Организация денежного обращения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок не возможен без денег. Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между различными субъектами: физическими и юридическими лицами, банками, кредитными организациями, государством. Движение денег при выполнении ими своих функций представляют собой денежный оборот.
Денежное обращение является важнейшей составляющей экономики любого государства, в том числе и России. Сложное переплетение разнообразных производственных, инвестиционных и торговых процессов, вложение капитала, формирования и использования кредитных средств обеспечиваются благодаря денежному обращению - движению денег в наличной и безналичной формах. Поэтому тема курсовой работы - "Организация денежного обращения в Российской Федерации" - представляется актуальной и значимой.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3
1.Теоретические основы денежного обращения…………………….5
1.1 Сущность денежного обращения…………………………………...5
1.2 Структура денежного обращения…………………………………...7
2. Организация денежного обращения в Российской Федерации…9
2.1 Налично-денежное обращение РФ…………………………………..9
2.2 Безналичный оборот в России……………………………………….15
3. Денежная масса и денежное обращение…………………………..37
3.1 Денежная масса………………………………………………………37
3.2 Уравнение обмена……………………………………………………40
3.3 Закон денежного обращения…………………………………………41
3.4 Скорость обращения денег………………………………………….43
Заключение…………………………………………………….…………46
Список литературы………..………………………………….………..48

Работа содержит 1 файл

курсрваая.docx

— 151.91 Кб (Скачать)

Конкретизация целей, задач, полномочий и ответственности Центрального банка РФ по регулированию денежного  обращения России дана в федеральных  законах "О Центральном банке" и "О банках и банковской деятельности", где также установлен используемый им при этом нормативный инструментарий. Ключевые законодательные моменты  данных федеральных законов о  роли и месте ЦБ РФ (Банка России) в организации и регулировании  национального денежного обращения  были рассмотрены в предыдущем параграфе  данной главы. Однако обзор прав, обязанностей, основных методов и инструментов, закрепленных федеральным банковским законодательством за Банком России, не дает представления о порядке  оперативного регулирования денежного  обращения страны, документах, определяющих этот порядок.

Оперативное регулирование  Банком России денежного обращения  в Российской Федерации, возложенное  на него Конституцией РФ и федеральными законами, осуществляется путем разработки ЦБ РФ нормативных положений и  установления правил осуществления  расчетов в Российской Федерации, не противоречащих основным законам государства - Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.

Так, гл.46 [1, ст.861] предусматривают, что "расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими  предпринимательской деятельности, могут производиться наличными  деньгами [1, ст.140] без ограничения  суммы или в безналичном порядке", а расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями  производятся в безналичном порядке. В то же время предусмотрено, что "расчеты между этими лицами могут производиться также наличными  деньгами, если иное не установлено  законом".

Банк России, выполняя установленные ГК РФ строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:

Положение "О правилах организации наличного денежного  обращения на территории Российской Федерации" от 5 января 1998 г. № 14-П; [2]

Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31;

Положение "О порядке  ведения кассовых операций в кредитных  организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. № 56.

Центральным по своей значимости является Положение № 14-П, которое  обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми  центрами, кредитными организациями  и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также  организациями, предприятиями и  учреждениями на территории России. В  данный нормативный документ заложены четыре базовых метода регулирования  наличного денежного обращения  в РФ:

    • прогнозирование;
    • лимитирование;
    • системное банковское контролирование;
    • ответственность за невыполнение лимитов.

В соответствии с Положением № 14-П организациям, предприятиям, учреждениям  независимо от организационно-правовой формы предписано хранить свободные  денежные средства в учреждениях  банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы  предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. [2, гл.2 п.2.1, 2.2].

Порядок и сроки сдачи  наличных денег устанавливаются  обслуживающими учреждениями банков каждому  предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости  ускорения оборачиваемости денег  и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

Положением № 14-П определено, что в кассах предприятий могут  храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег  в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и  сферы деятельности, имеющим кассу  и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для этого предприятие  представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, "Расчет на установление предприятию  лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в  его кассу". [2, гл.2 п.2.5] Лимиты остатка  наличных денег в кассе, установленные  учреждением банка, письменно сообщаются каждому предприятию. Лимит остатка  кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.д.), а также в соответствии с договором банковского счета.

Предприятия обязаны сдавать  в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов  остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в своих  кассах наличные деньги сверх установленных  лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии и, как правило, не свыше трех рабочих дней.

На коммерческие банки  Положением № 14-П кроме установления лимитов кассы своим клиентам возлагаются и следующие обязанности:

обеспечения своевременной  выдачи клиентам наличных денег для  их нужд;

проверка соблюдения предприятиями  определенного Банком России порядка  ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

проверка соблюдения предприятиями  лимитов расчетами наличными  деньгами;

ежегодное прогнозирование  кассовых оборотов наличных денег.

Как правило, выдача наличных денег банками своей клиентуре  производится за счет текущих поступлений  денежной наличности в их операционные кассы. Однако для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов своих клиентов - предприятий и граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением "О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его соблюдением. При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке из оборотных касс учреждений Банка России. [18] Установление же лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляется в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31.

В целях максимального  привлечения наличных денег в  кассы банков за счет своевременного и полного сбора денежной выручки  от предприятий Положением № 14-П  учреждениям банков предписывается не реже одного раза в два года проверять  соблюдение их клиентами определенного  Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Материалы проверок оформляются  справкой, составленной в соответствующей  форме. При необходимости копии  справок направляются в налоговые  органы Российской Федерации для  принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности  за несоблюдение порядка работы с  денежной наличностью. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения  кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

Со своей стороны  в соответствии с Положением № 14-П  территориальные учреждения Банка  России осуществляют контроль за работой коммерческих банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях.

В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний  Банка России по вопросам организации  наличного денежного обращения  применяются меры, предусмотренные  ст.75 Федерального закона "О Центральном  банке.".

В целом, существующую систему  нормативного регулирования наличного  денежного обращения, созданную  усилиями ЦБ РФ, можно охарактеризовать как четкую и строго регламентированную. Но нельзя не отметить и некоторые  весьма существенные недостатки, например, передачу функций контроля и надзора  за кассовой дисциплиной на предприятиях-клиентах коммерческим банкам. Это положение  неадекватно как минимум по двум причинам. Во-первых, банку невыгодно  проводить реальные проверки своих  клиентов, так как это может  привести к конфликту с клиентом и в дальнейшем к его потере, что ведет к сокращению прибыли. Во-вторых, проведение проверок по соблюдению кассовой дисциплины требует дополнительных трудовых затрат, а следовательно, ведет  к дополнительным финансовым расходам, которые не имеют реальной отдачи, кроме как быть такому банку в  группе "положительных" банков с  точки зрения ГУ ЦБ РФ или не быть [16].

Таким образом, несмотря на предпринимаемые Банком России меры по сокращению и упорядочению наличного  денежного обращения, доля наличных денег в рублевой денежной массе  продолжает оставаться существенно высокой по сравнению с уровнем промышленно развитых стран. В связи с этим необходимо отметить следующее. На самом деле причины столь высокого уровня наличных рублей в общей денежной массе заключаются не в том, что плохо регулируется наличное денежное обращение и низовой контроль за кассовой дисциплиной предприятий возложен на коммерческие банки, которые не заинтересованы в его осуществлении, а в том, что нет экономической базы для его сокращения - высокое налогообложение, инфляция, неплатежи, системный кризис банков и государственных финансов и т.д.

 

2.2 Безналичный оборот в России

 

При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.

Безналичный оборот преобладает  во всех странах и обслуживается  чеками, кредитными карточками, платежными поручениями, электронными средствами платежа, векселями, сертификатами  и т.п.

Безналичный денежный оборот находит выражение в безналичных  расчетах, которые представляют собой  платежи, осуществляемые путем документооборота в виде материального обращения  письменных документов и электронных  средств.

Принципы организации  безналичных расчетов.

Безналичный платежный  оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Соблюдение данных принципов позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым  требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

Главный регулирующий орган  платежной системы - Банк России. Среди  трех его основных задач значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены установление правил, сроков и стандартов осуществления  расчетов и применяемых при этом документов, координация, регулирование  и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

Общий порядок осуществления  расчетов на территории России регулируется Гражданским кодексом [1, ст.861-885], а  также Положением Центрального банка  РФ "О безналичных расчетах в  Российской Федерации"

В связи с массовостью  расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к  оформлению расчетных документов согласно утвержденным стандартам. Расчетные  документы действительны в течение 10 календарных дней, не считая дня  их выписки.

Второй принцип организации расчетов - осуществление их преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяются действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).

Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Информация о работе Организация денежного обращения в России