Потребительский кредит в Российской Федерации и его развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе необходимо:
рассмотреть понятие «кредит», его функции и принципы;
рассмотреть возникновение и развитие потребительского кредита;
определить сущность и роль потребительского кредита, его формы и виды;
выявить плюсы и минусы потребительского кредитования;
провести анализ российского рынка потребительских кредитов, рассмотреть потребительский кредит в условиях кризиса;
обозначить проблемы и перспективы потребительского кредитования в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Кредит как экономическая категория
1.1 Сущность, функции и формы кредита……………………………………..5
2 Потребительский кредит, его основные формы и виды…………………….13
3. Проблемы и перспективы потребительского кредитования в РФ…………26
Заключение……………………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовой.docx

— 64.20 Кб (Скачать)

Однако те же причины могут  быть приведены в случае решения  клиента получить товары, используя  персональную ссуду, банковский овердрафт  или кредитную карточку. Сейчас даже появилась новая форма покупки  в рассрочку - это соглашения банков с торговыми фирмами, по которым  последние продают товары в кредит клиентам банков, причём банки сразу  выплачивают фирмам наличные деньги на сумму проданных товаров, а  покупатели постепенно погашают кредит банкам.

В 50-ые годы американские, а  затем и английские банки начали широко применять “упрощённую” практику предоставления потребительских кредитов с помощью кредитных карточек. Сущность такого кредитования сводилась  к тому, что выданная банком кредитная  карточка давала право её владельцу  в пределах разрешённой суммы, т.е. персонального кредитного лимита, покупать товары в тех магазинах, с которыми банк имел соглашения на их продажу  в кредит на основе кредитных карточек. Сумма задолженности владельцев карточек магазину оплачивается банком периодически. Владельцы кредитных  карточек в свою очередь в установленные  сроки погашали долг перед банком, т.е. обязаны были платить определенную минимальную сумму, но не должны были полостью оплачивать долг. Если же минимальная  сумма в установленный срок оставалась неоплаченной, то на нее начислялся процент и добавлялся к долгу  владельца карточки компании кредитных  карточек. Аналогичная схема кредитования с помощью кредитных карточек существует и сейчас.

Так как кредитный лимит  является револьверным (т.е. автоматически  возобновляемым), то владелец карточки, выплатив часть своего долга, может  увеличить кредит до того размера, который  он выплатил.

Кредитные карточки, например, такие как, Visa и Mastercard выпускаются банками, но многие строительные общества и финансовые дома тоже выпускают свои кредитные карточки, например, American Express выпускает свою собственную карточку Optima.

Кредитные карточки получили свою популярность по многим причинам.

1) Прежде всего это  оплата кредитной карточкой делает  клиента независимым от наличных  денег, поскольку везде, где  бы он ни находился, сможет  оплатить стоимость товара или услуг, не имея при этом в кармане наличных. Нет необходимости, выезжая в деловые поездки или в отпуск запасаться в большом количестве наличными деньгами, т.к. кредитные карточки, такие как Visa и Mastercard акцептируются примерно в 220 государствах, в 11 млн. пунктах.

2) Потеря карточки не  означает потери наличности, так  как в этом случае при извещении  о потере банка, клиент может  быть уверен, что с его счета  деньги не исчезнут.

3) В отношении совершенных  карточкой покупок клиент получает  один раз в месяц подробный  обзор.

4) Если клиент нуждается  в наличных деньгах, то он  сможет их получить в ближайшем  круглосуточном банкомате. Но  это не совсем выгодный, хотя  и удобный способ получения  денег, так как на выдачу  наличными введен налог.

Термин «расходные карточки»  распространяется на карточки American Express и Diner's Club. Как средство платежа они очень похожи на кредитные карточки, выпускаемые в обращение банками.

Следующий вид потребительского кредита - персональная ссуда.

За исключением покупки  дома (предоставление средств для покупки недвижимости или связующих ссуд) и завещанных ссуд, персональные ссуды обычно берутся для приобретения потребительских товаров длительного пользования (например, мебели), покупки машины, празднования торжеств, проведения отделочных работ в доме, оплаты личного образования. В случае обращения за персональной ссудой заeмщику обычно достаточно внести 1/5 или 1/3 стоимости, хотя на это не существует каких-либо твердых правил. Источником оплаты служит регулярный доход клиента. Туда же включаются эксплутационные и ремонтные расходы по тем покупкам, которые клиент собирается сделать. Срок предоставления ссуды зависит от цели, ради которой берется ссуда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы  потребительского кредитования  в РФ

В банки не собираются свертывать программы кредитования населения, поскольку этот бизнес остается для них интересен. Ипотека, автокредиты, кредиты наличными и кредитные карты останутся на рынке. Из практики уйдут экспресс-кредиты, ипотека на первичное жилье, кредиты без первоначального взноса, без официального подтверждения доходов и прочие высокорисковые продукты.

Акцент на качество кредитного портфеля, а не на его наращивание сохранится весь нынешний год. Поэтому объемы розничного кредитования заметно снизятся. В первую очередь банки будут предоставлять обеспеченные кредиты, но не ипотеку. Выдавать ипотечные кредиты на 10-15 лет, имея фактическое фондирование до года, банки не имеют возможности. Кредиты, которые сейчас выдаются на 3-5 лет (а то и на год) с первоначальным взносом 50%, не являются ипотечными. При этом на ипотечном рынке в 2009 году должна наступить относительная стабилизация, когда банки начнут стабильно выдавать ипотечные кредиты. Это будет главное достижение следующего года.

Автокредиты, наоборот, уже возвращаются на рынок. Цены на автомобили становятся устойчивыми, поэтому автокредитование имеет шансы на некоторое восстановление позиций и, возможно, незначительное ослабление со стороны банков требований по размеру первоначального взноса. У рынка автокредитования к концу года есть возможность восстановиться до прежнего уровня, за последний месяц банки начали расширять линейку продуктов. Если на конец ноября клиентам предлагалась только стандартная "автоклассика" варианта 2003 года (20-30% - первоначальный взнос, ставки 14-21% в валюте и 18-30% в рублях, различные виды страховки, только иномарка и не более чем на три года), то сейчас уже банки предлагают кредиты на покупку спецтехники, грузовиков и подержанных машин. Кто-то увеличивает сроки до пяти лет, кто-то снижает ставки на 1-2%, то есть рынок понемногу приходит в себя.

У потребительских кредитов такой  перспективы нет. Часть банков отказываются от кредитов наличными, считая этот вид  кредитования в настоящих условиях слишком рискованным. Получить деньги в кредит стало гораздо труднее - требования к заемщикам стали  жестче, а для сумм от 250-300 тысяч  рублей требуется обязательное поручительство. Изменения в потребительском  кредитовании в этом году маловероятны: ставки останутся на прежнем уровне, возможно лишь (к концу года) смягчение  требований по поручительству.

На фоне резкого снижения доходов  и растущей безработицы банки  возвращаются к консервативной оценке потенциальных заемщиков. Теперь для подтверждения платежеспособности банки принимают справки только по форме 2-НДФЛ, а не в свободной или заполняемые по форме банка, как это было до начала кризиса. Исчезнут и кредиты, выдаваемые под два документа - паспорт и, например, водительское удостоверение. В нынешних условиях банку нужно знать реальную зарплату заемщика, поскольку вероятность дефолта значительно возрастает, если заработная плата серая. Банк не может брать на себя такие риски.

Кроме того, банки стали более  осторожно относится к заемщикам, работающим в тех отраслях, по которым  кризис ударил сильнее всего и  где происходят массовые увольнения. В первую очередь это работники  финансового и строительного  секторов, металлургических компаний, риелторы. Заемщику из незатронутой кризисом отрасли получить деньги в банке  будет легче.

Условия выдачи и обслуживания кредитных  карт также особо меняться не будут. Льготные (бесплатные) периоды кредитования останутся, никто из банков отменять их не собирается. Проценты за обналичивание также будут прежними - 3-5%. Ставки по карточным кредитам и так уже высоки (23-35% в рублях и 20-28% в валюте), поэтому их дальнейший рост маловероятен. Изменения коснутся отношения к заемщику - оно, как и в других видах потребительского кредитования, станет более жестким.

Одной из интересных тенденций является почти прямая корреляция объемов  потребительского кредитования с общим (внутренним и внешним) экономическим  новостным фоном. Конечно, через  определенный период времени рынок, в том числе и потребкредитования, вернется к докризисным показателям и скорее всего их превзойдет. Но о конкретных временных промежутках сейчас говорить трудно. Хотя в целом и можно утверждать, что "пик" кризиса уже пройден, имеющиеся данные могут в дальнейшем оказаться недостоверными и не отражать реального состояния рынка.

Проводя анализ развития потребительского кредитования в России можно выделить положительные и отрицательные  черты.

К положительным можно отнести:

получение банками стабильно высокой  прибыли;

увеличение объема продаж торговыми  организациями и автосалонами;

увеличение покупательской платежеспособности;

увеличение клиентской базы, как  для банков, так и для торговых организаций; К отрицательным:

повышенные риски невозвратности денежных средств, для банков;

значительные переплаты за товар, который покупает клиент;

Тем не менее, комплексная реализация программ потребительского кредитования несет для экономики страны больше положительных тенденций, нежели отрицательных. Однако, сохранение потребительского кредитования в тех формах, которые  оно носит сейчас весьма проблематично. Следующим этапом (который начал  реализовываться уже сейчас) станет нецелевое кредитование при помощи пластиковых карт.

Сейчас формы подобного кредитования в России существуют, однако не пользуются большой популярностью. В первую очередь это связано, с неразвитостью  инфраструктуры принятия пластиковых  карт к оплате (небольшое количество POS-терминалов, импринтеров, банкоматов). А во-вторых, для получения подобных кредитов банки требуют с заемщиков дополнительные подтверждения платежеспособности.

Пластиковые карты действительно  являются альтернативой экспресс-кредитованию (которое на данный момент ушло с рынка) в торговых точках, так как имеют соизмеримые с ними кредитные лимиты и позволяют оплачивать товары в тех же местах. При этом у карт ряд преимуществ, как для пользователей, так и для банков: они позволяют своим держателям приобретать товары не только в определённых торговых точках, а везде, где существует соответствующая инфраструктура по их приему к оплате, погашение же кредита также становится более комфортным с расширением сетей банкоматов, поддерживающих возможность приёма наличных. Банком при этом выгоднее держать заёмщиков в числе постоянных клиентов за счёт возобновляемого кредитного лимита по карте, снижая, таким образом, риски не возврата кредита.

Помимо банков, весьма выгодным явлением потребительское кредитование является для торговых организаций. К началу 2005 года, по оценкам различных аналитических  агентств, товары, продаваемые в  кредит, составляли порядка 60% от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов. Лидерами среди них являлись такие  торговые сети как: «М-Видео», «Эльдорадо». На территории данных организации в  среднем представлено по 5-10 банков, которые готовы предложить рынку  свои уникальные условия.

Другим, немаловажным и перспективным  направлением для банков является активное продвижение розничного кредитования в регионах, по всей территории России. Естественно, что развитие банковского  бизнеса в регионах отстает примерно на 2-3 года от столичного, но, учитывая огромный спрос, данное направление представляется весьма выгодным и интересным.

Что касается ипотечного кредитования в настоящих условиях, государство  может оказать дополнительную поддержку  через выделение средств госбанкам  и Агентству по ипотечному жилищному  кредитованию (АИЖК). Но пока конкретный объем помощи не обозначен. В первом полугодии АИЖК планирует выкупить закладные у банков на сумму 30 млрд. руб. Объем ипотечного рынка будет уменьшаться, но, если государство не окажет поддержку, рынок может вообще остановиться. Для доступности ипотеки необходимо опускать процентную ставку ниже 15%, но на данный момент осуществить это невозможно, в первую очередь вследствие недостатка у банков денежных ресурсов и высокой их стоимости. Чтобы снижение ставок стало возможным сначала должны быть усовершенствованны механизмы рефинансирования. Государство, со своей стороны, разрабатывает и реализует дополнительные меры, направленные на поддержание рынка ипотечного кредитования [30]. Согласно программе антикризисных мер на 2009 год, опубликованной Правительством РФ, работодатели, могут возместить своим сотрудникам уплату процентов по жилищным кредитам, с условием вывода данных средств из налогооблагаемой базы (не более 3% от расходов на оплату труда). Со стороны государства в 2009 году на эти цели будет выделено 300 млн. руб.

Еще одним перспективным направление  развития потребительского кредитования является выдача образовательных кредитов. Этому направлению финансовый кризис может только поспособствовать. Сегодня  в связи с сокращением рынка  труда во многих сферах, становится актуальной так называемое «горизонтальное  перемещение» - переквалификация специалистов, а также повышение профессиональных знаний и навыков. Учитывая платный  характер большинства образовательных  услуг и сокращение числа бюджетных  мест в государственных вузах, образование  в кредит может развиться как  норма уже в ближайшие годы.

Развитие данного направления  будет возможно, если государство, возьмет  на себя какие-то реальные обязательства, кроме законопроектов. Скептически  к правительственным начинаниям в этой области относятся многие эксперты, считая, что у образовательного кредитования вообще нет перспектив - по крайней мере, у долгосрочного. Еще год назад Пробизнесбанк предлагал специализированные кредиты для студентов, но потом от этой программы решено было отказаться. Данный продукт не пользовался популярностью среди заемщиков. Одной из причин являлось то, что у потенциальных пользователей данного кредитного продукта не возникало желания и потребности платить сразу за весь период учебы. Большинство вузов не требует оплаты за весь срок обучения, а предлагает платить в рассрочку - один раз в год или один раз в семестр. В таких условиях брать долгосрочный кредит невыгодно, тем более что есть альтернатива - кредит на неотложные нужды. Поэтому образовательные кредиты до сих пор остаются достаточно сомнительной перспективой.

Информация о работе Потребительский кредит в Российской Федерации и его развитие