало  работы над ТАРГЕТ относится к 1995г. В июне 1997г. ТАРГЕТ была поставлена на испытания, а в июне 1998г. работа над ее созданием была полностью завершена В июле того же года для нее началась симуляционная отладка с прицелом на операционную готовность к началу третьего этапа плана ЕЭВС, т. е. к 1 января 1999г.

     Центры RTGS спланированы как расчетные палаты, где дебетовые и кредитовые зачисления балансируются не в конце дня, а обрабатываются по мере поступления. В тоже время, система кольцевания, связывающая эти национальные центры, состоит из телекоммуникационной сети, выходящей в каждой стране на местный интерфейс. К преимуществам системы относят скорость расчетов (они проводятся в рамках ЕЭС в течение одного дня), а также увеличение длительности осуществления расчетов для НЦБ. Часы работы системы ТАРГЕТ общие для всех стран-участниц: расчеты осуществляются с 7.00 до 18.00 по среднеевропейскому времени. Принятие клиентских переводов прекращается в 17.00 по среднеевропейскому времени.

     ТАРГЕТ  является платной системой. Плата  за осуществление межнациональных  банковских операций взимается, исходя из числа сделок, осуществленных через национальной центр RTGS по дигрессивной системе:

  • 1,75 евро за первые 100 операций в месяц;
  • 1,00 евро за следующие 900 операций в месяц;
  • 0,80 евро за каждую следующую операцию, превышающую 1000 операций в месяц.

Информация о работе Проблема создания единой кредитной системы европейского сообщества