Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 02:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение системы пластиковых карточек на территории Республики Беларусь, а также перспектив её развития.
В соответствии с указанной целью в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
дать оценку видам и характеристике пластиковых карт;
исследовать историю обращения пластиковых каточек;
проанализировать и обобщить сведения о платёжной системе Республики Беларусь;
выявить перспективы развития системы пластиковых карточек в РБ.
Введение
1. Понятие платёжной системы пластиковых карточек
1.1 Понятие, виды и характеристика пластиковых карточек
1.2 Роль, значение и история развития систем пластиковых карточек
2. Платёжная система пластиковых карточек в Республике Беларусь
2.1 Платёжные системы пластиковых карточек отдельных стран
2.2 Белорусские платёжные системы пластиковых карточек
3. Банки – основные участники системы расчётов с использованием пластиковых карточек
3.1 Банк-эмитент и банк-эквайер
3.2 Анализ пластиковых карточек, предлагаемых банками на территории Республики Беларусь
4. Перспективы развития системы пластиковых карточек в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Еще в 1914 г. крупные универмаги в США стали выдавать кредитные карточки своим клиентам. В 1928 г. был изобретен прообраз пластиковых карточек - металлический ярлык, на котором было выдавлено имя и адрес клиента. Особый успех выпал на долю ресторанной кредитной карточки "Diners Club" ("Обеденный клуб"). Постоянные посетители ресторанов, имеющие хорошую репутацию, могли получить карточку "Diners Club" и предъявлять ее во многих ресторанах Нью-Йорка вместо наличных денег. Рестораны передавали копии счетов в "Diners Club", который ежемесячно выставлял клиенту общий счет. Клиент расплачивался с "Diners Club", а тот - с ресторанами.
Ряд крупных американских банков, оценив успех первооткрывателей, выпустили свои кредитные карточки, пользоваться которыми можно было не только в ресторанах, но и в других местах. Так, начали образовываться платежные системы: банк выпускал карточку и открывал счет клиенту; на территории страны и за рубежом создавалась целая сеть магазинов, баров, ресторанов, отелей и т.д., где принимали к оплате карточки, выпущенные банком-эмитентом, оборудовался центр, который занимался обслуживанием (процессингом) пластиковых карточек. Первопроходцами в освоении рынка пластиковых денег были известные ныне всему миру "Bank of America", "Master Card", "American Express", "Visa International".
Успех использования небумажных платежных средств объясним:
Основная особенность платежных систем построенных на пластиковых картах состоит в обслуживании розничного товарооборота в экономике.
В
СССР первые кредитные карточки проникли
вместе с иностранными туристами
и бизнесменами в конце 60-х годов.
Работа с ними была возложена на
специальный отдел
Сегодня коммерческие
банки Республики Беларусь предлагают
своим клиентам карточки как международные,
так и белорусские. В силу сложившихся
обстоятельств в РБ в основном
выпускаются не кредитные, а дебетовые
карточки. Для того чтобы получить
подобную карточку, клиенту банка
необходимо положить на специальный
счет определенную договором сумму.
В процессе пользования карточкой
с этого счета будут
Изучив
роль, значение и историю развития систем
пластиковых карточек, мы пришли к выводу,
что пластиковая банковская карточка
- это персонифицированный платежный инструмент,
предоставляющий пользующемуся карточкой
лицу возможность безналичной оплаты
товаров и/или услуг, а также получения
наличных средств в отделениях (филиалах)
банков и банковских автоматах (банкоматах).
История развития платёжных систем пластиковых
карточек начинает развиваться с 1949 г.,
а первыми стали карточки "Diners Club".
2. ПЛАТЁЖНАЯ СИСТЕМА ПЛАСТИКОВЫХ
КАРТОЧЕК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1
Платёжные системы пластиковых
карточек разных стран
В каждой стране своя система карточек, их использования, эмиссии и процессинга. Однако во всех европейских странах число карточек быстро растет, а платежные системы усложняются не только в отношении разработки программных продуктов, но и в отношении всей инфраструктуры обработки транзакций и соответствующих технологий.
К началу 2005 г. в Европейском регионе было выпущено 320 млн. карточек. Рост за два года составил 14%. Интенсивность использования карточек растет быстрее их числа. Годовое число платежей по карточкам выросло за года с 1 млрд. с небольшим до 6 млрд. При этом на Великобританию и Францию приходится 60% общего числа транзакций по карточкам в Европе. [32, с. 57]
Исторически сложилось так, что в Великобритании, Ирландии и Греции велик удельный вес кредитных карточек, а в Швейцарии и Швеции преобладают дебетовые карточки.
Различия
по интенсивности использования
карточек между странами Европы еще
более значительны. Выше всего эта
интенсивность в Дании и
По плотности банкоматов на душу населения Испания занимает первое место в Европе. Сегодня на миллион жителей в этой стране приходится 643 банкомата. На втором месте стоит Финляндия - 555 банкоматов на миллион жителей.
Страной
с максимальным числом банкоматов на
каждый миллион жителей (более 1 000) остается
Япония. Большинство устройств, однако,
расположены внутри офисов банков и
недоступны в ночное время и выходные.
Среднеевропейский уровень
Остановимся на лидирующих платежных системах современного рынка пластиковых карточек: [7, с. 18]
1.
VISA INTERNATIONAL - самая крупная международная
платежная система как по
Карточки принимаются в 190 странах мира, более чем в 12 млн.предприятиях и 180 тыс.банкоматах.
2. EUROCARD/MASTERCARD - консорциум, состоящий из двух компаний - американской "MasterCard" и европейской "Europay" ("Europay" организовалась в результате слияния "Eurocard" и "Eurochek"). Вторая на мировом рынке - приблизительно 30%. Внутреннее построение аналогично "Визе" - ассоциация, члены которой являются владельцами (15 тыс. членов). Более 200 млн. карточек, около 10 млн. точек обслуживания.
3.
AMERICAN EXPRESS - третья по величине
компания на рынке пластика, приблизительно
18%. Компания была организована
более 100 лет назад и первоначально
специализировалась на
4.
DINERS CLUB INTERNATIONAL - американская компания,
первой выпустившая
"Diners Club" занимает небольшую долю на мировом рынке, приблизительно 1,5%. Выпущено около 7 млн. карточек, которые принимаются в 3 млн. предприятий.
5.
JCB INTERNATIONAL - основана в 1961 году. Карточка,
выпускаемая несколькими
Первой
массовой кредитной карточкой, предоставляющей
возможность продленного
В 1966г. произошло событие, оказавшее серьезное влияние на весь последующий ход развития карточных систем. "Bank of America" учредил отдельную организацию – "Bank Americard Service Co", в которой сосредоточились все операции с карточками этого банка. Но самым важным было то, что новая компания начала продавать лицензии на выпуск карточек другим банкам, что дало возможность тысячам мелких банков приобщиться к карточному бизнесу. К 1970г. уже 3 300 банков стали участниками новой системы. К ней примкнули и некоторые зарубежные банки, например, "Barclay’s Bank" (Великобритания).
Однако, "Bank of America" не удалось монополизировать операции с карточками на внутреннем и международных рынках. На востоке и северо-востоке США в 60-х годах возник ряд региональных ассоциаций по выпуску карточек. На их основе в 1967г. была учреждена "Interbank Card Association" (ICA), которая объединила множество банков и стала второй (наряду с "Bank Americard Service Co") крупнейшей ассоциацией банковских карт. Эту ассоциацию отличало то, что ее участники на первых порах обладали самостоятельностью в решении оперативных вопросов. На их карточках принадлежность к ассоциации обозначалось буквой "i". Затем банки перешли к выпуску единой карточки "Master Charge". К 1970г. три четверти участников ICA выпускало эту карточку.
Все последующее развитие карточного бизнеса в США (и в других странах) происходило в условиях жесткой конкуренции "Visa" и "Master Charge"; последняя в 1979г. была переименована в "MasterCard". Число карточек "Visa" в 1980г. достигло 73 млн., а годовой объем операций – 1 млрд. долл. К 1998 году в обороте находились 1022 млн. карточек "Visa", 79% из которых – "Visa Electron", а объем операций достиг 171 млрд. долл. Быстрыми темпами росли и масштабы операций "MasterCard": в 1980г. – 55 млн. карточек, объем операций – 10,4 млрд. долл., в середине 90-х – 90 млн. карточек и 99 млрд. долларов. [32, с. 60]
Конкурентная борьба между платежными системами разворачивалась не только в Европе. В Японии, например, несмотря на активные попытки завоевания этого рынка "Visa" и "MasterCard" , они проигрывали карточкам "JCB". Общее количество держателей этих карточек в 1980 году было почти в два раза больше, чем выпущенных в Японии "Visa" и "MasterCard", вместе взятых.
Ассоциация "MasterCard" явилась разработчиком ряда технических и организационных мероприятий, которые были впоследствии переняты другими компаниями банковских карточек. В частности, она первой в 1983 году поместила на карточке лазерную голограмму, что затруднило подделку и существенно повысило надежность карточек. В 1984 году ассоциация ввела в эксплуатацию две мощные коммуникационные системы, обеспечивающие обмен информацией и осуществление расчетов: "Banknet" - авторизация и денежные расчеты для 5 млн. торговых предприятий и "MAPP" ("Master Card Point-of-Sale-Programm") – сеть электронных терминалов в торговых точках с мощностью 11 млн. операций в день. В 1987 году ассоциация купила крупнейшую в Северной Америке сеть банкоматов "Cirrus".
Следует
отметить, что изначально в зарубежной
классификации универсальные
Исследовав
платёжные системы пластиковых
карточек разных стран, мы пришли к
выводу, что лидирующими платёжными
системами VISA INTERNATIONAL, EUROCARD/MASTERCARD, AMERICAN
EXPRESS, DINERS CLUB INTERNATIONAL и . JCB INTERNATIONAL. Именно
их карточки самые популярные в мире
2.2
Белорусские платёжные системы
пластиковых карточек
Первоочередные задачи в развитии платежной системы страны нашли отражение в Концепции развития национальной платежной системы Республики Беларусь до 2010 года с учетом мировых тенденций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 мая 2004 г. № 84. Концепцией очерчена среднесрочная стратегия развития национальной платежной системы, направленная на дальнейшее повышение ее эффективности, надежности и безопасности на основе совершенствования организационной структуры системы межбанковских расчетов, развития и совершенствования систем стандартизации и сертификации, использования накопленного отечественного и международного опыта в области организационного, нормативно–правового и технологического обеспечения. [28, с. 19]
Информация о работе Перспективы развития системы пластиковых карточек в Республике Беларусь