Особенности современных банковских систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность в условиях перехода к рынку приобретают перспек¬тивы развития банковской системы, в том числе российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких перспектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а также зару¬бежных банков. В настоящее время в России на страницах экономичес¬кой печати, в дискуссиях на научных и практических конференциях широко обсуждаются возможности построения двухуровневой банков¬ской системы, а также реорганизации существующих кредитных орга¬низаций.

Содержание

ГЛАВА 18. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ. СОЗДАНИЕ ДВУХУРОВНЕВОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ 209
18.1. Особенности построения банковских систем 209
18.2. Из опыта организации банковских систем зарубежных стран 212
18.3. Особенности построения банковской системы России 221

Работа содержит 1 файл

Особенности современных банковских систем.doc

— 280.50 Кб (Скачать)


Содержание.

ГЛАВА 18. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ. СОЗДАНИЕ ДВУХУРОВНЕВОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ              209

18.1. Особенности построения банковских систем              209

18.2. Из опыта организации  банковских систем зарубежных стран              212

18.3. Особенности построения банковской системы России              221

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

Введение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ. СОЗДАНИЕ ДВУХУРОВНЕВОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

18.1. Особенности построения банковских систем

Актуальность в условиях перехода к рынку приобретают перспек­тивы развития банковской системы, в том числе российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких перспектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а также зару­бежных банков. В настоящее время в России на страницах экономичес­кой печати, в дискуссиях на научных и практических конференциях широко обсуждаются возможности построения двухуровневой банков­ской системы, а также реорганизации существующих кредитных орга­низаций. Идет процесс создания новых, реорганизации действующих банков, развивают свою деятельность банковские ассоциации, союзы. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что механическое изменение структуры банков без существенного преобразования сути их деятель­ности не сможет привести к реальному улучшению их работы, а следо­вательно, и оказать положительное воздействие на экономику страны.

Исторический опыт свидетельствует, что та или иная структура бан­ковской системы зависит от конкретных общественно-экономических условий. На практике используются различные модели построения бан­ковских систем при главенствующей роли центрального банка. Тем не менее можно выделить следующие особенности банковских систем:

уникальность систем, обусловленная национальными традициями, историческим опытом развития. Банковские системы разных стран, их организационная структура зависят от многих факторов (объективных и субъективных), к числу которых наряду с историческими, нацио­нальными традициями следует отнести также степень развития товарно-денежных отношений в стране, общий уровень роста экономики, способы регулирования денежного обращения (прямой и косвенный) и др. Например, на Североамериканском континенте две высокоразви­тые страны мира - США и Канада, находящиеся в непосредственной близости друг к другу, имеют прямо противоположные подходы к орга­низации своих банковских систем. В США насчитывается около 12 тыс. банков, в Канаде - всего шесть банков, имеющих филиалы и отделения на территории всей страны. Следовательно, вопрос заключается не в количестве банков как таковых, а в численности банковских учрежде­ний (филиалов, отделений, агентств), обслуживающих предприятия, организации и население.

Количественная характеристика элементов банковской системы -вопрос не формальный для любой страны. В России, например, до про­ведения банковской реформы конца 80-х - начала 90-х гг. насчитыва­лось всего три государственных банка, которые имели разветвленную сеть учреждений по всей стране (Госбанк СССР - около 4,5 тыс. отделе­ний, Стройбанк СССР - 2,5 тыс. и Внешторгбанк СССР - семь отделе­ний на территории страны). Возможность проведения единой государ­ственной политики в денежно-кредитной сфере и жесткий контроль за ее реализацией были важнейшим преимуществом подобной банковс­кой системы. Однако отсутствие рыночных начал в экономике и меж­банковской конкуренции тормозили поступательное движение россий­ской банковской системы;

различия в понимании банка как основного элемента банковских систем. В мировой банковской практике конкуренция между банками и небанковскими кредитными учреждениями, а также среди последних порождает тенденцию к определенной универсализации их деятельнос­ти, что в свою очередь вызвало дискуссии о том, каковы же отличи­тельные признаки банка, выделяющие его из ряда кредитных инсти­тутов, что такое современный банк. Полемика возникла в результате крупных изменений как в кредитной системе, так и в понимании, тео­ретическом осмыслении роли банков в условиях научно-технической революции, что привело к повышению значимости и банковской сис­темы в целом. Среди изменений следует особо выделить рост числа финансовых институтов, именующих себя банками; диверсификацию услуг, предоставляемых банковскими и небанковскими кредитными организациями; существенные изменения в самом характере выпол­няемых услуг, сути банковских операций, вызванных широким вне­дрением электронно-вычислительной техники и оргтехники в банков­скую сферу.

В последние годы быстро менялась традиционная роль банков и других (небанковских) кредитных организаций. Так, на Западе банки осуществляют ипотечные операции, используют закладные; строитель­ные общества предоставляют клиентам банковские услуги; крупные магазины розничной торговли выпускают кредитные и дисконтные кар­точки; банки приобретают биржевые маклерские фирмы и т.д. При этом в соответствии с американским законодательством, например, небан­ковским кредитным институтам предоставлены те же юридические пра­ва, что и банкам. В Великобритании, напротив, кредитные институты (небанки) имеют определенные ограничения в деятельности;

положение банков на рынке ценных бумаг. Исторические, нацио­нальные особенности построения банковских систем проявляются так­же в том, что в отдельных странах (в Германии, Франции, Австрии, Венгрии, Италии, других европейских странах) не существует четкого разграничения между коммерческими и инвестиционными банками, что определяется положением последних на рынке ценных бумаг.

В Германии, например, банки исторически сочетают краткосроч­ные депозитно-ссудные и долгосрочные инвестиционные операции. Коммерческие банки могут быть владельцами капитала корпораций, осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг; создавать и вла­деть инвестиционными фондами; могут иметь представителей в сове­тах компаний, в которых у них есть собственность, и т. д.

В США кредитные и инвестиционные банковские операции четко разграничены. Инвестиционные банки, выполняющие операции с государственными и корпоративными ценными бумагами, выделены в группу специализированных банков, в то время как коммерческим бан­кам запрещено выполнять операции на фондовом рынке с корпоративными ценными бумагами.

Банковская система Японии, если рассматривать инвестиционную деятельность банков, во многом была построена по американскому образцу. В отличие от других стран мира действующие в Японии законы четко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями, не позволяя им вторгаться в сферу операций друг друга. Японские коммерческие банки могут: выступать владельцами части ак­ционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала кор­пораций) и быть представлены в советах компаний, в которых они име­ют собственность; выполнять трастовые операции, связанные с выпуском ценных бумаг, но не имеют права самостоятельно эмитиро­вать или размещать ценные бумаги.

В Великобритании, в отличие от стран континентальной Европы, коммерческие и инвестиционные банки также разделены (многие инве­стиционные банки образовались из «торговых банков»). Они имеют привилегию обращаться в Банк Англии за централизованными креди­тами и работают с привлеченными средствами коммерческих банков. Наиболее влиятельные из торговых банков (около 60) входят в Ассоци­ацию эмиссионных домов. Результатом подобного подхода является различный правовой статус коммерческих и инвестиционных банков;

система надзора за деятельностью коммерческих банков. В мировой банковской практике существуют разные подходы к организации бан­ковского надзора. Можно выделить три группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур, местом и ролью централь­ного банка в этих структурах:

• страны, в которых контроль (надзор) осуществляется централь­ным банком, - Австралия, Великобритания, Исландия, Испания, Ир­ландия, Италия, Новая Зеландия, Португалия;

• страны, в которых контроль выполняется не центральным банком, а другими органами, - Канада, Дания, Люксембург, Швеция, Австрия, Финляндия, Норвегия;

• страны, в которых контроль производится центральным банком совместно с другими органами, - Швейцария (Центральным банком совместно с Федеральной банковской комиссией и Швейцарской бан­ковской ассоциацией); Франция (Банком Франции совместно с Банков­ской комиссией); Германия (Бундесбанком совместно с Федеральной службой кредитного контроля); США (Федеральной резервной систе­мой - ФРС - совместно с Министерством финансов - Казначейством через контролера денежного обращения и независимым агентством - Федеральной корпорацией страхования депозитов).

Наибольший интерес представляет опыт США. Известно, например, что банки в США двойного (точнее, раздельного) подчинения. Это означает, что для части коммерческих банков (национальных банков) лицензирование, контроль, надзор и регулирование их деятельности осу­ществляются федеральным правительством, а для другой части - влас­тями отдельных штатов. С учетом регулирования все американские бан­ки можно разделить на четыре группы:

• национальные банки;

• банки штатов - члены ФРС;

• банки - не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию стра­хования депозитов (ФКСД);

• банки - не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД.

Национальные банки подчиняются Контролеру денежного обраще­ния (служба Министерства финансов) и подпадают под действие всех федеральных банковских законов, а также правил и инструкций ФРС и ФКСД. Банки штатов - члены ФРС подчиняются законам и правилам того штата, где они зарегистрированы и осуществляют свои операции, и соответствующим федеральным законам, поскольку они являются членами ФРС и ФКСД. Банки - не члены ФРС с вкладами, застрахо­ванными в ФКСД, подчиняются законам соответствующих штатов, а также правилам и инструкциям ФКСД. Банки - не члены ФРС с неза­страхованными вкладами подпадают под действие лишь законодатель­ства штатов. При этом банки определяют свою юрисдикцию, т.е. выби­рают подчинение федеральным властям или властям штатов. К этому следует добавить, что в стране продолжают действовать несколько бан­ков, не подчиняющихся ни федеральным властям, ни властям штатов (они называются частными).

Кроме того, порядок открытия отделений банков относится к ком­петенции властей штатов. В одних штатах (в 15) запрещено открывать отделения или филиалы (Техас, Иллинойс и др.); в других - разрешает­ся делать это без всяких ограничений (Калифорния, Северная Кароли­на). В ряде штатов сеть отделений должна быть ограничена тем же гео­графическим местом (округом, городом, поселком), где располагается главная контора банка. Иногда допускается открытие отделения в со­седних округах.

Подобной практики нет не только в других странах, но и ни в одной другой сфере государственного регулирования в самих США. Это при условии, что банковское дело в этой стране признается крайне важной отраслью, нуждающейся в особо строгом контроле.

Итак, банковский надзор объективно необходим, следовательно, нужны и специальные органы, осуществляющие соответствующие фун­кции. Органы могут быть разными по статусу, но среди них почти все­гда есть государственные. Система регулирующих (надзирающих) ор­ганов в той или иной стране всегда отражает особенности политического и социально-экономического развития данной страны, ее традиции, задачи, решаемые ею на том или ином историческом этапе. Вместе с тем рассмотрение практики построения системы регулирования банков­ской деятельности в отдельных странах в историческом аспекте пока­зывает, что эти процессы в разных странах все же имеют больше обще­го, нежели различий;

уровни банковских систем. Совокупность действующих в стране бан­ков может иметь одноуровневую либо двухуровневую организацию.

Одноуровневый вариант построения банковской системы может быть в случаях, когда:

• в стране еще нет центрального банка;

• в стране есть только центральный банк;

• центральный банк выполняет все банковские операции, конкури­руя с другими банками.

Первый случай соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки (и другие кредитные организации) без какой-либо координации их деятельности могли выполнять любые принятые в то время операции, вплоть до эмиссии своих денежных знаков. В настоя­щее время существование банковской системы без центрального банка является исключением из общего правила. В качестве примера можно привести Люксембург и Гонконг. В Люксембурге в последние годы ве­дется работа по созданию центрального банка, а в Гонконге по согла­шению с Великобританией функции центрального банка для этой страны выполнял Банк Англии.

Примером второго случая может служить монобанковская система во главе с Госбанком СССР (до проведения последней банковской ре­формы). Подобная банковская система была по своей сути реализаци­ей на практике идеи В. И. Ленина о создании единого банка с отделени­ями по всей стране.

Третий случай также апробирован в Советском Союзе. Госбанк СССР был универсальным банком, выполнявшим функции централь­ного банка и обслуживающим клиентуру. С 20-х гг. вплоть до приня­тия в 1987 г. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 821 Госбанк СССР, облеченный эмиссионной и кредитной функция­ми одновременно, в случае потребности хозяйства в дополнительных кредитах мог при отсутствии ресурсов «в одном кармане» (аккумули­рованных свободных денежных средств и др.) брать средства «в дру­гом», не испытывая при этом каких-либо особых неудобств.

При желании банк мог выдать кредит, создав себе тем самым и вклад (ресурс) в хозяйстве. «Капиталотворческая» функция таким образом могла иметь и действительно имела место, вызвав формирование «мни­мых» вкладов и увеличение платежных средств в хозяйственной прак­тике. Необходимо отметить, что капиталотворчеством банки могут (в определенных пределах) заниматься при любом построении банков­ской системы,

В настоящее время практически во всех странах с рыночной эконо­микой созданы и активно развиваются двухуровневые банковские сис­темы, где на первом уровне функционирует центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную и про­чие виды деятельности; на втором - действуют коммерческие банки.

Информация о работе Особенности современных банковских систем