Организация денежного обращения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок не возможен без денег. Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между различными субъектами: физическими и юридическими лицами, банками, кредитными организациями, государством. Движение денег при выполнении ими своих функций представляют собой денежный оборот.
Денежное обращение является важнейшей составляющей экономики любого государства, в том числе и России. Сложное переплетение разнообразных производственных, инвестиционных и торговых процессов, вложение капитала, формирования и использования кредитных средств обеспечиваются благодаря денежному обращению - движению денег в наличной и безналичной формах. Поэтому тема курсовой работы - "Организация денежного обращения в Российской Федерации" - представляется актуальной и значимой.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3
1.Теоретические основы денежного обращения…………………….5
1.1 Сущность денежного обращения…………………………………...5
1.2 Структура денежного обращения…………………………………...7
2. Организация денежного обращения в Российской Федерации…9
2.1 Налично-денежное обращение РФ…………………………………..9
2.2 Безналичный оборот в России……………………………………….15
3. Денежная масса и денежное обращение…………………………..37
3.1 Денежная масса………………………………………………………37
3.2 Уравнение обмена……………………………………………………40
3.3 Закон денежного обращения…………………………………………41
3.4 Скорость обращения денег………………………………………….43
Заключение…………………………………………………….…………46
Список литературы………..………………………………….………..48

Работа содержит 1 файл

курсрваая.docx

— 151.91 Кб (Скачать)

Лимиты остатка кассы  распорядителей и получателей средств  федерального бюджета, открывших лицевые  счета в органах федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными  кредитными организациями органам  федерального казначейства Российской Федерации с учетом указанных  распорядителей и получателей средств  федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета  в органах федерального казначейства в установленном порядке.

При наличии у предприятия  нескольких счетов в различных учреждениях  банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета.

При проверке данного предприятия  учреждения банков руководствуются  этим лимитом остатка наличных денег  в кассе.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка  наличных денег в кассе ни в  одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается  нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

Лимит остатка кассы  определяется исходя из объемов налично-денежного  оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка  кассы устанавливается:

для предприятий, имеющих  денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи  России ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для  обеспечения нормальной работы предприятий  с утра следующего дня;

для предприятий, имеющих  денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи  России на следующий день, - в пределах среднедневной выручки наличными  деньгами;

для предприятий, имеющих  денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи  России не ежедневно, - в зависимости  от установленных сроков сдачи и  суммы денежной выручки;

для предприятий, не имеющих  денежной выручки, - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального  характера и стипендии).

Установленные учреждением  банка лимиты остатка наличных денег  в кассе письменно сообщаются каждому предприятию, для чего могут  использоваться вторые экземпляры представленных расчетов по форме 0408020.

Лимит остатка кассы  может пересматриваться в течение  года в установленном порядке  по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки  и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.

2.6 Предприятия обязаны  сдавать в учреждения банков  все наличные деньги сверх  установленных лимитов остатка  наличных денег в кассе.

Предприятия могут хранить  в своих кассах наличные деньги сверх  установленных лимитов только для  выдачи на заработную плату, выплаты  социального характера и стипендии  не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения  денег в учреждении банка. По истечении  этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег  сдаются в учреждения банков и  в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной  федеральными законами, иными правовыми  актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими  правилами.

2.7 Предприятия по согласованию  с обслуживающими их учреждениями  банков могут расходовать поступающую  в их кассу денежную выручку  на цели, предусмотренные федеральными  законами и иными правовыми  актами, действующими на территории  Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.

Предприятия не имеют права  накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих  расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии) до установленного срока  их выплаты.

Решение о расходовании предприятиями денежной выручки  из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного  расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с  бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также  с учреждениями банков по ссудам.

Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.

При открытии счета недоимщика действие ранее выданных разрешений на расходование предприятиями поступающей  в их кассы денежной выручки приостанавливается до полного расчета с бюджетами  всех уровней и государственными внебюджетными фондами. В этом случае учреждения банков направляют предприятиям не позднее следующего дня после  получения извещения об открытии счета недоимщика уведомления о  прекращении использования поступающей  в их кассы денежной выручки на время действия этого счета. Данное условие может быть оговорено  при заключении дополнительного  договора банковского счета или  внесении изменений в имеющиеся  договоры банковского счета с  учреждениями банков, в которых открыты  другие счета, кроме счета недоимщика.

2.8 Предприятия могут  получать наличные денежные средства  в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и нормативными актами Банка России.

2.9 Выдачи денежной наличности  предприятиям на заработную плату  и выплаты социального характера,  стипендии производятся в сроки,  согласованные с обслуживающими  учреждениями банков. При согласовании  конкретных сроков выдачи наличных  денег на эти цели учреждения  банков учитывают необходимость  равномерного распределения их  по дням месяца и беспрепятственного  удовлетворения обоснованных требований  предприятия в наличных деньгах.

Выдачи наличных денег  предприятиям на указанные цели по срокам, приходящимся на пятницу, субботу  и воскресенье, могут производиться  учреждениями банков в целях рассредоточения  нагрузки на кассовых работников начиная с четверга. Выдачи наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные дни, производятся не ранее, чем за три дня до их наступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, - накануне выходных дней этих предприятий.

В случаях, когда выдачи наличных денег на заработную плату  производятся не через кассу учреждения банка, поручения предприятий на перечисления или перевод указанных  сумм принимаются с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили  в соответствующие учреждения банков или предприятия Госкомсвязи  России в установленные для этих предприятий сроки выплаты заработной платы.

Выдачи наличных денег  для расчетов с увольняемыми работниками  и уходящими в отпуск, а также  в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, производятся независимо от установленных предприятию сроков выплаты заработной платы.

2.10. В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя учреждения банка) календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) по форме 0408021 (Приложение 2) на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.

Исходя из предстоящих (расчетных) выдач наличных денег  в мае и ноябре, учреждения банков ежегодно составляют календарь выдач  наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии (по месяцам) по форме 0408022 (Приложение 3) и не позднее 20 марта  и 20 сентября представляют его территориальным  учреждениям Банка России.

В календаре выдач наличных денег указываются расходы по выплате заработной платы, выплатам социального характера, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального  характера, стипендии по обслуживаемым  учреждением банка предприятиям с учетом предприятий - клиентов бескассовых учреждений банков по всем числам месяца, включая и нерабочие дни (сумма выдач за 31 число прибавляется к размеру выдач 30 числа месяца), а также согласованные в установленном порядке сроки выдач наличных денег. Не учитывается заработная плата, выплачиваемая предприятиями из выручки и переводимая для зачисления во вклады граждан в учреждения банков.

Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты  социального характера и стипендии  по республике, краю, области (по месяцам) по форме 0408023 (Приложение 4) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку  России для свода в целом по Российской Федерации.

Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных  выплат по заработной плате (символ 96 "Выдачи на заработную плату в текущем  месяце по срокам, приходящимся на следующий  месяц") и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка  России (форма N 201).

2.11. Для осуществления  учета своевременного получения  предприятиями наличных денег  на заработную плату и выплаты  социального характера учреждения  банков ведут "Ведомость учета  выдач наличных денег на заработную  плату, выплаты социального характера  и стипендии" по форме 0408024 (Приложение 5). Данные учета используются  при расчетах потребности учреждения  банка в наличных деньгах в  предстоящие дни.

Абзац утратил силу. - Указание ЦБ РФ от 31.10.2002 N 1201-У.

2.12. Выдачи наличных  денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих  поступлений денежной наличности  в кассы кредитных организаций.

Для обеспечения своевременной  выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также  со счетов по вкладам граждан территориальные  учреждения Банка России или по их поручению расчетно - кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением "О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. N 56 и осуществляют контроль за его соблюдением.

При недостаточности текущих  поступлений наличных денег для  удовлетворения потребностей обслуживаемых  предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке.

2.13. Установление лимитов  оборотных касс учреждениям Банка  России и их подкрепление осуществляется  в порядке, определенном в Инструкции  по эмиссионно - кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31.

2.14. Учреждения банков  в целях максимального привлечения  наличных денег в свои кассы  за счет своевременного и полного  сбора денежной выручки от  предприятий не реже одного  раза в два года проверяют  соблюдение определенного Банком  России порядка ведения кассовых  операций и работы с денежной  наличностью в соответствии с  рекомендациями, изложенными в Приложении 7.

Материалы проверок оформляются  справкой по форме 0408026

(Приложение 8). При необходимости  копии справок направляются в  соответствующие органы Государственной  налоговой службы Российской  Федерации для принятия к предприятиям  мер финансовой и административной  ответственности за несоблюдение  порядка работы с денежной  наличностью в соответствии с  предоставленными им правами.

2.15. К предприятиям, не  соблюдающим порядок ведения  кассовых операций и работы  с денежной наличностью, применяются  меры ответственности, предусмотренные  законодательными и иными правовыми  актами Российской Федерации.

2.16. Территориальные учреждения  Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в свете настоящего Положения.

Информация о работе Организация денежного обращения в России