Предмет и инструменты денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: обосновать сущность и содержание денежно-кредитной политики государства, а также показать ее основные направления и ключевые инструменты денежно-кредитного регулирования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• изучить теоретические подходы к денежно-кредитной политике;
• выявить основные цели денежно-кредитной политики;
• рассмотреть банковскую систему в смешанной экономике, Центральный и коммерческий банки;
• изучить инструменты денежно-кредитной политики;
• проследить связь денежно-кредитной политики с налогово-бюджетной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
Глава1 Сущность и объективная необходимость денежно-кредитной политики......... 5
1.1 Теоретические подходы к обоснованию денежно-кредитной политики………………..5
1.2 Основные цели денежно-кредитной политики…………………………………………...10
Глава2 Роль Центрального Банка и инструменты денежно-кредитной политики….14
2.1 Банковская система в смешанной экономике. Центральный Банк и коммерческие банки………………………………………………………………………………………….…15
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………………….…22
2.3 Связь денежно-кредитной политики с налогово-бюджетной…………………….…….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………36

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 151.50 Кб (Скачать)

С другой стороны, денежную политику можно проводить независимо от фискальной. Для государственных  расходов требуются деньги, но для  того, чтобы банки создали, а люди потратили больше денег, не требуется  никаких изменений государственного бюджета. Отсюда, конечно, не следует, что  с помощью фискальной политики нельзя оказать поддержку денежной политике. Вспомним, что ЦБ не контролирует размер денежной массы на прямую. Он может  увеличить резервы банковской системы, но не имеет возможности заставить  кого-либо брать деньги в долг и  таким образом превращать свободные  резервы в деньги. Поэтому государственные  займы и государственные расходы  – это один из способов увеличения (и весьма быстрого) денежной массы. В период упадка доверия, когда потребители  и инвесторы не хотят брать  займы, фискальная политика может быть единственным способом обеспечить эффективность  денежной политики.25

Существуют определенные трудности, связанные с вопросом согласованности, координации налогово-бюджетной  и денежной политики. Если правительство  стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального Банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом (через  выпуск облигаций) окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, вследствие чего может произойти  сокращение частных инвестиций («эффект вытеснения») и подрыв исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный Банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, тем самым провоцируя инфляцию.

Похожая проблема встает при  решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита) или  путем продажи государственных  облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, то есть не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами или частными банками. В  этом случае происходит лишь изменение  формы сбережений частного сектора  – они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций  подключается Центральный Банк, то как уже было показано, увеличивается  сумма резервов банковской системы, а соответственно денежная база, и  начинается мультипликативный процесс  расширения предложения денег в  экономике, что фактически равносильно  монетизации.

Так Центральный банк монетизирует дефицит всякий раз, когда покупает на рынке государственные облигации, выпущенные для покрытия бюджетного  дефицита. Однако, решая вопрос целесообразности монетизации дефицита, Центральный  банк сталкивается с дилеммой.

Если он не станет финансировать  дефицит, то фискальная бюджетная экспансия, не сопровождающаяся компенсирующей денежной политикой, вызовет рост процентных ставок и приведет к вытеснению частных  расходов (инвестиций).

С другой стороны, Центральный  Банк может предотвратить эффект вытеснения за счет покупки государственных  ценных бумаг, вследствие чего увеличит предложение денег и обеспечит  рост дохода без увеличения процентных ставок. Но такая политика монетизации  весьма рискована. Если экономика близка к полной занятости, монетизация  может привести к инфляции. Однако в период глубокого спада обычно нет причин опасаться инфляционных последствий компенсации бюджетной  экспансии за счет роста денежной массы. В переходных экономиках опасность  инфляции при монетизации дефицита возникает прежде всего в случае отсутствия необходимых условий  для экономического роста, а также  в результате неспособности государственных  органов управления осуществлять необходимый  контроль за движением денежных средств.26

Эффективная стабильная денежная политика в основном случаев не может  сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит  госбюджета. Это вызвано тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на Центральный Банк с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита   

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проделанная работа позволяет  нам сделать следующие выводы:

1. Кредитно-денежная политика – один из самых мощных инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия ), либо на их ограничение ( кредитная рестрикция ).

Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, центральный эмиссионный  банк может оказывать определяющее воздействие на денежное обращение, а через его посредство – на реальный национальный продукт, занятость  и индекс цен.

2. Существует два различных подхода к обоснованию денежно-кредитной политики: кейнсианская теория денег и монетаристский подход.

Джон Мейнард Кейнс  и его последователи  полагали,  что  рыночная структура экономики  обладает внутренними "пороками",  что она неспособна к саморегулированию.  Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство  должно активно вмешиваться в  дела экономики для  предотвращения кризисов  и  обеспечения  стабильности,  должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Монетаристы считают,  что рыночная экономика является  внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты - следствие неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму.

Современные же модели денежной политики  базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.

3. Кредитно-денежная политика прямо определяется приоритетами и целями правительства. Такими конечными целями обычно являются: стабильность экономического роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс.

4. Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций/сделок, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и максимально возможной степенью эффективности.

Центральный Банк – это  главный банк государства, эмиссионный  центр, основное звено кредитной  системы, орган проведения денежно-кредитной  политики, а также банковского  регулирования и надзора.          

Современные коммерческие банки – это кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять следующие банковские операции:

- привлечение во вклады средств юридических и физических лиц;

- размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

5. К инструментам денежно-кредитной  политики относятся: изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

6. Денежно-кредитная политика тесно связана с налогово-бюджетной. Воздействие бюджетно-налоговой политики зависит от мер, которые проводит ЦБ, т.е. от того, какой показатель она стремится стабилизировать: денежную массу, ставку процента или уровень дохода. В целом, при анализе одного вида политики необходимо делать предположение о ее воздействии на другой вид. То, какое предположение наиболее приемлемо, зависит от конкретной ситуации и разных политических соображений, находящихся за пределами экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

Учебники

  1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: учебник. - М. : «Маркет ДС», 2009. - 416 с. 
  2. Антонов Н.Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки. - М. : «Финстатинформ», 1995. - 272 с.
  3. Видяпин В. И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория (политэкономия) : учебник. - М. : «ИНФРА-М», 2008. - 544 с.
  4. Жуков Е. Ф. Общая теория денег и кредита: учебник для вузов. - М. : «ЮНИТИ-ДАНА», 2001. - 423 с.
  5. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: учебник. - М. : «Дело», 2002. - 472 с.
  6. Камаев В. Д. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. - М. : «Владос», 2001. - 640 с.
  7. Кузнецова Е. И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Управление». - М. : «ЮНИТИ-ДАНА», 2009. - 416 с.
  8. Мамедов О. Ю. Современная экономика : учебное пособие. - М. : «КНОРУС», 2010. - 320 с.
  9. Моисеев С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. - М. : «Экономистъ», 2008. - 652 с.
  10. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. пер. с англ. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - 736 с.
  11. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. - М. : «Издательство БИНОМ», 1997. - 800 с.
  12. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с англ. со 2-го изд. - М. : «Дело ЛТД», 1995. - 864 с.
  13. Хейне П. Образ экономического мышления. пер. с англ. - М. : «Новости», 1991. - 704 с.

Статьи из журналов

1) Андрюшин С., Кузнецова В. Денежно-кредитная политика центральных банков в     условиях глобального финансового кризиса // Вопросы экономики. 2010. № 6.

Интернет-ресурсы

1) Ставка рефинансирования в США и ее влияние на фондовый рынок. Способ прогнозирования изменения ставки рефинансирования Федеральной Резервной системой США [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – Электрон. версия печат. публ. – 2008. - №5 – URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/ekon69.html (дата обращения: 19.05.2010).

2) Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] : официальный интернет-сайт ЦБ РФ. – URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.asp?file=credit_statistics)refinansing_rates.ht (дата обращения: 19.05.2010).

3) Ставки рефинансирования ЦБ РФ, ФРС США, ЕЦБ [Электронный ресурс] : справ.-информ портал / ПРАЙМ-ТАСС агентство экономической информации. – URL: http://www.prime-tass.ru/currency/rates.asp (дата обращения: 19.05.2010).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ивашковский С. Н. Макроэкономика: учебник. - М. : «Дело», 2002. 184 с.

2 Жуков Е. Ф. Общая теория денег и кредита: учебник для вузов. - М.: «ЮНИТА-ДАНА», 2001. 170 с.

3 Камаев В. Д. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. - М. : «Владос», 2001. 352 с.

4 Мамедов О. Ю. Современная экономика : учебное пособие. - М. : «КНОРУС», 2010. 254 с.

5Жуков Е. Ф. Общая теория денег и кредита: учебник для вузов. - М. : «ЮНИТИ-ДАНА», 2001. 156 с.

6Камаев В. Д. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. - М. : «Владос», 2001. 353 с.

7Камаев В. Д. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. - М. : «Владос», 2001. 355 с.

8 Моисеев С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. Пособие. - М. : «Экономистъ», 2008. 652 с.

9 Антонов Н.Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки. - М. : «Финстатинформ», 1995. 63 с.

10 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с англ. со 2-го изд. - М. : «Дело ЛТД», 1995. 491 с.

11 Жуков Е. Ф. Общая теория денег и кредита: учебник для вузов. - М. : «ЮНИТИ-ДАНА», 2001. 167-168 с.

12Кузнецова Е. И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Управление». - М. : «ЮНИТИ-ДАНА», 2009. 394-395 с.

13Кузнецова Е. И. Деньги, кредит, банки: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Управление». - М. : «ЮНИТИ-ДАНА», 2009. 398-400 с.

14Кузнецова Е. И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Управление». - М. : «ЮНИТИ-ДАНА», 2009. 395 с.

15Кузнецова Е. И. Деньги, кредит, банки: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Управление». - М. : «ЮНИТИ-ДАНА», 2009. 399 с.

16Жуков Е. Ф. Общая теория денег и кредита: учебник для вузов. - М. : «ЮНИТИ-ДАНА», 2001. 171-173 с.

17Видяпин В. И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория (политэкономия): учебник. - М.: «ИНФРА-М», 2008. 521 с.

18 URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/ekon69.html

19 URL: http://www.prime-tass.ru/currency/rates.asp

20 Андрюшин С., Кузнецова В. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях глобального финансового кризиса // Вопросы экономики. 2010. № 6. 40 с.

21 URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.asp?file=credit_statistics)refinansing_rates.ht

22 Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. - М. : «Издательство БИНОМ», 1997. 548 с.

23Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. Пер. с англ. - М. : «Изд-во МГУ», 1994. 404-405

Информация о работе Предмет и инструменты денежно-кредитной политики