Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:43, курсовая работа
Цель данной работы - изучить современное состояние рынка платежных карт и выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучение теоретических основ карточных продуктов;
определение места и роли карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
определение конкурентоспособности и путей продвижения карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке платежных карт;
описание путей совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке платежных карт.
Введение………………………………………………………………………...3-4
Глава 1. Экономическая сущность и роль платежных карт в России ……...5
Необходимость перехода к платежным картам и значение платежных карт в России……………………………….…………………………...5-7
1.2. Виды платежных карт в России………………………….……………7-9
Характеристика структуры платежной системы…………………….9-14
Глава 2 Анализ деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке пластиковых
карт…………………………………………………………………………….15
2.1 Анализ динамики выпуска и применения платежных карт в России...15-23
2.2 Характеристика деятельности ОАО «МДМ Банк»…………………….24-33
2.3 Анализ динамики выпуска платежных карт ОАО «МДМ Банк………33-37
Глава 3 Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке платежных карт……………………………………………………………….38
3.1 Динамика кредитных операций с использованием платежных карт в России…………………………………………………………………………38-45
3.2 Пути повышения конкурентоспособности карточных продуктов
ОАО «МДМ Банк» на рынке платежных карт……………………………..46-51
3.3 Оценка экономической целесообразности предлагаемых мероприятий на рынке платежных карт……………………………………………………….51-57
Заключение…………………………………………………………………...57-59
Список использованных источников……………………………………….60-61
Приложение…………………………………………………………………..
Банкиры подтверждают рост актуальности дебетовых карт на рынке в связи с общим спадом кредитования, причем особый интерес в данный момент у банков вызывает участие в зарплатных проектах.
В четвертом квартале произошел перелом, с рынка стали уходить банки, активно занимавшиеся эмиссией кредитных карт, а банки с собственной банкоматной сетью и обширной корпоративной клиентурой увеличивают активность в выпуске дебетовых карт. По состоянию на 18 мая количество эмитированных банком «Возрождение» карт составляет 1,33 млн., и большая часть их — дебетовые, выпущенные в рамках зарплатных проектов. В Транскредитбанке также сообщили, что прирост эмиссии карт банком связан в первую очередь с реализацией зарплатных проектов. Подтвердили интерес к развитию дебетового направления и в ОТП-банке, который традиционно эмитирует кредитные карты. С начала года число карт, выпущенных в рамках зарплатных проектов, в ОТП-банке увеличилось на 9%.
Рост эмиссии зарплатных карт в первом квартале обеспечили крупные банки, в которые перешли на обслуживание многие компании, отмечают эксперты. Данный эмиссионный рост произошел за счет притока клиентов из мелких банков в более крупные стабильные банки. В четвертом квартале многие компании практически остановили свою деятельность, а, возобновив работу в 2009 году, они предпочли сотрудничать с более крупными и надежными банками. Перетекание фирм из мелких банков в крупные потребовало перевыпуска зарплатных карт сотрудников.
Количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и эквайринг банковских карт в России на 2009 года представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Вид кредитных организаций | Количество |
Количество кредитных организаций, занимающихся эмиссией или эквайрингом банковских карт | 707 |
Количество
кредитных организаций- |
665 |
Количество
кредитных организаций- |
638 |
Согласно информации Банка России, в среднем по стране за одну транзакцию российский владелец пластиковой карточки получает в банкомате четыре тысячи рублей (в Москве — около 5,6 тыс. рублей). При оплате картой покупок в среднем по России за одну транзакцию списывается около 1,3 тыс. рублей (в Москве — около 2 тыс. рублей).
Средние
размеры транзакций по платежным картам
в России представлены на рисунке 4.
Рисунок 4.
Три четверти, а точнее, 76% российского рынка банковских карт приходится на две международные платежные системы — Visa и MasterCard. Система Visa сегодня считается лидером (около 41% российского рынка). При этом в России карты Visa обслуживаются более чем в 105 тыс. торговых точек и примерно в 25 тыс. банкоматов.
Развитие рынка кредитных карт в России является одним из приоритетных направлений бизнеса Visa.
Дебетовые карты Visa являются самыми популярными, надежными и наиболее широко распространенными картами в России. Дебетовые карты Visa помогают их владельцам совершать покупки, оплачивать услуги и осуществлять коммерческие операции в Интернете так же легко, быстро и безопасно, как и при использовании наличных денег.
Visa Electron - самая популярная карта в России и в регионе СЕМЕА в целом. На конец первого полугодия 2009 г. в СЕМЕА насчитывалось свыше 112 млн. карт.
Согласно данным Visa, годовой оборот по ее картам в России за прошлый год составил около 43,8 млрд. долларов (69−процентный рост по сравнению с 2008 годом). При этом на фоне увеличения общего оборота по картам Visa отмечается и рост платежей по этим карточкам за товары и услуги — в среднем на 50% в год. За 2008 год картами Visa россияне оплатили товаров и услуг более чем на 3,4 млрд. долларов, при этом количество транзакций в торгово-сервисной сети увеличилось вдвое и достигло 56,7 млн.
Система MasterCard, по данным Центробанка, сейчас занимает не менее 35% отечественного рынка пластиковых карт. По некоторым неофициальным данным, в России этой системой уже выпущено около 20 млн. карт, и, таким образом, доля рынка, занимаемая MasterCard, приблизилась к показателям Visa [9].
Объективные показатели по безналичным расчетам за товары и услуги говорят о динамичном развитии рынка. По данным Центрального банка России за третий квартал 2008 года, при общем росте числа эмитированных банками пластиковых карт на 20−30% общий объем операций увеличился в среднем на 40−50%, а объемы денег, переведенных гражданами за товары и услуги, минуя наличную форму, – в среднем в два раза.
По прогнозу ЦБ РФ, в 2010 году на каждого жителя России будет приходиться по одной банковской карте, что близко к общеевропейскому уровню.
Таким образом, по мнению аналитиков, сегодня на рынке платежных карт наблюдается некоторое снижение темпов по различным показателям, однако данные трудности будут лишь временными и в дальнейшем рост эмиссии карт и доля их использования увеличатся.
Данные по объемам операций по платежным картам за 2007-2009 гг. представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Показатель | На 01.01.2008 | На 01.01.2009 | На 01.01.2010 |
Общий объем операций, в млн. руб. | 4 248,464 | 6 240,392 | 9 114, 237 |
В том числе: | |||
по получению наличных | 3 972, 314 | 5 777, 276 | 8 102,556 |
по оплате товаров, работ и услуг | 276,15 | 463,116 | 1 011,681 |
Динамика
изменения общего объема операций с использованием
платежных карт за 2007-2009 гг. представлена
на рисунке 5.
Рисунок 5.
Динамика изменения отдельных видов операций с использованием платежных карт за 2006-2008 гг. представлена на рисунке 6.
Рисунок 6.
Таким образом, в целом наблюдается устойчивая тенденция роста объемов операций по платежным картам в России.
В 2007 году рост объема операций в целом составил 46,9% (рост объема операций по получению наличных – 45,4%; рост объема операций по оплате товаров, работ и услуг – 76,8%) по сравнению с 2006 годом. В 2008 году тенденция также сохранила положительное значение, несмотря на снижение темпов эмиссии карт. При этом в 2008 году рост объема операций в целом составил 46,1% (рост объема операций по получению наличных – 40,3%; рост объема операций по оплате товаров, работ и услуг – 118,6%) по сравнению с 2007 годом.
Активных пользователей карт в целом по России не так уж и много, а вот зарплатные проекты охватили большую часть населения страны.
Постепенный уход от наличных денег – это нормальное и неизбежное условие жизни экономически развитого общества. Так можно контролировать денежные потоки, бороться с отмыванием криминальных денег и «серыми» зарплатами. В экономически развитых странах такая система работает отлично и себя оправдывает на сто процентов [11].
По итогам первого квартала 2009 года оборот по эквайрингу составил лишь 5,8 млрд. рублей, что почти в 16 раз меньше, чем оборот наличных средств (92 млрд. рублей). Население все еще боится оплачивать товары и услуги картами, а ритейлеры неохотно устанавливают терминалы. Однако банкиры уверены, что вскоре доля эквайринга значительно возрастет.
В январе-марте этого года новосибирцы потратили 92,186 млрд. рублей, а вот картами расплатились лишь на 5,8 млрд. рублей, что составляет лишь 6,2% в общем обороте наличных средств. В первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот по эквайрингу вырос на 58,7%.
Банкиры объясняют небольшой объем таких операций особенностями российского менталитета. Население до сих пор не привыкло к картам. В настоящий момент более 50% новосибирцев, получая заработную плату "на карточку", предпочитают сразу же полностью обналичить ее. Такая позиция объяснима. Ведь население с невысокой заработной платой привыкло отовариваться в дискаунтерах, а также на рынке или в ларьках, где нет терминалов для расплаты банковскими картами.
Фирменное (полное официальное) наименование объединенного банка: Открытое акционерное общество «МДМ Банк». Cокращенное фирменное наименование объединенного банка: ОАО «МДМ Банк». Hаименование объединенного банка на английском языке: MDM Bank, Open Joint Stock Company
Новый МДМ Банк предлагает своим клиентам лучшие финансовые продукты и услуги из линеек двух банков: комплексное обслуживание корпоративных клиентов, традиционные и инновационные услуги для частных лиц. В результате расширения сети офисов банка услуги и продукты МДМ Банка стали доступными огромному числу юридических и физических лиц по всей стране.
МДМ Банк работает по мировым стандартам, гарантируя высокое качество обслуживания, профессиональный подход и уважение к клиентам. У крупнейшего банка гораздо больше возможностей идти навстречу каждому конкретному клиенту становится больше. Это касается и удобства обслуживания, и новых предложений по банковским продуктам.
Структура собственников голосующих акций
МДМ Банка (рисунок 7):
MDM Holding SE - 70,6% (бенефициарные владельцы
Сергей Попов, Игорь Ким, Мартин Андерссон),
компания Olivant (6,7%); Европейский банк реконструкции
и развития (5,2%), Международная финансовая
корпорация (3,6%), Russia Partners (Siguler Guff & Company)
- 3,3%, Андрей Бекарев (2,5%), Александр Таранов
(2,2%), Troika Capital Partners (2,3%) и DEG (1,9%). Доля прочих
акционеров составляет 1,5% голосующих
акций.
ОАО «МДМ Банк» – один из крупнейших банков
России, предлагающий универсальную линейку
продуктов и услуг как для корпоративных
клиентов, так и для частных лиц.
Структура акционеров ОАО «МДМ Банк»
Рисунок 7.
МДМ Банк придерживается сбалансированной бизнес-модели – финансовое, розничное и корпоративное направления занимают равный объем в структуре активов, что обеспечивает финансовую независимость от колебаний отдельных рынков и стабильный рост на ключевых направлениях деятельности.
Корпоративному бизнесу МДМ Банк предлагает схемы финансирования с использованием разовых кредитов, кредитных линий, овердрафтного кредитования, лизинга, широкого спектра документарных операций. В особое направление выделены проектное финансирование и торговое финансирование.
Оптимизировать денежные потоки корпоративных клиентов помогает возможность размещения свободных денежных средств в векселя и депозиты банка.
Казначейство банка проводит межбанковские операции, операции с ценными бумагами на внутрироссийском и международном финансовых рынках, осуществляет торговлю памятными и инвестиционными монетами из драгоценных металлов.
Одним из приоритетных направлений деятельности банка является поддержка малого бизнеса и предпринимательства. В банке действует ряд программ, в том числе и совместных с международными финансовыми институтами, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса в регионах России. Кредитование малого бизнеса, лизинг для малого бизнеса, линейка экспресс-продуктов для предпринимателей и предприятий малого бизнеса стали визитной карточкой банка во многих регионах страны.
Розничное направление работы банка направлено на предоставление востребованных рынком массовых высокотехнологичных продуктов и качественного сервиса. Вклады, кредиты, банковские переводы, пластиковый бизнес – во многих регионах МДМ Банк является лидером по этим направлениям. А по объемам розничного кредитования входит в десятку крупнейших российских банков.
Информация о работе Перспективы применения платежных карт в России