Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:56, контрольная работа
Во всякой экономической системе важное место занимают отношения
кредиторов и заемщиков. Долгий эволюционный путь нашей цивилизации наглядно
продемонстрировал необходимость кредитных отношений, их важность для
развития и полноценного функционирования экономики. В сегодняшней России, в
условиях активного поиска путей перехода к рыночной экономике давно назрела
необходимость всестороннего применения всех инструментов развитой рыночной
экономики. Важное место в ряду таких инструментов занимает кредит, и как
один из его важных видов выступает коммерческий кредит.
|Введение |3 |
| | |
|Глава1. Коммерческий кредит: сущность, роль |4 |
| 1.1.Понятие коммерческого кредита, способы предоставления |4 |
| 1.1.1.Определение и способы предоставления коммерческого кредита |4 |
| 1.1.2.Форфетирование |5 |
| 1.1.3.Кредитная политика корпорации |6 |
| 1.2.Достоинства и недостатки коммерческого кредита |9 |
| 1.3.Развитие коммерческого кредитования |10 |
| | |
|Глава2. Вексель как инструмент коммерческого кредита |16 |
| 2.1.Определение, виды, функции и обращение векселей |16 |
| 2.1.1.Понятие векселя |16 |
| 2.1.2.Классификация векселей |16 |
| 2.1.3.Вексельные функции и индоссамент |19 |
| 2.1.4.Платеж по векселю |20 |
| 2.2. Функционирование вексельного рынка России |22 |
| | |
|Глава3. Проблемы коммерческого кредита и вексельного обращения в | |
|Российской Федерации на современном этапе |24 |
| 3.1.Вексель – решение проблемы неплатежей |24 |
| 3.2.Коммерческий кредит сегодня |29 |
| 3.3.Тенденции и перспективы развития вексельного обращения и | |
|коммерческого кредитования |31 |
| | |
|Заключение |34 |
| | |
|Список использованной литературы
следующем счете. В письме напоминается число и доля остатков, подлежащих
оплате.
Если остаток остается неоплаченным в срок, то полезно связаться или
лично встретиться с клиентом, чтобы точно выяснить причину такого
нарушения. Как можно скорее надо понять, не вызвана ли задержка платежа
проблемами, связанными с поставкой товара (качество, ассортимент и т.д.),
спорными вопросами
по предоставленным платежным
трудностями клиента.
Нужно все время иметь в виду, что процесс сбора средств может дорого
обойтись продавцу как из-за прямых расходов с ним связанных, так и из-за
испорченных отношений с клиентами. Тем не менее, для того, чтобы
предотвратить необоснованное затягивание денежного цикла и свести к нулю
уровень несобранных средств с последующим списанием со счетов безнадежных
долгов, менеджеру необходима твердость и хладнокровие.
Интересная ситуация возникает, когда клиент, пользующийся скидкой,
неожиданно не платит в льготный период. В таком случае не будет ошибкой не
учитывать скидку в счете и ждать платежа на всю сумму счета. Можно даже,
если это единичный случай, а клиент очень солидный, и вовсе не обратить на
это внимание и не портить отношений. Наиболее же гибким путем решения
проблемы неполученных скидок будет разрешение клиенту сохранить скидку даже
в случае несвоевременного платежа в льготном периоде, если клиент
согласится на досрочную оплату следующего счета. Квалифицированные
менеджеры всегда ищут пути удовлетворения потребностей в кредите своих
клиентов, достигая собственные цели и выполняя обязанности по поддержанию
притока денежных
средств.
1.2.Достоинства и недостатки
Коммерческое
кредитование имеет
кредитными и валютными рисками, связывает оборотные средства (хотя и не
отвлекает их!) и ухудшает балансовые показатели и платежеспособность
кредитора. Оно предполагает существование доверительных отношений между
контрагентами (что не столь существенно при вексельном кредитовании).
Отсюда другое название коммерческого кредита – фирменный кредит. Фирменный
кредит, как правило, гибко сочетается с банковским[1]. Банки производят
акцепт, учет, переучет коммерческих векселей, принимают их в залог.
Поскольку за каждым таким векселем стоят определенные товары, продажа
которых позволяет погасить обязательства по нему, то эти операции с
векселями считаются для банков наиболее безопасными и ликвидными.
Существенный недостаток кроется в реальной возможности выписки «бронзовых»,
«дружеских» (смотрите Главу2) векселей. Они не имеют товарного обеспечения
и выписываются только лишь для того, чтобы дисконтировать их в банке или
получить под них ссуду. Предъявляя такие векселя различным банкам, партнеры
стремятся учесть их. При наступлении срока платежа по векселям операция
повторяется, и новыми суммами, полученными в банках, погашаются старые
долги. Так, в XIX веке предоставление предприятиями взаимных кредитов,
оформляемых дружескими и фиктивными (бронзовыми) векселями, было довольно
широко распространенным явлением. Предотвращению выписки таких векселей
может служить информирование банков о взаимоотношениях между векселедателем
и векселедержателем, об их хозяйственных связях. С этой целью в большинстве
развитых стран центральные банки переучитывают лишь первоклассные
коммерческие векселя, т.е. такие, которые выставляются на основе реально
совершенных сделок купли-продажи, и по которым отвечают как минимум три
лица, известных этим банкам безупречной платежеспособностью.
Одна из особенностей коммерческого кредита – возможность включения в
себестоимость выпускаемой предприятием продукции процентов по данному
кредиту. В состав себестоимости включаются затраты на оплату процентов за
отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками
(производителями работ, услуг) по поставленным товарно-материальным
ценностям (выполненным работам, оказанным услугам) (подп. «с» п.2
«Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли»[2]). Действующее законодательство не содержит
каких-либо требований к форме оплаты коммерческого кредита и процентов по
нему, а это означает, что возможно отнесение на себестоимость процентов,
которые были оплачены путем предоставления отступного не в денежной форме
(например, поставки товаров и т.п.), а также путем зачета взаимных
требований.
Коммерческий кредит в большой степени способствует укреплению связей
между продавцом и покупателем. Продавец, располагая временно свободными
средствами, передает их покупателю на относительно короткий срок путем
коммерческого кредитования, получая от него довольно большое вознаграждение
(в виде процентов), большее, чем, скажем, ставка по депозитам на такой же
срок, но меньшее, чем по прямому банковскому кредиту (что очень важно для
покупателя). Таким образом, коммерческий кредит обеспечивает более выгодное
размещение временно свободных средств, хотя и не может исключить
определенного риска в связи с возможностью задержки платежа по векселю.
Покупатель, воспользовавшись такой формой кредитования, может направить
имеющиеся у него средства на другие цели. При прямом банковском
кредитовании такое маневрирование собственными средствами затруднено.
Среди
преимуществ коммерческого
кредитования, пожалуй, главное – его доступность. Ведь кредиторская
задолженность большинства фирм представляет собой форму непрерывного
кредитования. В этом случае нет необходимости формально организовывать
кредитование, оно уже имеет место. Если в настоящее время фирма использует
скидку, возможно дополнительное кредитование посредством уплаты по счетам
точно в установленный срок. При этом не нужно вести переговоры с
поставщиками, решение принимает фирма.
Использование
механизма договора
трудности, связанные, прежде всего, со значительно более высокими
издержками и, как правило, необходимостью изъятия из оборота определенного
объема имущества (например, при залоге). Кредитор может устанавливать некие
ограничения и требовать гарантий. При коммерческом кредите тоже возможны
ограничения, но практически они маловероятны. Коммерческий кредит –
наиболее гибкая форма кредитования. Как правило, поставщик к сбоям в
выплатах относится
менее категорично, чем банкир или иной
кредитор.
Анализ кредитной функции и кредитных операций
Исполняя свои обязанности перед вкладчиками и акционерами, руководство должно удостовериться, что кредитная функция банка направлена на выполнение следующих трех основных задач:
Целью анализа кредитных операций является оценка соответствия кредитного процесса данным условиям. Другими словами, необходимо определить, насколько хорошо поставлен кредитный процесс, хорошо ли отражены директивы руководства во внутренних процедурах, тщательно ли персонал исполняет текущие директивы, своевременно ли и в полном объеме получают информацию все участники кредитного процесса.
Анализ кредитного процесса. Целостность и достоверность кредитного процесса зависят от объективных кредитных решений, которые обеспечивают приемлемый уровень риска по отношению к предполагаемому доходу. Обзор кредитного процесса должен включать анализ кредитных руководств и прочих письменных методик, применяемых различными отделами банка, а также анализ возможностей и реальной производительности всех отделов банка, задействованных в кредитном процессе. Он также должен охватывать процедуры по созданию, оценке, утверждению, выдаче, отслеживанию, инкассации и обработке различных кредитных инструментов, предоставляемых банком. В частности, в обзор должно входить следующее:
Анализ должен включать интервью с менеджерами среднего звена всех отделов, которые исполняют кредитную функцию. Он также должен включать обзоры отдельных кредитных дел. Отношение оцененных кредитных заявок к общему объему одобренных за последние шесть или двенадцать месяцев (общая численность и общая сумма) является одним из показателей качества процесса оценки.
Анализ кадров. Данный анализ касается служащих, задействованных в процедурах по созданию, оценке, утверждению и отслеживанию кредитных рисков. Должно быть определено их количество, занимаемые должности, возраст, опыт и конкретные обязанности. Кадровая структура, навыки и профессионализм должны анализироваться с учетом директив руководства и процедур, в которых участвуют сотрудники. Должны быть рассмотрены все тренинги, проводящиеся для кредитных служащих банка, и оценена их эффективность. Качество и частота обучения персонала обычно являются хорошим показателем уровня их профессионализма в предоставлении кредитов.
Информационные потоки. Так как кредитная функция обычно рассредоточена по всей организации, банк должен иметь эффективные системы мониторинга за соблюдением установленных директив. Данное условие может быть наилучшим образом выполнено путем внутреннего анализа и создания системы отчетности, которая могла бы информировать правление и менеджеров высшего звена о том, каким образом выполняются директивы, и обеспечивать их достаточной информацией для оценки деятельности служащих низшего звена и состояния кредитного портфеля. Поскольку информация является основным элементом процесса кредитного управления, должны быть проанализированы ее доступность, качество и эффективность с точки зрения затрат. Кроме того, следует уделять внимание информационным потокам между различными частями банка, и в частности тому, является ли фактически поступающая информация полной, своевременной и эффективной. Данный анализ тесно связан с анализом персонала, структуры контроля, организационной структуры и/или информационных технологий.