Предмет и инструменты денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: обосновать сущность и содержание денежно-кредитной политики государства, а также показать ее основные направления и ключевые инструменты денежно-кредитного регулирования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• изучить теоретические подходы к денежно-кредитной политике;
• выявить основные цели денежно-кредитной политики;
• рассмотреть банковскую систему в смешанной экономике, Центральный и коммерческий банки;
• изучить инструменты денежно-кредитной политики;
• проследить связь денежно-кредитной политики с налогово-бюджетной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
Глава1 Сущность и объективная необходимость денежно-кредитной политики......... 5
1.1 Теоретические подходы к обоснованию денежно-кредитной политики………………..5
1.2 Основные цели денежно-кредитной политики…………………………………………...10
Глава2 Роль Центрального Банка и инструменты денежно-кредитной политики….14
2.1 Банковская система в смешанной экономике. Центральный Банк и коммерческие банки………………………………………………………………………………………….…15
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………………….…22
2.3 Связь денежно-кредитной политики с налогово-бюджетной…………………….…….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………36

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 151.50 Кб (Скачать)

Также изменение официальной ставки Центрального Банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования  рефинансирования при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот метод  затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном  банке, то указанный метод почти  полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных  ставок рефинансирования и редисконтирования Центральный Банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками".

Центральный банк  проводит  политику учетной ставки (которую  еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя  в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные  трудности. Федеральная резервная  система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это  могут быть  ссуды  мелким  банкам  для   удовлетворения   их   сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются  банкам, оказавшимся в сложном  финансовом положении  и  нуждающимся  в помощи для приведения в порядок  своего баланса.

 Когда банк берет  ссуду, он переводит ФРС выписанное  на себя долговое обязательство,  обычно обеспеченное государственными  ценными бумагами. При возвращении  ссуды ФРС взыскивает процентные  платежи, размер которых определяется  процентной ставкой.

Давая ссуду, ФРС увеличивает  резервы коммерческого банка, причем для ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает  избыточные резервы банка, его способность  к кредитованию.

Если ФРС уменьшает  учетную ставку,  то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у  ФРС. В  этом случае можно  ожидать  увеличения денежной массы.  Напротив, повышение учетной ставки соответствует  стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение  денег.

Использование изменения ставки рефинансирования, как инструмента денежно-кредитной политики широко наблюдалось в США в период недавнего финансового кризиса. На 13.03.2008 г. ставка рефинансирования ФРС США составляла 3 %18, в дальнейшем мы наблюдали ее снижение. 16.12.08 г. данный показатель достиг 0,25%19. В условиях финансового кризиса Европейский Центральный Банк увеличил долгосрочные операции рефинансирования (в 2-3 раза; на конец 2009 года они составили более 36% совокупной валюты балансов всех ЦБ еврозоны).20 В отличии от ФРС США, в 2008 году, ЦБ РФ предпринял увеличение ставки рефинансирования. Ее пиком стал период от 01.12.2008 г. до 23.04.09г, когда ставка рефинансирования находилась на уровне 13%, в дальнейшем этот показатель пошел на спад. В настоящий момент ставка рефинансирования ЦБ составляет 8, 25%21.

Изменив учетную ставку, можно лишь  ожидать соответствующих действий банков.  Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству.  В своей дисконтной политике Центральный Банк  может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке Центральный Банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать  роль учетной ставки:  изменяя ее,  центральный банк имеет большую силу для того,  чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И  все  же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке.

Операции на открытом рынке.

Постепенно два вышеописанных  метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали  интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается  в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг  в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные  возможности, и наоборот. Центральные  банки периодически вносят изменения  в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность  своих операций, их частоту.22

Операции на открытом рынке  впервые стали активно применяться  в США, Канаде и Великобритании в  связи с наличием в этих странах  развитого рынка ценных бумаг. Позднее  этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в  купле-продаже ценных бумаг с  обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более  мягкий эффект их воздействия, придают  популярность данному инструменту  регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает  от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно  увидеть, что по своей сути эти  операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный  банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в  собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого  регулирования, поскольку объем  покупки ценных бумаг, а также  используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в  соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

 Некоторые  прочие методы регулирования  денежно-кредитной сферы.

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный  банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в  этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например,  использование количественных кредитных  ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  количественное ограничение суммы  выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь  при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

Также центральный банк может  устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими  банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в  работе, что ведет к ущемлению  прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять  к ним самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование  административного воздействия  со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно  вынужденных мер.

Кроме трех основных вышеприведенных  инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое  касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги,  который должен быть оплачен  при покупке либо наличными либо,  ценными бумагами, в то время как  на другую часть может быть выписана долговая расписка.  Маржу повышают при желании  ограничить спекулятивную  скупку акций и понижают при желании  оживить фондовый рынок.

Если государство  хочет  не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать  потребительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет  делать беспроцентный вклад в  центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

Государство в лице Центрального  Банка  может  влиять  на  банки путем словесного убеждения.  Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения  относительно  доступности  кредита  в   будущем. Иногда увещевания  оказывают  определенное  воздействие,  в конце концов ведь банкиры столь же чувствительны  к  общественному  мнению, как и другие.

2.3  Связь денежно-кредитной политики с налогово-бюджетной

Анализируя кредитно-денежные  и бюджетно-налоговые меры, важно  помнить, что они не являются независимыми друг от друга. Реализация мер в одной  области может оказать влияние  на другую. Данное взаимодействие может  исказить последствия тех или  иных решений.

Предположим, например, что  правительство, озабоченное бюджетным  дефицитом, увеличивает налоги для  того, чтобы сбалансировать бюджет. Какое воздействие оказало бы это на экономику? Ответ зависит  от того, какие меры примет Центральный  Банк в ответ на рост налогов.

На рис. 1 показаны три  возможных варианта кредитно-денежной политики. Рис. 1А иллюстрирует вариант, по которому ЦБ поддерживает предложение  денег на постоянном уровне. Рост налогов  смещает кривую IS влево, что сокращает  доход и снижает ставку процента. На рис. 1В представлен вариант, когда  ЦБ поддерживает ставку процента на постоянном уровне. В этом случае, так как  рост налогов сдвигает кривую IS влево, ЦБ должен уменьшить предложение денег, чтобы удержать ставку процента на исходном уровне. Кривая LM должна переместиться вверх. Ставка процента не снижается, но доход сокращается на большую величину, чем в случае, когда ЦБ удерживала на постоянном уровне предложение денег. На рис. 1С изображена ситуация, в которой ЦБ хочет предотвратить сокращение дохода вследствие роста налогов путем увеличения предложения денег. В этом случае рост налогов не вызывает спада, но он вызывает значительное снижение ставки процента.

Рис. 1. Связь кредитно-денежной политики с налогово-бюджетной

                                 


      А                                          В                                               С

 

Из этого примера можно  увидеть, что воздействие бюджетно-налоговой  политики зависит от мер, которые  проводит ЦБ, т.е. от того, какой показатель она стремится стабилизировать: денежную массу, ставку процента или  уровень дохода. В целом, при анализе  одного вида политики необходимо делать предположение о ее воздействии  на другой вид. То, какое предположение  наиболее приемлемо, зависит от конкретной ситуации и разных политических соображений, находящихся за пределами экономической  политики.23

Денежно-кредитная политика тесно связана не только с налогово-бюджетной, но и с внешнеэкономической политикой. Если Центральный Банк ставит целью  поддержание фиксированного обменного  курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически  невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов в  целях поддержания обменного  курса автоматически ведет к  изменению денежной массы в экономике (например, при покупке валюты предложение  денег в экономике увеличивается, так как Центральный Банк расплачивается за нее своими обязательствами). Исключением является лишь ситуация, когда Центральный Банк проводит стерилизацию притока или оттока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы, произошедшие вследствие валютных операций, изменением объема внутреннего кредита с помощью известных инструментов денежной политики.

В последние годы вследствие большого притока в страну валютной выручки от продажи нефти в  связи существенного роста цен  на мировом рынке возникло серьезное  давление на курс рубля в сторону  повышения, что поставило Центральный  банк РФ перед выбором: поддерживать курс рубля (по крайней мере, сдерживать его рост) или же проводить политику снижения инфляции, не допуская значительного  притока денег в экономику. Независимо от того, что официально  первоочередной задачей Центрального Банка являлось снижение темпов инфляции, на практике преобладали действия, направленные на поддержание курса рубля: результатом  активной покупки валюты Банком России стал рост предложения денег в  экономике. В то же время действенных  механизмов стерилизации у центрального банка не было. Начиная с 2004 г. значимую помощь Банку России начал оказывать  созданный в стране стабилизационный фонд. По сути, он стал дополнительным инструментом денежной политики, осуществляя  стерилизацию избыточной денежной массы, поступающей в экономику в  результате покупки Банком растущих доходов от продажи нефти.24

Информация о работе Предмет и инструменты денежно-кредитной политики