Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа
В условиях современной глобализации платежные системы являются ключевым элементом мировой финансовой системы, обеспечивая проведение расчётов как на национальном, так и на межгосударственном уровне, что способствует эффективному проведению денежно-кредитной политики и обеспечению финансовой стабильности экономики. В связи с усилением процессов интеграции и экономического развития наблюдается постоянный рост оборотов платежных систем.
Одной
из последних новаций в области
удаленного банковского обслуживания
является мобильная система платежей,
превращающая беспроводные телефоны в
кошельки мобильной коммерции. Она
разработана европейским
Указанные тенденции, безусловно, затрагивают и российскую банковскую систему, однако, как правило, с некоторым опозданием. В то же время в российских банках как небольших структурах по сравнению с крупными западными банками в известной мере легче вводить инновации, потому что нет такого сопротивления внутренней среды.
В
последние годы со стороны российских
банков особенно возрос интерес к call-центрам,
когда все большее число
Одним
из направлений активного
Будущее интернет-банкинга в России тесно связано с развитием розничного банковского обслуживания. Крупным клиентам важнее эксклюзивный, нестандартный сервис и персональное внимание, а уж затем интерактивность осуществления всех необходимых операций. Что же касается мелких и средних предприятий, предпринимателей и частных лиц, то обслуживание в системе интернет-банкинга более продуктивно, поскольку позволяет предоставить массовый высококачественный и недорогой сервис.
Однако можно также отметить, что в настоящее время в платежной системе России существует ряд недостатков, препятствующих ее эффективному развитию.
Анализируя
содержание нормативных актов, изданных
Банком России за период с середины
90-х годов по вопросам безналичных
расчетов через Банк России, можно
сказать, что установленные правила
осуществления расчетных
Еще одним свойством действующих правил, касающихся платежной системы Банка России и не изменившихся в течение последнего десятилетия, о котором следует упомянуть, является отсутствие в них норм, прямо устанавливающих требования относительно организационных структур, управляющих функционированием платежной системы в целом или отдельных ее компонент, например на уровне региона (территориального учреждения Банка России). Следствием этого становится все более усиливающееся противоречие относительно декларированных, то есть установленных нормативно и реально выполняемых задач и функций расчетно-кассовых центров: ответственность РКЦ за осуществление расчетов обслуживаемых клиентов практически ничем (в смысле используемых инструментов и механизмов) не подкреплена в условиях электронного документооборота и полной автоматизации обработки информации в процессе проведения платежей.
Для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России потребуются изменения подхода к разработке нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России. Состав нормативных требований хотя и является взаимоувязанным, но тем не менее воплощен в весьма обширном перечне неоднократно переизданных и дополненных нормативных актов Банка России, каждый из которых устанавливает правила осуществления отдельных операций:
- правила документооборота между учреждениями Банка России и его клиентами;
- правила внутрибанковских операций;
- особенности тех и других в зависимости от технологии совершения платежа;
- бухгалтерский учет расчетных операций и т.п.
Логическим
следствием отмеченных характеристик
и свойств действующей
Один
из ключевых принципов — нацеленность
на практический результат, поскольку
в практике применения действующих
нормативных актов накоплено
достаточно большое множество вопросов
и задач, требующих разрешения в
ближайшей перспективе. Это предопределяет
необходимость установить в момент
утверждения нормативных
В основу подхода, соответствующего современным представлениям, должно быть положено целостное описание платежной системы Банка России, в которой совокупность банковских правил и процедур, платежных инструментов, устанавливаемых исходя из требований законодательства для перевода денежных средств, представлена как система взаимосвязанных компонент, образующих в целом автоматизированную расчетную систему Банка России (АРС).
Важным
свойством новой нормативной
базы по платежной системе Банка
России должна быть инвариантность к
объектам технической и административной
инфраструктуры, а также к функциям
и задачам бухгалтерского учета
расчетных операций. На смену действующим
принципам, характеризующим обработку
платежей в регионе в настоящее время
(централизованная/
Состав перечисленных свойств, вполне вероятно, может быть неполным, однако наряду с другими свойствами, которые могут быть выявлены в процессе разработки новых документов и рабочих дискуссий, они должны обеспечить видение перспектив развития платежной системы в сближении свойств региональных расчетных систем, унификации регламентов с постепенным переходом к единому регламенту, определенному по московскому времени, что в плане архитектуры проявляется в последовательности этапов «укрупнения» региональных компонент и уменьшения их количества в целом.
Другое
свойство нормативных актов Банка
России по безналичным расчетам, которое
весьма важно отметить, относится
к термину «счет». Понятие «счет»
в одних случаях
Другим важным направлением совершенствования регулирования платежной системы Банка России является устранение ряда ограничений и недостатков в правилах осуществления безналичных расчетов через Банк России. Так, уже давно возникла необходимость описания возможных способов расчетов (на валовой основе и на нетто-основе), последовательности исполнения расчетных документов при наличии очереди расчетных документов в течение дня и в конце дня, обеспечения функциональной независимости расчетной системы от системы бухгалтерского учета, а также изменения роли почтовых и телеграфных технологий (резервные по отношению к электронным).
Применение зарубежного опыта может помочь решить ряд проблем, однако мы полагаем, что не всегда следует копировать западный опыт, прежде всего необходимо изучить потребности российских клиентов. Исследование потенциального спроса на онлайновые банковские услуги в Москве, проведенные компанией Accenture, показало, что наибольший интерес вызывают услуги по оплате текущих счетов за мобильную связь, Интернет, коммунальные услуги, штрафы ГИБДД, а также бронирование отелей, выкуп туристических путевок и т.п. Потенциально привлекательны и возможность онлайнового управления счетами, мониторинга движения средств по счетам, а также межбанковские переводы и электронные магазины.
Анализ
зарубежных банковских технологий проведения
безналичных расчетов показал, что
большая открытость для мирового
рынка западных платежных систем
оказала существенное влияние на
развитие платежных систем в России.
Большинство технологических
Заключение
В результате написания курсовой работы были последовательно рассмотрены основные теоретические вопросы организации платежной системы развитых стран.
Во-первых, было рассмотрено понятие платежной системы и ее основные элементы, принципы ее организации и функции. Установлено, что платежная система представляет собой сложную систему, включающую в себя определенные финансовые инструменты, институты и контрактные соглашения, взаимосвязанные друг с другом, основным предназначением платёжной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота. Безусловно, для эффективной работы такой системы необходимо выполнение ряда принципов, которые помогают снизить риски в работе платежной системы.
Следующий логический шаг – рассмотрение структуры и функций платежной системы. Эффективное функционирование платежных систем, позволяющее проводить транзакции безопасно и своевременно, является решающим для денежной и финансовой стабильности любой страны. Центральный банк исполняет несколько функций в платежной системе: оператора, контроллера (надзирателя) основополагающих соглашений по платежам, пользователя платежными услугами, ускорителя системных реформ. Платёжная система выполняет функции, присущие любому экономическому институту, а также функции, которые платежная система выполняет в сфере денежного обращения в экономике, в области товарного оборота и в области обращения денежного капитала. Рассмотрены принципы, которые должны реализовываться для бесперебойного функционирования платёжной системы.
Таким образом, обеспечение бесперебойности расчетов напрямую зависит от политики центрального банка государства.
Далее были изучены особенности платежных систем РФ, рассмотрены преимущества и недостатки. Было установлено, что современные платежные системы России отличаются довольно медленным внедрением новых электронных технологий и низким уровнем использования безналичных расчетов. В большей степени на развитие платежных систем в России повлияли институциональные изменения экономики. Существенные изменения произошли в финансово-банковской сфере. Была введена налоговая форма формирования доходов государственного бюджета, появилось большое количество коммерческих банков.