Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:43, курсовая работа
Цель данной работы - изучить современное состояние рынка платежных карт и выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучение теоретических основ карточных продуктов;
определение места и роли карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
определение конкурентоспособности и путей продвижения карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке платежных карт;
описание путей совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке платежных карт.
Введение………………………………………………………………………...3-4
Глава 1. Экономическая сущность и роль платежных карт в России ……...5
Необходимость перехода к платежным картам и значение платежных карт в России……………………………….…………………………...5-7
1.2. Виды платежных карт в России………………………….……………7-9
Характеристика структуры платежной системы…………………….9-14
Глава 2 Анализ деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке пластиковых
карт…………………………………………………………………………….15
2.1 Анализ динамики выпуска и применения платежных карт в России...15-23
2.2 Характеристика деятельности ОАО «МДМ Банк»…………………….24-33
2.3 Анализ динамики выпуска платежных карт ОАО «МДМ Банк………33-37
Глава 3 Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке платежных карт……………………………………………………………….38
3.1 Динамика кредитных операций с использованием платежных карт в России…………………………………………………………………………38-45
3.2 Пути повышения конкурентоспособности карточных продуктов
ОАО «МДМ Банк» на рынке платежных карт……………………………..46-51
3.3 Оценка экономической целесообразности предлагаемых мероприятий на рынке платежных карт……………………………………………………….51-57
Заключение…………………………………………………………………...57-59
Список использованных источников……………………………………….60-61
Приложение…………………………………………………………………..
Разумеется, это не означает, что в данном виде банковских продуктов все так уж хорошо. Кризис ликвидности отразился на всех сегментах банковской деятельности, в том числе и на кредитных картах. Прежде всего, ужесточились требования к документам, подтверждающим доходы заемщиков: если раньше банки принимали справки о среднемесячном доходе с места работы по форме банка, то сейчас многие требуют справок только по форме 2-НДФЛ. Кроме того, некоторые банки ужесточили условия расчета лимита овердрафта, в результате чего уменьшилась средняя сумма одобренных кредитных средств.
В первую очередь, банки стали более серьезно подходить к анализу платежеспособности заемщиков, поскольку в текущей ситуации им необходимо быть еще более уверенными в качестве кредитного портфеля. Другими словами, даже в этом относительно сбалансированном в текущих кризисных условиях сегменте будет происходить снижение темпов выдачи займа. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, как точно отмечают аналитики, ужесточением требований к потенциальному заемщику, своего рода «заградительными мерами» согласно антикризисным планам самих банков. Во-вторых, снижением спроса со стороны потенциальных заемщиков, также не желающих рисковать в ситуации растущей безработицы или возможного резкого падения доходов [29].
Несколько лет назад, в период становления кредитно-пластикового бизнеса в России, реальная ставка кредитования с учетом всех комиссий составляла до 60%, а то и выше. Сегодня же абсолютно реально приобрести кредитный «пластик» стоимостью в два-три раза дешевле. До кризиса политика снижения ставок была связана с такими факторами, как конкуренция на рынке «пластикового» кредитования, появление новых программ и сервисов, а также повышение уровня финансовой грамотности клиентов. Однако кризис уже внес изменения и в планы развития этого банковского продукта.
Изменения на рынке кредитных карт будут продолжаться, и они будут следовать за рынком. Спад потребительской способности проявится в уменьшении оборотов, снижении скорости погашения кредита, росте рисков невозврата и, в целом, в уменьшении количества клиентов.
Будут ужесточаться и требования к заемщикам. Кредиты будут выдаваться преимущественно клиентам с высокой платежеспособностью и хорошей кредитной историей. Изменятся продукты и лимиты кредитования, а в целом рынок будет двигаться в сторону повышения ставок.
К слову, некоторые кредитные организации уже повысили процентные ставки именно по «пластиковым» займам.
На сегодняшний день тарифы по пластиковым кредитам варьируются в зависимости от валюты счета, вида карты, размера ежемесячного дохода и еще целого ряда критериев. Например, в Промсвязьбанке и «НОМОС Банке» ставка по счету в рублях составляет 24% годовых, в долларах США и евро 21-22%. В банке «ВТБ24» процентная ставка по карточному кредиту в рублях в случае документального подтверждения ежемесячного дохода на сумму от 30 тысяч рублей составляет также 24% годовых. Если же ежемесячный доход меньше, то ставка по кредиту в рублях будет уже 28% годовых.
Не секрет, что особой популярностью кредитки пользуются в сезон отпусков и праздников, поскольку все мы предпочитаем в случае непредвиденных ситуаций и трат всегда оставаться при деньгах.
Сейчас достаточно сложно прогнозировать ситуацию, которая будет складываться в 2011 году в «пластиковом» кредитовании частных лиц. Однако многие эксперты соглашаются, что все банки, которые продолжат выпускать кредитные карты, будут исповедовать политику взвешенного отношения к потенциальным клиентам.
Одними из основополагающих моментов, способствующих получению кредитной карты, будут являться чистота кредитной истории, открытость клиента перед банком. Стратегии в развитии бизнеса кредитных карт каждый банк будет выбирать самостоятельно, исходя из собственного положения в рамках общей финансовой ситуации и тенденций рынка кредитных карт, в том числе относительно процентных ставок и комиссий. Однако в целом могу предположить, что крупные, финансово-устойчивые банки, заявляющие о том, что программы по выпуску кредитных карт являются для них одним из приоритетных направлений в развитии розничного бизнеса, также продолжат эксплуатировать данное направление. Темпы развития можно будет обсуждать по факту, так как рост бизнеса, также как и по другим продуктам, будет зависеть от очень многих факторов.
С наступлением финансового кризиса более осторожное поведение демонстрируют и заемщики. В октябре-ноябре 2008 года мы наблюдали некоторый спад: объем операций по картам, а также количество заявок на получение кредиток несколько снизились. При этом в период кризиса увеличилось количество клиентов, желающих снизить кредитный лимит.
До кризиса количество подобных заявлений было на уровне 1%, теперь–порядка 5%.
Между тем кредитные организации продолжают развивать пластик и делать его более клиентоориентированным. Банки и торговые компании объединили усилия в битве за клиента в рамках кобрендинговых проектов, что только усилило привлекательность и популярность кредиток. Это не просто карты, украшенные логотипами платежной системы, банка и компании-партнера – их держателям предоставляются скидки или иной приятный бонус. А как подтверждают опросы, 59% европейцев, включая россиян, хотели бы пользоваться именно теми банковскими картами, которые предусматривают бонусы.
Например, «Промсвязьбанк» разработал совместную программу с авиакомпанией «Трансаэро». Оформив кредитную карту, клиент получает возможность накопить бонусные баллы, чтобы затем обменять их на бесплатный полет или повышение в классе обслуживания в компании «Трансаэро». У «ВТБ24» есть предложение для активных пользователей мобильной связи: кредитная карта «Мобильный бонус 10%», которая позволяет возвращать деньги, потраченные на связь. Оформляя карту, клиент получает за ее использование денежный бонус до 4000 рублей в год. Не забыли банки и про прекрасный пол. Например, карта Visa Classic от «Альфа-банка» и журнала Cosmopolitan дает возможность получать скидки и подарки, совершая покупки в магазинах и бутиках, посещая салоны красоты и фитнес-центры.
Поэтому, несмотря на кризис, динамика развития рынка кредитных карт, вероятно, будет положительной. Ведь банкиры отмечают, что кризис не отменил их планов, а лишь скорректировал.
Тенденция такова, что через несколько
лет абсолютно нормальным будет считаться
наличие в кошельке сразу нескольких кредитных
карт.
3.2
Пути повышения
Проблема конкуренции, прежде всего в рыночной экономике, выступает в качестве одного из глобальных вопросов экономической теории. Конкуренция — это экономическое соревнование между субъектами хозяйственной деятельности за возможность получения максимума прибыли и упрочения положения на рынке. Для современной России острейшая конкуренция в банковском бизнесе является уже объективной реальностью, которая с каждым годом по мере развития сети кредитных учреждений и других различных институтов постоянно возрастает. Поэтому прежде чем приступить к рассмотрению конкурентоспособности банковских продуктов целесообразно сначала осветить более широкое понятие — банковская конкуренция. В общем виде конкуренцию можно определить как соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Цель каждого банка — чтобы клиент выбрал и приобрел именно его конкретную услугу.
В области совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке карточных продуктов перед руководством ОАО «МДМ Банк» ставятся следующие задачи:
В качестве инструмента реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» будет выбрано создание программы по повышению кредитоспособности кредитных карт банка. Причинами выбора именно этого инструмента являются:
- возможность привлечения новых платежеспособных клиентов;
- увеличение степени лояльности клиентов;
- возможность повышения уровня деловой репутации банка;
- деловая репутация банка;
- возможность повышения показателей эффективности работы банка.
Цель создания программы продвижения карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» следует обозначить как формирование положительной репутации ОАО «МДМ Банк» на рынке кредитных карточных продуктов, а также привлечение дополнительного числа клиентов. Результатом реализации проекта будет являться создание программы продвижения карточных продуктов ОАО «МДМ Банк».
Основными этапами разработки проекта будут являться:
Одним из направлений увеличения конкурентоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» является совершенствование политики ценовой и неценовой конкуренции.
Ценовая осуществляется путем изменения цен. Неценовая основана на улучшении качественных характеристик продукта и проведении целенаправленной политики его дифференциации (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).
Мероприятиями ОАО «МДМ Банк» при проведении ценовой конкуренции могут быть:
В рамках повышения преимуществ карточных продуктов ОАО «МДМ Банк» в данной области рекомендуется придерживаться политики предоставления льгот и бонусов постоянным клиентам, таких как:
Кредитный лимит по карте зависит от суммы предыдущего кредита клиента в ОАО «МДМ Банк», условия кредитования аналогичны продукту «Кредитная карта Visa» ОАО «МДМ Банк». Кредит по карте является револьверным, Это мероприятие позволяет клиенту пользоваться лимитом, расходуя средства Банка и внося собственные средства в удобном для себя режиме. В конце каждого месяца гасится 10% основной задолженности, а также выплачиваются Банку проценты за пользование кредитом. После внесения очередного платежа кредитный лимит восстанавливается, и можно продолжать пользоваться средствами Банка. Вносить ежемесячные платежи за пользование кредитным лимитом можно в любом из дополнительных офисов банка либо через Cash-In. Карту можно бесплатно активировать до определенной даты, а деньги, находящиеся на ней, предоставляются в «револьверный» кредит.
Неценовая банковская конкуренция связана, прежде всего, с изменениями качества услуг. Поэтому очень важно определение критериев качества банковского продукта. В этом направлении для ОАО «МДМ Банк» необходимо:
Информация о работе Перспективы применения платежных карт в России