Особенности рассмотрения дел о банкротстве предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление и исследование теоретических и практических проблем процессуального характера, возникающих при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве).
Эта цель реализуется через решение следующих задач:
- анализ арбитражного процессуального законодательства, а также норм Закона о банкротстве, исследование специфики проявления общих норм процессуального характера в делах о несостоятельности (банкротстве);
- определение правовой природы дел названной категории;
- характеристика лиц, участвующих в делах о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
- изучение особенностей рассмотрения дел о банкротстве;
- характеристики судебных актов, выносимых по делу о банкротстве.

Содержание

Введение………………………………………………….… ……3

Глава 1. Общая характеристика дел о банкротстве ...................6

1.1. Развитие российского законодательства о банкротстве....6

1.2. Понятие и признаки банкротства в российском праве.....10
Глава 2. Особенности рассмотрения дел о банкротстве............17

2.1. Предпосылки права на обращение в арбитражный суд с
заявлением о признании должника банкротом...........................17
2.2. Возбуждение и рассмотрение дела о банкротстве в арбитражном суде....................................................................................24

2.3. Характеристика субъектов, участвующих в делах о
банкротстве..............................................................................................29
2.4. Акты арбитражного суда по делам о банкротстве..........38
Заключение……………………………………….….………….44

Список использованных нормативных правовых актов
и научной литературы………………………………...………….47

Работа содержит 1 файл

Курсачок.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

      - представитель собрания кредиторов  или представитель комитета кредиторов;

      - иные лица в случаях, предусмотренных  АПК РФ и Законом о банкротстве  (к этим лицам относятся, например, свидетели, эксперты, переводчики, представители, помощник судьи, секретарь судебного заседания);

      - Центральный Банк Российской  Федерации, если заявление о  банкротстве кредитной организации  направлено в суд не им, а  иным лицом (ст. 38 Федерального  закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций");

      - орган по надзору за страховой  деятельностью при рассмотрении  дела о банкротстве страховой  организации (п. 1 ст. 183 Закона о  банкротстве). В настоящее время  таким органом является Федеральная  служба страхового надзора, созданная в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"30 (ранее функции страхового надзора осуществлял Минфин РФ в соответствии с подп. 31 п. 6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273)31.

      Полномочия  лиц, участвующих в арбитражном  процессе по делу о банкротстве, определяются нормами АПК и Закона о банкротстве. Например, полномочия представителя  работников должника определены ст. 2, п. 1 ст. 12, п. 11 ст. 16 Закона о банкротстве.

      В соответствии с АПК представителями  организаций в арбитражном суде могут выступать руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты (п. 5 ст. 59 АПК). В Законе о банкротстве содержится иной подход к определению представителей организаций: представителем может быть любое лицо, имеющее надлежащим образом оформленную доверенность (ст. 36 Закона о банкротстве). В процессе о банкротстве применению подлежит норма Закона о банкротстве как норма специального закона.

      Суд является обязательным и главным субъектом процессуальных отношений и занимает центральное место. Вместе с тем, он наделяется специальными полномочиями, которых нет в других видах судопроизводства. Он не только контролирует деятельность собрания кредиторов и арбитражных управляющих, но и существенным образом может влиять на ход производства по делу о банкротстве, возбуждая и заканчивая его вынесением решения или определением о прекращении производства по делу, удовлетворяя и отклоняя ходатайства сторон, вынося соответствующие судебные акты.

      Особенностью дел о банкротстве является исполнение арбитражным судом в ряде случаев функций, не совсем связанных с осуществлением правосудия32. В частности, в тех случаях, когда рассматриваются споры об установлении очередности, состава и размера требований (п. 11 ст. 16 Закона), рассматриваются заявления о признании недействительным решения собрания кредиторов (ст. 15); решаются вопросы об утверждении и назначении арбитражных управляющих (ст.ст.20, 45 Закона); утверждается отчет внешнего управляющего (ст. 119); осуществляется контроль за деятельностью конкурсного управляющего (ст. 143, 147) и др. можно говорить об осуществлении специальных функций контрольного характера. Во всех вышеназванных ситуациях, контролируя законность действий участников в делах о банкротстве, арбитражный суд не осуществляет правосудие как таковое.

            Участники рассмотрения дела о банкротстве предприятий обладают всеми признаками лиц, участвующих в деле: имеют самостоятельный юридический интерес к исходу дела (при этом интерес должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов можно охарактеризовать как материально-правовой, интерес арбитражного управляющего - как процессуальный); действуют в процессе от своего имени; вправе совершать действия, направленные на возникновение, развитие и окончание процесса в той или иной стадии; на них распространяется законная сила судебного решения.

      Рассмотрение  дела о банкротстве характеризуется  особым составом участников, качественный спектр которых определяется спецификой дел о банкротстве: их публичностью и, соответственно, необходимостью учета множества пересекающихся и порою сталкивающихся интересов участников правоотношений, имеющих разную степень отношения к судебному процессу.

      Именно  этим обстоятельством: разным уровнем  интереса к исходу процесса, и, соответственно, различными целями участия – продиктована необходимость дифференциации участников дела, имеющих отношение к должнику, на две группы: лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34 Закона) и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона)33. В общем-то, такое деление известно и традиционному арбитражному процессу: к лицам, участвующим в деле относятся стороны, третьи лица и заявители, к лицам, участвующим в процессе – представители, эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания (ст. 54 АПК). Но законодательство о банкротстве вкладывает в деление участников процесса иной смысл. К лицам, участвующим в деле, имеющим полный объем процессуальных прав, предоставленных АПК и Законом о банкротстве, оно относит тех лиц, чьи, прежде всего, имущественные интересы, затрагиваются рассмотрением дела, а именно: кредиторов (в том числе уполномоченные органы и органы исполнительной власти) и должника, а также арбитражного управляющего, непосредственно осуществляющего процедуры банкротства.

      В соответствии с АПК к лицам, участвующим  в арбитражном процессе, отнесены лица, содействующие осуществлению  правосудия (они же являются участниками  и арбитражного процесса по делу о  банкротстве)34. Закон о банкротстве к таким лицам относит всех остальных участников правоотношений, в которые вступает должник, чьи личные, имущественные и иные интересы могут быть затронуты результатами рассмотрения дела. Это – работники должника (в лице их представителя, избираемого на собрании или конференции трудового коллектива), участники общества, товарищества или кооператива (также в лице их представителя), собственники имущества должника – унитарного предприятия, представитель собрания или комитета кредиторов (ст. 35 Закона).

      Указанные лица, хотя и имеющие собственные  интересы в отношении должника, в  том числе имущественные, по ряду причин лишены законодателем права  быть полноправными участниками  дела о банкротстве. Им предоставлено  только право участвовать в судебном разбирательстве и высказывать свое мнение (их можно сравнить с участником собрания, обладающим правом совещательного голоса), которое может быть и учтено судом при принятии судебного акта, но не может быть принято в качестве основного доказательства при определении факта несостоятельности. Такие лица не имеют, к примеру, права обжаловать судебные акты арбитражного суда, действия лиц, участвующих в деле.

      Поскольку дела о банкротстве не относятся  к делам искового производства, его участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих требований, увеличивать или уменьшать размер требований. Не может требование о признании должника банкротом быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта). В то же время, кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 Закона), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин.

      Существует  в делах о банкротстве и  аналогичный отказу от иска институт, имеющий также свои особенности. Отказ должника или кредитора-заявителя  от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п.1 ст.57 Закона). В порядке сравнения – в Законе о банкротстве 1998 г. такая норма отсутствовала, что вызывало у судов вопрос: возможно ли принимать отказ кредитора или должника – заявителя от заявленного требования35.

      Дела  о банкротстве  рассматриваются  арбитражным судом  только коллегиально (ч. 2 ст. 17 и ч. 2 ст. 223 АПК). Однако, это положение касается только судебного разбирательства по существу дела о банкротстве и рассмотрения возражений относительно требований кредиторов в ходе осуществления процедур банкротства (ст. 71, 100 Закона). Все остальные процессуальные действия, в том числе судебные заседания, совершаются судьей единолично. В частности, единолично судья принимает заявление о признании должника банкротом (ст. 42 Закона), проводит заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику и о введении наблюдения (ст. 48 и ч.1 ст. 49), проводит подготовку дела к судебному разбирательству (ст. 50), рассматривает разногласия, заявления, ходатайства и жалобы (ч.1 ст. 60).

      Возможность единоличного совершения перечисленных  процессуальных действий вызвана двумя  причинами: большим количеством  дел о банкротстве, рассматриваемых  арбитражными судами, и необходимостью оперативного реагирования на возникающие в ходе рассмотрения дела коллизии. Как показала практика применения Закона о банкротстве 1998 г., по которому все судебные заседания суд должен был проводить в коллегиальном составе, это обстоятельство часто препятствовало оперативному рассмотрению заявлений, ходатайств, жалоб и возражений.

      В состав суда, рассматривающего дело о  банкротстве, могут быть включены только судьи арбитражных судов (профессиональные судьи), арбитражные заседатели привлекаться к участию в рассмотрении таких дел не могут (ч. 2 ст. 223 АПК).

      Новый закон несколько изменяет понятие конкурсных кредиторов по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Таковыми согласно ст.2 Закона о несостоятельности являются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

      Закон о банкротстве не определяет конкретного  органа исполнительной власти осуществляющего  функции уполномоченного органа. Данный орган был определен в  Постановлениях Правительства от 30.11.2002 г. № 85536 и от 14.02.2003 г. № 100 им являлась Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству37. Но в соответствии с п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству была упразднена38. Согласно п. 14 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемой Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству передаются Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, функцию по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства передаются Федеральной налоговой службе39.

      Особым  статусом, определяемым спецификой дел  о банкротстве, обладает такой важнейший  участник дела как арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий). Это профессиональный антикризисный управляющий, назначаемый арбитражным судом, действующий под контролем суда и кредиторов, для которого проведение процедур банкротства является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий является одним из главных участников рассмотрения дела о банкротстве, во многом, наряду с арбитражным судом, определяющим успешность решения задач арбитражного судопроизводства при рассмотрении дел о банкротстве.

      Специфика процессуального статуса арбитражного управляющего определяется тем, что  он не является участником имущественного конфликта, вызванного несостоятельностью должника, поэтому прямой имущественный или иной интерес по отношению к результатам судебного разбирательства у него отсутствует. Основной задачей арбитражного управляющего является руководство процедурами банкротства, от чего зависит его доход как предпринимателя40. Работу арбитражного управляющего можно сравнить с деятельностью по исполнению судебного акта, но, в большей степени, самостоятельной, поскольку основные пути решения стоящих перед ним задач определяются не судебным актом, а им самим. Необходимостью предоставления арбитражному управляющему возможности осуществления достаточно автономной, инициативной деятельности, определяется наделение его полным объемом равных с кредиторами и должником процессуальных прав.

      Закон о банкротстве не называет среди  участников дела о банкротстве саморегулируемые организации арбитражных управляющих, поскольку они непосредственно в арбитражном процессе не участвуют. Однако, положения Закона, определяющие порядок назначения арбитражным судом арбитражного управляющего, позволяют утверждать, что указанные организации, обладая правом представлять арбитражному суду список кандидатов в арбитражные управляющие (ст. 45) и тем самым оказывать достаточно существенное влияние на ход судебного процесса в целом и процедур банкротства, в частности, наделены определенной процессуальной правоспособностью и фактически, пусть и достаточно завуалировано, участвуют в рассмотрении дела. 

2.4. Акты арбитражного  суда по делам  о банкротстве 

      Дело  о банкротстве должно быть рассмотрено  арбитражным судом в течение  семи месяцев. По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

Информация о работе Особенности рассмотрения дел о банкротстве предприятий