Предмет и инструменты денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: обосновать сущность и содержание денежно-кредитной политики государства, а также показать ее основные направления и ключевые инструменты денежно-кредитного регулирования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• изучить теоретические подходы к денежно-кредитной политике;
• выявить основные цели денежно-кредитной политики;
• рассмотреть банковскую систему в смешанной экономике, Центральный и коммерческий банки;
• изучить инструменты денежно-кредитной политики;
• проследить связь денежно-кредитной политики с налогово-бюджетной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
Глава1 Сущность и объективная необходимость денежно-кредитной политики......... 5
1.1 Теоретические подходы к обоснованию денежно-кредитной политики………………..5
1.2 Основные цели денежно-кредитной политики…………………………………………...10
Глава2 Роль Центрального Банка и инструменты денежно-кредитной политики….14
2.1 Банковская система в смешанной экономике. Центральный Банк и коммерческие банки………………………………………………………………………………………….…15
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………………….…22
2.3 Связь денежно-кредитной политики с налогово-бюджетной…………………….…….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………36

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 151.50 Кб (Скачать)

 

2 Роль Центрального Банка и инструменты денежно-кредитной политики

Деньги существуют на протяжении тысячелетий, Центральные банки, напротив, появились сравнительно недавно. Самыми старейшими из них являются Банк Англии и Банк Швеции, которые были основаны в конце семнадцатого века, а Федеральная  резервная система США – только в 1913 году. Что же касаясь современной  модели центральных банков, то ее формирование, в лучшем случае, восходит к девятнадцатому веку, в то время, когда начали определяться функции Центральных Банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.10

Центральный Банк является основным проводником денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства. Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные организации. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты Центрального Банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный Банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными из них являются:

-изменение процентных  ставок по операциям центрального  банка;

- изменение норм обязательных  резервов банков;

- операции на открытом  рынке с государственными ценными бумагами, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать  общими в том смысле, что они  влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов  в целом.

Могут применятся также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита или кредитования различных отраслей. К выборочным методом относятся:

-прямое ограничение размеров  банковских кредитов для отдельных  банков или ссуд (так называемые  кредитные потолки);

-регламентация условий  выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров  маржи, т.е. разницы между суммой  обеспечения и размеров выданной  ссуды.11

Именно благодаря использованию  инструментов денежно-кредитной политики государство, в лице Центрального Банка, имеет возможность влиять на состояние  экономики в целом и сглаживать в ней проявления кризисов и других негативных процессов.

2.1 Банковская система в смешанной экономике. Центральный Банк и коммерческие банки

Банковская система представляет собой включенную в экономическую  систему страны единую и целостную  совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций/сделок, в  результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и  максимально возможной степенью эффективности.

В структурном плане это  следует понимать так, что в банковскую систему необходимо включать все  те экономические организации, которые  регулярно выполняют либо все, либо хотя бы отдельные банковские операции/сделки, т.е. банки и фактические небанковские кредитные организации, а в качестве ее условного элемента инфраструктурного  характера – вспомогательные  организации  (специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: «торговые площадки», фирмы по аудиту банков, организации, определяющие их специальным оборудованием материалами, информацией, специалистами и т.д.)12

Банковская система характеризуется  следующими признаками:

- включает элементы, подчиненные  определенному единству, отвечающие  единым целям;

- имеет специфические  свойства;

- способна к взаимозаменяемости  элементов;

- является динамической  системой;

- выступает как система  «закрытого» типа;

- обладает характером  саморегулирующейся системы;

- является управляемой  системой.

Известно несколько типов  банковской системы: распределительная, рыночная, система переходного периода. Каждому типу банковской системы  присущи свои особенности.

Распределительная. Государство  – собственник банков. Монополия  государства на формирование банков. Одноуровневая система. Централизованная схема управления. Политика единого  банка. Государство отвечает по обязательствам банка. Банки подотчетны правительству.

 Рыночная. Отсутствие  монополии государства на банки.  Многообразие форм собственности.  Двухуровневая система. Децентрализованная  схема управления. Государство не  отвечает по обязательствам банка.  Банки не подотчетны правительству.  Руководитель ЦБ утверждается  парламентом

Система переходного периода. Содержит компоненты рыночной банковской системы, но их взаимодействие еще недостаточно развито.13

Существующие в настоящее  время банковские системы по степени  регламентации можно условно  подразделить на универсальные и  сегментированные.

Еще недавно универсальные  банки были характерны для таких  стран, как Германия, Франция, Нидерланды, или Швейцария. Сегодня этот тип  банковских структур господствует в  подавляющем большинстве государств.

Сегментированная банковская структура предполагает жесткое  законодательное разделение сфер деятельности коммерческих банков и небанковских кредитных организаций. Подобная структура  сохраняется, например, в США, Японии, Канаде, где коммерческим банкам запрещено  осуществлять операции по выпуску и  размещению ценных бумаг корпоративных  клиентов. Однако в США это разграничение, введенное в 1933 г. Законом Гласса – Стигала, предполагается отменить.

Российские коммерческие банки, получив лицензию Банка России на осуществление банковских операций, имеют возможность проводить  операции с государственными ценными  бумагами (государственными краткосрочными обязательствами  и облигациями). Не требуется также лицензии на проведение операций с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа (векселя, различного рода чеки) или подтверждающими  привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета (депозитные и сберегательные сертификаты). Для  проведения операций с ценными бумагами корпоративных клиентов коммерческие банки получают разрешение от Центрального Банка РФ, который, в свою очередь, получил генеральную лицензию на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг от Федеральной комиссии по ценным бумагам.

Процесс стирания различий между банками и другими кредитными учреждениями связан  не только с  расширением выполняемых ими  функций, но и с вертикальной концентрацией  и централизацией капитала, которые  имеют место при слиянии или  поглощении неоднородных финансово-кредитных  учреждений.

В зависимости от соподчиненности  согласно банковскому законодательству выделяют два типа построения банковской системы: одноуровневую и двухуровневую.

Одноуровневая организация  системы была характерна для ранних этапов развития банковского дела, в тот период, когда еще не выделились центральные банки. Длительное время  одноуровневые системы существовали в странах с планово-централизованной экономикой, где они были представлены, по сути, системой учреждений одного государственного эмиссионного банка страны. 14 Такая банковская система предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, универсализацию их операций и функций. В рамках такой системы все кредитные учреждения, включая Центральный банк, находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры.

Подобный принцип характерен в основном как для стран со слабо развитой экономикой, так и  для стран с тоталитарными, административно-командными режимами управления.

Двухуровневая банковская система  основана на взаимосвязи в двух плоскостях: вертикальной – соподчиненность  банков в банковской системе; горизонтальной – равноправие банков на каждой ступени.15

Первый уровень занимает Центральный банк РФ, в его ведение  входит монопольное право на эмиссию  и надзор за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень – это  коммерческие банки, которые обслуживают  клиентов.

Центральные Банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основные цели их деятельности — укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно Центральный Банк должен решать пять основных задач — он призван быть:

1)         эмиссионным центром страны, т.е.  пользоваться монопольным правом  на выпуск банкнот;

2)         органом регулирования экономики  денежно-кредитными методами, т.е.  проводить денежно-кредитную и  валютную политику;

3)         «банком банков», т.е. совершать  операции не с торгово-промышленной  клиентурой, а преимущественно с  банками данной страны: хранить  их кассовые резервы, размер  которых устанавливается законом;  предоставлять им кредиты (кредитор  последней инстанции); осуществлять  контроль и надзор, поддерживая  необходимый уровень стандартизации  и профессионализма в национальной  кредитной системе;

4)         банкиром правительства, т.е. поддерживать  государственные экономические  программы и размещать государственные  ценные бумаги, предоставлять кредиты  и выполнять расчетные операции  для правительства, хранить (официальные)  золотовалютные резервы;

5)         главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими  банками страны при выполнении  безналичных расчетов.

В большинстве стран эти  задачи центральных банков закреплены законодательством, особенно две первые — самые главные 

В качестве «банка банков»  Центральный Банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе казначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.

При решении пяти названных  задач Центральный Банк выполняет определенные функции. В отечественной и зарубежной литературе нет однозначного подхода к определению функций Центральных Банков. В одних источниках их насчитывается более 10, в других — всего одна (в действующей Конституции Российской Федерации).

В связи с этим представляется целесообразным из многообразия функций  Центральных Банков выделить основные (основные обязанности), без которых невозможно достижение главной цели — сохранение устойчивости национальной денежной единицы, и дополнительные (заполняющие оставшуюся часть круга обязанностей), способствующие достижению этой главной цели.

К основным функциям, осуществляемым подавляющим большинством Центральных Банков, целесообразно отнести регулирующую, контролирующую и обслуживающую. Все остальные являются дополнительными функциями.

К регулирующей функции относятся: регулирование денежной массы в  обращении и управление совокупным денежным оборотом; денежно-кредитное  регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной  политики. Это достигается путем  уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных  резервов, открытого рынка, валютной политики и др., а также путем  организации платежно-расчетных  отношений коммерческих банков (нередко  последнюю относят к обслуживающей  функции).

Контролирующая функция  тесно связана с регулирующей и осуществляется путем контроля и надзора за работой кредитной  системы. Эта функция включает определение  соответствия требованиям к качественному  составу банковской системы, т.е. процедуру  допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Центральный  Банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль за их деятельностью, выполнением установленных Центральным Банком нормативов. Степень такого контроля существенно меняется в зависимости от законодательства и традиций отдельных стран. В некоторых странах наряду с Центральными Банками контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы.

Обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового  агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-статистического  центра. Во многих странах по закону центральный банк обязан давать при  необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии  кредитной системы.

Информация о работе Предмет и инструменты денежно-кредитной политики