Перспективы применения платежных карт в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить современное состояние рынка платежных карт и выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

изучение теоретических основ карточных продуктов;
определение места и роли карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
определение конкурентоспособности и путей продвижения карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке платежных карт;
описание путей совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке платежных карт.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3-4

Глава 1. Экономическая сущность и роль платежных карт в России ……...5

Необходимость перехода к платежным картам и значение платежных карт в России……………………………….…………………………...5-7
1.2. Виды платежных карт в России………………………….……………7-9

Характеристика структуры платежной системы…………………….9-14
Глава 2 Анализ деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке пластиковых

карт…………………………………………………………………………….15

2.1 Анализ динамики выпуска и применения платежных карт в России...15-23

2.2 Характеристика деятельности ОАО «МДМ Банк»…………………….24-33

2.3 Анализ динамики выпуска платежных карт ОАО «МДМ Банк………33-37

Глава 3 Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке платежных карт……………………………………………………………….38

3.1 Динамика кредитных операций с использованием платежных карт в России…………………………………………………………………………38-45

3.2 Пути повышения конкурентоспособности карточных продуктов

ОАО «МДМ Банк» на рынке платежных карт……………………………..46-51

3.3 Оценка экономической целесообразности предлагаемых мероприятий на рынке платежных карт……………………………………………………….51-57

Заключение…………………………………………………………………...57-59

Список использованных источников……………………………………….60-61

Приложение…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

ДКБ1.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

     Но указанные выше меры существенно повысят конкурентоспособность кредитных карт банка, поскольку использование продуктов именно ОАО «МДМ Банк» было бы наиболее удобным для клиента в случае реализации данных мероприятий.

     Таким образом, предлагаемый проект требует привлечения денежный средств порядка 2 836 000 рублей.

     Ожидаемые доходы от реализации проекта составят 62 957 100 рублей.

     Срок окупаемости проекта – менее 1 месяца.

     Кроме количественных показателей, важны также качественные показатели результатов, полученных от реализации проекта. Качественные результаты в данном случае:

  • повышения условий комфорта для клиента при обслуживании за счет системы оповещения, уменьшения очередей и увеличения скорости обслуживания;
  • возможность вносить платежи за кредит не только в банке, но и в некоторых торговых центрах города (посредством банкоматов);
  • для постоянных клиентов – дополнительная возможность получения кредитной карты по почте, когда нет необходимости являться в банк для оформления кредита;
  • возможность бесплатного получения именной кредитной карты;
  • возможность обслужиться в некоторых офисах банка до 21.00.

Указанные выше качественные и количественные показатели существенно повышают привлекательность как кредитных карточных продуктов ОАО «МДМ Банк», так и банка в целом.

     Кроме того, важным моментом при проведении оценки программы повышения конкурентоспособности кредитных карточных продуктов является ее непрерывность. Поскольку только в этом случае существует реальная возможность корректировки запланированных действий, а также своевременное проведение мероприятий по устранению угроз со стороны внешней и внутренней среды. Также следует учесть, что только при проведении непрерывной оценки будет достигаться реальная экономия финансовых и других видов средств ОАО «МДМ Банк».

     В заключение следует отметить, что по итогам проведения анализа рынка Новосибирска были выявлены основные направления программы повышения конкурентоспособности кредитных карточных продуктов для ОАО «МДМ Банк». Также были разработаны этапы разработки и реализации программы, и проведена оценка эффективности всего проекта с использованием количественных и качественных показателей.

Заключение

      Быстрое распространение платежных карт, их превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит наглядным свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы.

     ОАО «МДМ Банк» - является одним из прогрессивных банков в России и занимает лидирующие позиции среди частных банков. Планы стратегического развития Банка направлены на то, чтобы не только сохранить достигнутые позиции, но и добиться качественного повышения стандартов обслуживания, увеличить доходность и продолжить согласованный и поступательный рост бизнеса по всем направлениям.

     Суть основной стратегии ОАО «МДМ Банк» – создание универсального банка, который развивается во всех областях как корпоративного, так и розничного бизнеса, представлен практически на всей территории России и опирается в развитии бизнеса на собственную филиальную сеть, являющуюся его основным конкурентным преимуществом.

     Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах.

     Для того чтобы успешно «продавать» свои продукты банк должен обеспечить им соответствующий уровень конкурентоспособности, который сделал бы их востребованными на рынке банковских услуг.

      Анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» позволил выявить основные тенденции развития банка должны существенно повлиять на его финансовую устойчивость и платежеспособность.

     Одним из ключевых факторов успешного функционирования ОАО «МДМ Банк» на рынке банковских услуг является успешная реализация программы разработки и продвижения карточных продуктов.

     ОАО «МДМ Банк» выпускает карты трех платежных систем: Visa international; MasterCard Worldwide; российской платежной системы «Золотая Корона».

     В период 2008 – начале 2009 гг. наблюдается тенденция резкого уменьшения выпуска кредитных карт (с 60% до 35%) в 2008 при росте выпуска дебетовых карт (с 40% до 65%). Данная динамика связана с политикой снижения рисков на фоне экономического кризиса в стране. Но уже в 2009 году наблюдается постепенное выравнивание ситуации. Доля кредитных карт увеличивается с 35% до 41% при одновременном некотором снижении доли дебетовых карт с 65% до 59%.

     На основе анализа динамики деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт были определены основные пути возможного повышения конкурентоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк».

     Указанные пути классифицированы на методы ценовой конкуренции, к основным из которых отнесены:

  1. упрощенная система подачи документов для клиентов, имеющих положительную кредитную историю;
  2. выдача постоянным клиентам с высоким кредитным рейтингом бесплатных именных карт;
  3. проведение переговоров с ФГУП «Почта России» о снижении комиссии за перечисление с заемщиков и компенсировать снижение комиссии за счет увеличение объема привлеченных клиентов;
  4. проведение почтовых рассылок кредитных карт для клиентов ОАО «МДМ Банк» с положительной кредитной историей.

     К методам неценовой конкуренции отнесены следующие пути повышения конкурентоспособности кредитных карточных продуктов ОАО «МДМ Банк»:

    • увеличение скорости обслуживания клиентов;
    • поддержание высокого уровня своевременности осуществления операций;
    • увеличения времени доступа клиента в банк - часы работы банка (в данный момент время работы наиболее популярных офисов банка увеличено на 1 час – до 21.00);
    • качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер);
    • личностная сторона отношений с банком;
    • увеличение количества банкоматов с функцией Cash-In (прием денежных средств для гашения кредитов);
    • постоянная модификация, совершенствование существующих кредитных карточных продуктов, а также разработка новых кредитных карточных продуктов в соответствии с условиями и требованиями рынка;
    • разработка и постоянная корректировка концепции продаж кредитных карточных продуктов в соответствии с изменяющимися рыночными условиями;
    • разработка речевых модулей для кредитных экспертов, способствующих повышению привлекательности кредитных карточных продуктов при консультировании клиентов;
    • проведение акций продвижения продуктов;
    • реклама в средствах массовой информации, размещение информационных стоек, информационных плакатов в учреждениях, являющихся корпоративными клиентами банка;
    • проведение почтовых рассылок с рекламными буклетами, коммерческими предложениями, поздравлениями клиентов с праздниками;
    • разработка совместных программ с различными организациями, предоставляющими товары и услуги населению (такими, как авиакомпании, крупные ритейлеры, туристические компании и пр.).

     Реализация данных направлений развития позволит сохранить устойчивость банка, упрочить лидирующие позиции в банковской сфере страны. 
 
 
 
 

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.02.2010) "О банках и банковской деятельности" // "Российская газета". – 10.02.1996. – N 27.
  2. "Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (утв. ЦБ РФ 24.12.2004 N 266-П) (ред. от 23.09.2008) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2005 N 6431) // "Вестник Банка России". – 30.03.2005. – N 17.
  3. Ахмедова А. Кредит недоверия подходит к концу // Коммерсант, 2007. - № 28.
  4. Балабанов А.И., Боровкова Вик.А., Боровкова Вал.А., Гончарук О.В., Крамарев А.М., Мурашова С.В., Пирогова О.Е. Банки и банковское дело: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
  5. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н, Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  6. Беллис С. Деньги не пластик // Эксперт, 2006. - № 4.
  7. Быстров Л.В., Воронин А.С., Гамольский А.Ю. и др. Пластиковые карты (5-е изд., перераб. и доп.). - "БДЦ-пресс", 2005.
  8. Дементьева К. Рынок карт живет на одну зарплату. Рост эмиссии обеспечили зарплатные проекты // Электронная версия газеты «Коммерсант» www.kommersant.ru от 20.05.2009 г.
  9. Егоров А. Пластмассовый бизнес // Эксперт Волга», 2009. - №4-5 (138)/9.
  10. Ивантер А. Карточный бизнес в России. // «Эксперт». – 2009. – №18 (559).
  11. Калистратов Н.В., Кузнецов В.А., Пухов А.В. Банковский розничный бизнес. М.: Издательство «БДЦ-Пресс», 2007.
  12. Копытин В.Ю. Технология проведения расчетно-кассовых операций с использованием банковских карт в России // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2006. - №12.
  13. Лаштун Е. Пластиковые карты на пути к россиянам // Деньги,2009. – № 2.
  14. Лебедев С. Владельцы пластиковых карт – кто они? // Деньги и кредит, 2009. - № 2.
  15. Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий. Корпоративный бюллетень (2002-2010, г. Новосибирск).
  16. Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий. Основные итоги социально-экономического развития Новосибирской области за 2000-2009 гг. Новосибирск 2010 г.
  17. Нестерова Т.Н. Банковский менеджмент. Учебное пособие. – М.: Инфра-М., 2008.
  18. Официальный сайт платежной системы «Union Card» // www.ncc-uc.ru
  19. Официальный сайт платежной системы «Золотая Корона» // www.korona.net
  20. Официальный сайт платежной системы «Сберкарт» // www.sbercard.ru
  21. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации // www.cbr.ru
  22. Официальный сайт ОАО «МДМ Банк». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mdm.ru
  23. Паника на российском рынке банковских карт закончилась // Финансовые известия, 2009. - № 10.
  24. Перспективы рынка кредитных карт // «Банковское дело». – 2007. – № 6.
  25. Попова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  26. Рынок кредитных карт - перспективы развития // "Банковское дело в Москве". – 2006. – № 3.
  27. Семенова Р.А. Банковское дело и валютные операции: Учебное пособие / Новосибирск: НГАВТ, 2009.
  28. Смирнов Е. Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. // «Банковское дело». – 2008. – № 10.
  29. Суранов С. Карты, деньги, два пути // Экономика и жизнь, 2008. - № 34 (9248).
  30. Усоскин В.М. Банковские пластиковые карточки. – М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 2009.

Приложение

Анализ структуры и динамики активов ОАО «МДМ Банк» за 2006-2008 годы

Таблица 4.

Активы 2006 год 2007 год Абсолютная  разница Прирост, в % 2008 год Абсолютная  разница Прирост, в %
Денежные  и приравненные к ним средства 7 881 5 770 -2 111 -26,79 49 952 44 182 765,7
Обязательные  резервы, депонированные в Центральном  банке РФ 1 095 1 562 467 42,6 158 - 1 404 -89,88
Счета и депозиты в банках 13 377 14 638 1 261 9,43 2 651 2 540 22388, 29
Финансовые  инструменты, имеющиеся в наличии  для продажи Нет данных 111 111 - 2 155 2 044 1 841,44
Финансовые  инструменты, оцениваемые по справедливой стоимости, изменения которой отражаются в составе прибыли или убытка за период 12 298 5 808 -6 491 -52,7 3 409 - 2 399 -41,31
Кредиты, выданные клиентам 67 406 127 000 59 595 88,41 131 686 4 686 3,69
Прочие  активы 630 776 146 23,22 879 103 3,27
Деловая репутация (гудвил) 6 494 6 494 0 0 6 494 0 0
Требования по отложенному налогу 155 Нет данных -155 - 362 - -
Основные  средства 2 275 3 673 1 397 61,41 4 865 1 192 32,42
Всего активов 111 611 165 831 54 220 48,58 208 899 43 068 25,97

Информация о работе Перспективы применения платежных карт в России