Перспективы применения платежных карт в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить современное состояние рынка платежных карт и выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

изучение теоретических основ карточных продуктов;
определение места и роли карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
определение конкурентоспособности и путей продвижения карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
анализ деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке платежных карт;
описание путей совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке платежных карт.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3-4

Глава 1. Экономическая сущность и роль платежных карт в России ……...5

Необходимость перехода к платежным картам и значение платежных карт в России……………………………….…………………………...5-7
1.2. Виды платежных карт в России………………………….……………7-9

Характеристика структуры платежной системы…………………….9-14
Глава 2 Анализ деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке пластиковых

карт…………………………………………………………………………….15

2.1 Анализ динамики выпуска и применения платежных карт в России...15-23

2.2 Характеристика деятельности ОАО «МДМ Банк»…………………….24-33

2.3 Анализ динамики выпуска платежных карт ОАО «МДМ Банк………33-37

Глава 3 Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банка» на рынке платежных карт……………………………………………………………….38

3.1 Динамика кредитных операций с использованием платежных карт в России…………………………………………………………………………38-45

3.2 Пути повышения конкурентоспособности карточных продуктов

ОАО «МДМ Банк» на рынке платежных карт……………………………..46-51

3.3 Оценка экономической целесообразности предлагаемых мероприятий на рынке платежных карт……………………………………………………….51-57

Заключение…………………………………………………………………...57-59

Список использованных источников……………………………………….60-61

Приложение…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

ДКБ1.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

2.3. Анализ  динамики выпуска карт ОАО  «МДМ Банк»

 

   ОАО «МДМ Банк» выпускает карты трех платежных систем: Visa international; MasterCard Worldwide российской платежной системы «Золотая Корона».

     В рамках платежных систем банк выпускает следующие типы карт:

     1) в рамках платежной системы Visa international: Visa Electron;Visa Classic; Visa Gold; Visa Business; Visa Platinum; Visa Infinite; Visa Classic, Platinum, Business (с нанесением индивидуального дизайна).

     2) в рамках платежной системы MasterCard Worldwide: MasterCard Maestro; MasterCard Standart; MasterCard Gold; MasterCard Unembossed.

     3) в рамках платежной системы «Золотая Корона» выпускаются чиповые карты трех дизайнов.

     По типам продукта пластиковые карты ОАО «МДМ Банк» делятся на:

     - дебетовые:

     а) индивидуальные персонифицированные;

     б) пенсионные неперсонифицированные;

     в) зарплатные;

     - кредитные:

     - индивидуальные персонифицированные;

     - неперсонифицированнные.

     До 2006 года карты для банка выпускали и обслуживали:

     - Славянский банк, г. Москва (карты платежной системы Visa international);

     - Балтийский банк, г. Санкт-Петербург (карты платежной системы MasterCard).

      С 2006 года Банк самостоятельно выпускает и обслуживает свои карты.

     Динамика выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк» представлена в таблице 11 и рисунок 13.

Динамика выпуска пластиковых карт ОАО«МДМ Банк» с 2007–2009 гг.

Таблица 11.

Показатель На 01.01.2008 На 01.01.2009 На 01.01.2010
Выпущено  пластиковых карт, в тыс. шт. 604,9 322,2 426,2
 

Рисунок 13.

     Соотношения по типам платежных систем в 2009 году составили: 71% Visa; 22% - MasterCard; 7% - «Золотая Корона» в 2009 году представлено на рисунке 14.

     Соотношения по типам платежных систем в 2009 году

      Рисунок 14.

     Соотношение дебетовых и кредитных карт за период 2007 – 2009 гг. существенно изменилось (таблица 12 и на рисунке 15). Если в 2007 году основную долю составляли кредитные карты, то в 2008-2009 гг. упор сместился на дебетовые.  
 
 

Соотношение кредитных и дебетовых карт в ОАО «МДМ Банк»

Таблица 12.

Показатель На 01.01.2008 На 01.01.2009 На 01.01.2010
Выпущено  пластиковых карт, в тыс. шт. 604,9 322,2 426,2
Кредитных карт 365,2 113,2 173,8
Дебетовых карт 239,7 209 272,4

     Соотношение кредитных и дебетовых карт в ОАО «МДМ Банк» за период 2007 – 2009 гг.

      Рисунок 15.

     Процентное соотношение представлено на рисунках 16 – 18.

     Соотношение выпуска дебетовых и кредитных карт в ОАО «МДМ Банк» в 2007 г.

      Рисунок 16. 

     В 2007 году объем выпуска кредитных карт на 20,8% превышал объем выпуска кредитных карт. 
 
 
 

Соотношение выпуска дебетовых и кредитных карт в ОАО «МДМ Банк» в 2008 г.

      Рисунок 17.

      В 2008 году объем выпуска кредитных карт увеличился на 4,47%; на 29,74% превышал объем выпуска кредитных карт.

     Соотношение выпуска дебетовых и кредитных карт в ОАО «МДМ Банк» в 2009 г.

      Рисунок 18.

     В 2008 году объем выпуска кредитных карт снизился на 5,65%; на 19,09% превышал объем выпуска кредитных карт.

     Таким образом, наблюдается тенденция резкого уменьшения выпуска кредитных карт (с 60% до 35%) в 2008 при росте выпуска дебетовых карт (с 40% до 65%). Данная динамика связана с политикой снижения рисков на фоне экономического кризиса в стране. Но уже в 2009 году наблюдается постепенное выравнивание ситуации. Доля кредитных карт увеличивается с 35% до 41% при одновременном некотором снижении доли дебетовых карт с 65% до 59% [22]. 
 

3 ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО «МДМ БАНК» НА РЫНКЕ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

     3.1 Динамика кредитных операций с использованием пластиковых карт в России

 

     По данным Центрального Банка Российской Федерации, в настоящее время на руках у россиян находится почти четырнадцать миллионов «кредиток». По прогнозам экспертов, карточное кредитование станет приоритетным для российских банков и вытеснит потребительское.

     Российский рынок кредитных карт относительно невелик. Несмотря на это, он демонстрирует впечатляющие темпы роста. За 2009 г. количество кредитных карт увеличилось до 13,9 млн. штук.

     На темпы роста пластикового рынка России заметно повлиял лидер этой отрасли - «Русский стандарт». Этот банк в 2009 году существенно сократил выдачу карт, что сказалось на годовых результатах всего сегмента. Примечательно, что без учета данных этого банка, рост рынка составляет 60% против 38,4% с ним.

     Рост «кредитного» пластика обусловлен почтовой рассылкой. В 2008 году она сформировала три четверти «пластикового» кредитного портфеля банков.

     Развитие кредитных карт и карт лояльности со всевозможными бонусами начиная с 2010 года, по прогнозам экспертов, продолжится. Данный факт обусловлен стабилизацией экономической ситуации в стране. Например, разрабатываются партнерские бонусные программы с торговыми сетями, авиаперевозчиками, или даже возврат части потраченных по карте средств.

     Недавно держателей платежных карт стали страховать еще и от утраты документов.

     Именно карточное кредитование, по прогнозам аналитиков, станет приоритетным для российских банков и со временем вытеснит потребительское кредитование. Для банков этот продукт оказывается более доходным, поскольку снижаются операционные издержки.

     По результатам исследования на данный момент среди жителей города Москвы в возрасте от 18 до 60 лет обладателями кредитной карты являются 18,1% (или 940 тысяч человек). Три четверти кредитных карт относятся к системам Visa и MasterCard. Примерно треть владельцев кредитных карт приобрели их в текущем году и чуть менее половины – за последние 1-2 года. Респонденты чаще всего отмечали, что банком-эмитентом их кредитной карты являются: Альфа-банк, Банк Москвы, МДМ банк и Ситибанк. Максимальный ожидаемый спрос на кредитные карты составляет в Москве 8,5% или 440 тысяч единиц. 1,1% респондентов указали, что уже имеют как минимум одну кредитную карту, а 7,4% отметили, что кредитной карты на данный момент у них нет.

     Опросы показывают, что каждый четвертый россиянин пользовался кредитами за последний год для приобретения различных товаров. На погашение кредита треть заемщиков (36%) тратят до 10% своего среднемесячного дохода, 14% заемщиков на погашение долга тратят до 15% дохода, еще 14% опрошенных ежемесячно отдают банку в счет погашения кредита до 25% своего дохода (рисунок 19).

     Доля дохода заемщиков на выплаты кредитов

      Рисунок 19.

     По данным исследования, проведенного по заказу международной платежной системы MasterCard, владельцы кредитных карт тратят в месяц на покупки около 8,5 тысяч рублей, в то время как обладатели обычных дебетовых карт без кредитного лимита – около 6,5 тысяч рублей.

     Две трети держателей карт тратят по ним от 100 до 1000 долларов в месяц. При этом в кредит совершаются, прежде всего, крупные покупки – на сумму свыше 100 долларов. Чаще всего платежи по картам совершаются в супермаркетах (73%), а также в магазинах электроники и бытовой техники (23%), магазинах одежды и обуви (21%), кафе и ресторанах (13%), на автозаправках (7%). Результаты исследования говорят о больших перспективах развития кредитных карт.

     По оценкам экспертов, рынок кредитных карт будет расти за счет следующих ресурсов:

     – активное развитие кобрендинговых проектов с торговыми сетями, выходящими в крупные российские города;

     – расширение целевой аудитории за счет привлечения средних по уровню дохода слоев населения и потенциальных банковских клиентов;

     – формирование относительно новых продуктов – мультифункциональных карт, совмещающих свойства дебетовых и кредитных;

     – увеличение льготного периода, рост кредитного лимита.

     Однако если за критерии оценки рынка принять не темпы роста объемов выпуска карт, и не объемы оборота по сравнению с европейскими странами, картина выглядит менее оптимистично. По данным Центробанка РФ, кредитные карты выпускают лишь 40 банков.

     Доля платежей в торгово-сервисной сети в общем количестве транзакций по кредитной карте в России – 32%. Для сравнения:в Великобритании – 98%, в Германии – 93%, в Испании – 80%, в Египте – 62%, во Франции – 57%, в Румынии – 11%, на Украине – 3%.

     Детальный анализ ситуации показывает, что в России сложились далеко не все условия для стремительного развития рынка кредитных карт. Среди основных проблем специалисты выделяют:

     – экономическую – невыгодность беспроцентного кредитования, обусловленную российской спецификой рынка;

     – слабое развитие банковской инфраструктуры;

     – отсутствие одного из центральных и очень важных звеньев западного кредитного рынка – кредитных бюро;

     – юридические проблемы взаимодействия с должниками;

     – болезнь роста: когда при введении нового канала продаж или нового карточного продукта возникает нехватка внутренних ресурсов для его обслуживания и, соответственно, страдает качество услуг;

     – проблемы маркетинга и рекламы.

     Далеко не каждый банк готов предложить своим клиентам кредитные карты – «бум кредитных карт» в России (если таковым можно назвать 6% в общем объеме «пластика» и 4% населения страны) – заслуга мегаполисов, где и уровень жизни выше, чем в целом по стране, и более развита инфраструктура. Однако успехи в продвижении кредиток в десятке крупных городов не стоит переносить на всю страну.

     Среди владельцев кредиток наибольшей известностью пользуются Альфа-Банк (98,6%), Банк Москвы (92,9%), Ситибанк (81,4%), Уралсиб (51,4%) и БинБанк (47,1%). Среди потенциальных потребителей – Сбербанк и Альфа-Банк (по 100%). Сравнение долей респондентов, указавших, что пользовались услугами банка, и тех, кто оценил качество их работы как лучшее, вывело на первый план Альфа-Банк и Райффайзенбанк. Реальные и потенциальные пользователи кредиток чаще остальных опрошенных отмечают, что лучшее качество обслуживания клиентов в Банке Москвы и Альфа-Банке. Потенциальные потребители кредиток предпочитают качество обслуживания в Райффайзенбанке, Внешторгбанке 24 и Ситибанке. Для тех же, кто не кредитными картами, лучшим остается Сбербанк, впрочем, 46% просто затруднились с ответом.

     Сегмент кредитных карт, в отличие от других видов потребительского кредитования, в начале сложного по всем прогнозам 2010 года выглядит прилично. Прежде всего, это связано с особенностями самого продукта. Потребителям, привыкшим пользоваться зарплатным «пластиком», кредитные организации практически всегда предлагают дополнительно оформить заем с возможностью начисления суммы прямо на имеющуюся карту. Для банков подобная политика оправданна, ведь если предприятие ведет зарплатный проект через банк, то вся информация о заемщике уже есть у кредитной организации.

     В условиях кризиса банки были вынуждены снизить объемы выдаваемых кредитов, в некоторых случаях до полной приостановки программ кредитования. Однако из всех кредитных розничных продуктов кредитные карты пострадали в меньшей степени. Это обусловлено тем, что сейчас банки заинтересованы в выдаче более «коротких» ссуд, так как самим кредитным организациям трудно найти «длинные» источники финансирования. Кредитные карты, если говорить об основном сроке кредитования, короче потребительских кредитов, схожих с ними по уровню процентных ставок. В 2010 году кредитные карты, возможно, будут основным направлением розничного кредитования банков.

Информация о работе Перспективы применения платежных карт в России